Глава 13. Родительские чаты
И если раньше для этого архиважного дела мамам нужно было встречаться где-нибудь в кафе, или у кого-нибудь дома, то сейчас социальные сети сделали этот процесс быстрым и простым. Родители, а это, как правило, мамы, заводят чаты в Вайбере или Вотсапе для обсуждения важных классных вопросов. Причём классного руководителя в этот чат не берут – зачем ему знать, что там происходит. И в моих классах были такие чаты. Ничего плохого в этом не было бы, если бы ни одно «но»: часто эти чаты превращаются в настоящую выгребную яму, куда родители сбрасывают весь свой негатив на нас, учителей.
Вы спросите меня, откуда я знаю, если классных мам туда не берут?
Знаю, потому что много лет пишу о школе, веду блог, и иногда родители со всего мира шлют мне весь этот накопившийся «слив».
Сначала приведу несколько примеров (имена вымышленные), но это реальные переписки в родительских чатах. Кстати сказать, я ещё никогда и никуда это не выкладывала… Так что, вы – первые. А потом дам несколько советов как учителям, так и родителям, как избежать этой ненужной всем головной боли.
Родительский чат 3 класса. Дистанционка.
«Инна. Мамочки, вы видели, как прошёл урок математики?
Лена. А кто знает, что задано? Мой ничо не записал.
Катя. Да она НИЧО и не записала сама.
Инна. Я не спрашиваю, что задано. Вы видели, как прошёл урок?
Зоя. Ваще атас! Она что тупая? Я ничего не поняла из её объяснения. А у меня по матеше пятёрка была.
Инна. Вот и я говорю. А я ещё на русский осталась. Не, так как она преподаёт, так и я могу.
Оля. Послушайте, это не совсем этично обсуждать учителя. Остановитесь пожалуйста!
Зоя. Оля, тебе не нравится – не обсуждай. Сколько можно терпеть это безобразие? Дети ни черта не понимают.
Света. Я с Олей согласна. Не нужно так…
Вера. Да ё…т… м… Нужно идти к директору и писать заявление. Если б ни дистанционка, так бы и не узнали, почему наши дети тупые… При такой училке…»
Как вам? Несмелых два возгласа просто потонули в негативе…
Ещё один чат. Закупали подарки учителям на 8 марта. Классика.
«Инна. Мамы, что будем делать с учителями?
Катя. А что с ними делать? Пусть живут пока…
Инна. Я насчёт подарков. Нужно классной, и остальным тоже.
Вера. Опять эти чёртовы сборы. Сколько можно?
Света. До конца ещё четыре года. Столько и можно.
Зоя. А на хрена мы им подарки должны дарить? Это что такое? Они, между прочим, зарплаты получают. А мы не миллионеры. А у классной муж фирму имеет.
Ира. Короче, я против подарков. Или давайте фигню какую-нибудь купим.
Оля. У меня есть знакомая, у неё фирма. Можем цветы заказать. Там недорого и всегда свежие.
Катя. Вот, по розочке, и хватит. Нечего баловать.
Инна. А классной что? Может, духи?
Лера. Ни фига себе! Они не дешёвые, между прочим.
Вера. Тогда чек давайте купим. Сама пусть идёт и покупает, что хочет.
Зоя. По сколько скидываемся?
Света. Зачем скидываться, из классных возьмём. Там ещё что-то осталось…»
Вот так, дорогие, бывает. Да, не везде и не все могут так открыто и пренебрежительно. Но у меня таких переписок множество. И совсем страшно, когда в такие дела вмешивается папа с явно нарушенной психикой. Один такой папа вмешался и сразу перешёл на мат по поводу того, что ему надо будет стоять и жарить сосиски на природе, а он тоже хочет расслабиться и отдохнуть с пивасиком. И хоть бы одна мама в той переписке возмутилась! Вру – одна таки возмутилась и вышла из чата. Правда потом вошла, потому что нужно быть в курсе того, что происходит.
Всё дело, на мой взгляд, в недостатке информации от учителя. А если ещё и нет возможности спросить – начинается эта белиберда, уж простите меня.
Ещё история, когда подобную переписку переслали учителю. Она проплакала всю ночь, а потом написала заявление, что отказывается от класса. Отказаться ей не дали, и что это была за работа – дорисовывайте сами.
Итак, самое важное, я думаю, найти контакт с родителями, чтобы они перестали бояться обсуждать с учителем любые вопросы. За три собрания в год это сделать невозможно, и никто не убедит меня в обратном. Ранее я писала о том, что как только беру класс, тут же САМА создаю закрытую группу в фейсбуке. Мне нравится фейсбук, потому что он очень удобен для подобных переписок. Перед началом учебного года - встреча, где оговариваем всё, до мелочей, включая вопрос о группе для общения. Вы поймите, что если классный руководитель не станет лидером, то лидировать начнут родители. Этого ни в коем случае нельзя допустить. С родителями нужно исключительно СОТРУДНИЧАТЬ.
Мне рассказали случай, когда одна мама в поездке решила взять на себя функции классного руководителя. Она сказала классной, чтобы та сидела и отдыхала, и что она сама наведёт порядок. Не знаю почему, но классный руководитель обрадовалась и с радостью делегировала свои полномочия маме, которая к педагогике никакого отношения не имела, а работала главным бухгалтером в какой-то фирме.
В автобусе эта мама взяла микрофон и жёстко стала наговаривать детям правила поведения. Отступление от правил каралось тем, как сказала мама, что автобус развернут и все поедут обратно. Так и сказала. А классная смолчала, радостно соображая, что вот, наконец-то появилась жёсткая "ежовая рукавица" для её неслухов.
«Я подумала: пусть почувствуют разницу!» - написала она мне.
И дети почувствовали. Они то и дело нарушали правила поведения, продиктованные мамой, ибо плевать они хотели на все правила, разбегались, как только выходили из автобуса, а мама пыталась криками их собрать в кучу, что было в принципе невозможно. На экскурсии в каком-то музее вообще начался кошмар: дети стали просто мстить этой маме и всем взрослым, которые поехали с ними. Не знаю, сколько там было взрослых, но когда классный руководитель поняла, что нужно вмешаться, было поздно: поездка была безнадёжно испорчена.
Классный руководитель должен сразу дать понять, что воспитание и инструктажи – это её прерогатива. Как бы поступила я? Я бы извинилась, взяла у мамы микрофон и спокойным голосом сказала:
«Дорогие мои! Я очень благодарна нашей замечательной маме Лене (Гале, Анне...) за помощь! Но у меня есть приказ, подписанный директором, поэтому, как вы понимаете, я не могу устраниться от выполнения своих обязанностей. А посему, давайте-ка мы с вами, а также вместе с родителями, обговорим и запишем правила, по которым и будет проходить наша поездка. Сделайте эти правила весёлыми, разумными. И, как вы понимаете, автобус заказан и с маршрута он не свернёт. Только очень прошу: давайте сделаем нашу поездку незабываемой в хорошем смысле слова. Мама Лена будет ответственной за обед, Мама Ира за билеты в музей, мама Катя – за чистоту в автобусе…»
Да, можно найти любые слова, чтобы высказать своё мнение, не сделав при этом больно маме, которая из благих побуждений действительно решила помочь.
Как бороться с чатами? Да никак. Вот поверьте на слово: НЕ НУЖНО С НИМИ БОРОТЬСЯ! Они всё равно будут образовываться – это то, что вам неподвластно. Но что вы можете сделать, как классный руководитель, так это стать открытой для всех родительских бед, проблем, вопросов. Это «качели», дорогие мои. Если вы им дадите полную информацию по учебному процессу, если будете встречаться регулярно, а не раз в триместр, если все спорные вопросы будете решать вместе, в этих чатах всё будет хорошо.
И, пожалуй, самый спорный вопрос: о подарках.
На первом же родительском собрании я сказала родителям: "Милые родители! Дорогие подарки не приму, даже не покупайте! Цветы не люблю – не тратьте деньги». И все четыре года вместо подарков на праздники «День учителя» и «8 Марта» я объявляла акции: ребята несли альбомы для рисования, краски, фломастеры, тетради и чертёжные принадлежности, бантики и резиночки для волос и прочую мелочь, которую мы складывали в коробки и отвозили в детский дом. Или я спрашивала разрешения у родителей и собирала деньги, которые мы передавали фонду «Мамос уния» для детей, больных раком, диабетом и другими серьёзными заболеваниями. Никогда не забуду случай, когда мы собрали около 500-т Евро для умирающего мальчика, а мама сказала: «Моему сыну уже ничем не поможешь, а другим деткам ещё можно помочь…» Я рассказала в классе, сама плакала, и мои ребята тоже. Кстати, к этой акции присоединялись и другие учителя.
Сейчас скажу то, с чем мало кто из учителей согласиться: я категорически против подарков. Но, понимая, что не все с этим согласны, мы с родителями дарили учителям, работающим в классе, милые сувениры: красивые ручки, маркеры, маленькие коробочки конфет и ёлочные игрушки, сделанные одной удивительной бабушкой нашего класса. И я всегда с радостью принимала от ребят подарки, сделанные своими руками: нарисованную маслом птицу, написанные письма, сплетённую фенечку и многие другие мелочи, приятные сердцу.
И моя душа всегда была спокойна, ибо я знаю, как трудно некоторым родителям выделить деньги для классных нужд.
Продолжение: http://proza.ru/2023/09/25/1499
Свидетельство о публикации №223092501522