Проблема прототипов в литературе

     Антон Чехов брал героев из своей жизни. А меня, хотя я не Чехов, а рядовой графоман (притом "ленивого типа") за это же самое ЖУРЯТ родственники, при этом по полной программе. Радует, что не палкой по башке.   

     ЛЮБЫЕ(!!!) писатели так или иначе, даже сочиняя сказки, наделяют своих героев человеческими чертами, подсмотренными у реальных людей - прототипов по-научному. И часто генерируют, обобщая и видоизменяя, черты одного героя из нескольких прототипов, при этом то маскируя-приглаживая, то гиперболизируя, то шлифуя в пользу своего текстуального творения.

     Часто это делается ЛАСКОВО и даже С ЛЮБОВЬЮ, и совсем редко с жалостью к прототипу. 
     Лично у меня в большинстве случаев именно так и происходит: то есть к "списываемым" друзьям, если ситуация к тому располагает, я отношусь с любовью и иронией (не с сарказмом, и не с насмешкой!). Ибо в противном случае их среди моих друзей просто не было бы.
    
     Я считаю, что отношения прототипа и книжного героя можно рассматривать так же нейтрально, как отношение натурщика к рисунку с него. Автор в данной виртуальной ситуации всего лишь художник, при этом получивший за свой труд не бабло, не гроши, не славу и почёт, а всего лишь моральное удовлетворение... за хорошо получившийся этюд. И ничего личного... насколько это возможно, конечно.
     Кто-то из писателей стесняется полученного книжного эффекта.
     Другой относится по-деловому, как врач-профессионал, который, помня данную им клятву, максимально старательно выполняет свою работу.
     Третий, поциничней и напористей, ставит полученный творческий результат выше каких-то там реальных переживаний. У такого писателя искусство это всё, а жизнь - бледная калька с его книг.
     Кто-то (редкое чмо, или загнанный в угол трусливый пасквилянт, это не касается людей чести) имеет цель опорочить этого человека, при этом самому оставаясь в относительной безопасности, потому как доказать юридически факт списания образа с конкретного прототипа (при талантливой и тщательной авторской маскировке, конечно)  невозможно. Дуэлей на эту ему (хотя бы кулачных), или обращения по этому поводу в суд я на вскидку не припомню, но уверен, что таковые случались и будут случаться впредь, не смотря на совершенно циничные и притом безалаберные нравы настоящего времени...
     Кстати вот... почти дуэль (не состоявшаяся, слава богу): И.Левитан поссорился с Антоном Павловичем именно по поводу узнавания в рассказе Чехова "Попрыгунья" себя самого и известной "салонщицы" Софьи Кувшинниковой, описанных Чеховым в далеко не выгодном свете. 
    
     Ещё известный вариант - заимствовать черты хорошо прописанных героев из книг прославленных авторов. И опять это порой не столько плагиат (наглое воровство чужой мысли), а, скорее, забавное обезъянничанье - как лёгкий и нематериальный грех, как духовный соблазн, от которого писателю с неразвитой собственной фантазией порой невозможно удержаться.  Лично я последней ерундой (плагиатом чужих образов) не занимаюсь.

     Адреса отличных статей на тему «прототипов» в творчестве А.П.Чехова и М.А.Булгакова см. в "рецензиях".


Рецензии