Проблема прототипов в литературе
ЛЮБЫЕ(!!!) писатели так или иначе, даже сочиняя сказки, наделяют своих героев человеческими чертами, подсмотренными у реальных людей - прототипов по-научному. И часто генерируют, обобщая и видоизменяя, черты одного героя из нескольких прототипов, при этом то маскируя-приглаживая, то гиперболизируя, то шлифуя в пользу своего текстуального творения.
Часто это делается ЛАСКОВО и даже С ЛЮБОВЬЮ, и совсем редко с жалостью к прототипу.
Лично у меня в большинстве случаев именно так и происходит: то есть к "списываемым" друзьям, если ситуация к тому располагает, я отношусь с любовью и иронией (не с сарказмом, и не с насмешкой!). Ибо в противном случае их среди моих друзей просто не было бы.
Я считаю, что отношения прототипа и книжного героя можно рассматривать так же нейтрально, как отношение натурщика к рисунку с него. Автор в данной виртуальной ситуации всего лишь художник, при этом получивший за свой труд не бабло, не гроши, не славу и почёт, а всего лишь моральное удовлетворение... за хорошо получившийся этюд. И ничего личного... насколько это возможно, конечно.
Кто-то из писателей стесняется полученного книжного эффекта.
Другой относится по-деловому, как врач-профессионал, который, помня данную им клятву, максимально старательно выполняет свою работу.
Третий, поциничней и напористей, ставит полученный творческий результат выше каких-то там реальных переживаний. У такого писателя искусство это всё, а жизнь - бледная калька с его книг.
Кто-то (редкое чмо, или загнанный в угол трусливый пасквилянт, это не касается людей чести) имеет цель опорочить этого человека, при этом самому оставаясь в относительной безопасности, потому как доказать юридически факт списания образа с конкретного прототипа (при талантливой и тщательной авторской маскировке, конечно) невозможно. Дуэлей на эту ему (хотя бы кулачных), или обращения по этому поводу в суд я на вскидку не припомню, но уверен, что таковые случались и будут случаться впредь, не смотря на совершенно циничные и притом безалаберные нравы настоящего времени...
Кстати вот... почти дуэль (не состоявшаяся, слава богу): И.Левитан поссорился с Антоном Павловичем именно по поводу узнавания в рассказе Чехова "Попрыгунья" себя самого и известной "салонщицы" Софьи Кувшинниковой, описанных Чеховым в далеко не выгодном свете.
Ещё известный вариант - заимствовать черты хорошо прописанных героев из книг прославленных авторов. И опять это порой не столько плагиат (наглое воровство чужой мысли), а, скорее, забавное обезъянничанье - как лёгкий и нематериальный грех, как духовный соблазн, от которого писателю с неразвитой собственной фантазией порой невозможно удержаться. Лично я последней ерундой (плагиатом чужих образов) не занимаюсь.
Адреса отличных статей на тему «прототипов» в творчестве А.П.Чехова и М.А.Булгакова см. в "рецензиях".
Свидетельство о публикации №223092500158