Джон Мильтон, Потерянный рай. Отзыв

Патриархальная сказка.

Давно хотел прочитать это стихотворное произведение, чтобы быть в курсе и тем самым ещё одной гранью своего восприятия приобщиться к мировой литературной классике.

Читать было немного скучно, ибо сюжет заранее известен: многое по Библии, причём по канонической, только Адам и безропотная всепокорная Ева, вторичная из ребра Адама и во всём ему подчиняющаяся, но в итоге всё равно названная крайней — причиной всех бед.

«Сказала Ева: «— Мой жизнеподатель,
Владыка мой! Безропотно тебе
Я повинуюсь; так велел Господь.
Он — для тебя закон, ты — для меня;
Вот всё, что женщине потребно знать».

Вот прямо тьфу!

В поэме не дождётесь вы никаких упоминаний о Лилит, которая клала на подчинение равному, а то и вовсе созданному вторым Адаму. Встретите, как всегда, Денницу, который восстал и был сброшен в ад с легионом своих приспешников. А всех богов, что были до рождения Яхве и его появления в ментальном поле человечества, банально отнесли к демонам — примитивизм для неразумных, мифология христианства скудна и урезана по сравнению с той же каббалой. Те же Солнце (звезда) и Луна (планета), имеющие собственную эволюцию, собственные эйдосы и высокий уровень развития, по Библии и вторящему ей Мильтону созданы всего лишь, чтобы разделять день и ночь для человечества (которому без году неделя супротив возраста светил). Нужно только отметить, что в отличие от Библии, Мильтон причиной восстания Люцифера обозначил не его нежелание покориться Адаму, который есть человек, то есть всего лишь примитивное творение, а отказ поклониться Иисусу, сыну Бога.

Но всё плюсик автору поставлю — он поперёк канона обозначил в своём творении, что Адам Еву познавал на брачном ложе до того, как плод познанья с Древа Жизни укусил. Тем самым Мильтон ставит секс в освященном браке как деяние, благословенное Господом, а воздержание относит к порождению и измыслу Сатаны.

Вот эти авторские изменения, внесённые в избитый и известный с древних времён сюжет, подстегнули мой интерес дочитать эпическую поэму — а вдруг Мильтон и концовку изменил?

Очень интересными мне показались отсылки, что плотский человек однажды способен стать подобным ангелу духовным существом, что твёрдое питает тонкое, превращаясь в него:

«При таком
Питанье, верно, станут их тела
Со временем субстанцией духовной
И нам в подобье, окрылясь, взлетят
В эфир; и по желанью — обитать
В Раю небесном будут или здесь».

Ремарка: произведение написано пятистопным белым ямбом, там нет рифмы, зато присутствует равное количество слогов и ритм ударений.

Когда Адам в разговоре с Рафаилом спросил про устройство небес и планет, он получил краткий ответ, а также настоятельный совет в русле христианского догматизма: чтобы тот не стремился к познанию, а занимался своими мелкими делами — ел, спал, сношал беспрекословную супругу. Вот хочется вскричать: и это рай?! Рай там, где нет отличия от животного состояния? Тогда блаженны алкоголики, стремящиеся вернуться в исходное эдемское состояние.

А вот за следующие строки ставлю автору большой плюс к карме:

«Но если ты касание телес,
Что служит размножению людей,
Считаешь величайшим из блаженств,
Подумай, ведь с тобою наравне
Им тварь последняя наделена
И всякий скот, и не было б оно
Всеобщим, если б содержалось в нем
Хоть что-нибудь, достойное восторг
В тебе зажечь, и душу подчинить,
И плотским вожделеньем взволновать».

Воистину: размножаются бактерии паразиты, плесень, растения, весь животный мир — чтобы размножаться, много ума не надо, Природа постаралась во многом, чтобы побудить существ обмениваться жидкостями, а самцов тыкать голой писькой в самок. Вот чтобы не размножиться — здесь зачастую приходится приложить гораздо больше усилий и преодолеть множество препон.

«Зачем Его запрет? Чтоб запугать,
Унизить вас и обратить в рабов
Несведущих, в слепых, послушных слуг.
Он знает, что, когда вкусите плод,
Ваш мнимо светлый взор, на деле — тёмный,
Мгновенно прояснится; вы, прозрев,
Богами станете, подобно им
Познав Добро и Зло».

В общем, здесь показана квинтэссенция запрета есть плод с Древа Познания, ведь так можно начать постигать и двигаться от животного состояния к божественному.

Закончив чтение эпической поэмы, я понял, что моя надежда на неожиданную авторскую концовку была вотще, всё завершилось так, как и было описано в Библии: Адам с Евой, конченые грешники, покинули рай и отправились на Землю. Они надеялись, что умрут быстрее, дабы не мучиться, но добрый Боженька наградил их редкостным долголетием, чтобы страдали подольше. И жизнь их превратилась в каждодневный труд, пахоту и терзание. Не обошли упоминанием и братьев Каина с Авелем, которые не нарушали запрета, но по доброте Божьей по факту своего рождения несли на себе проклятие от родителей. Причём, ни Каин, ни Авель не успели особо накосячить, но вот жертву от Авеля Господь принял, а вот от Каина — побрезговал, намекнув, что вегетарианцы чуть ли не от сотворения мира в опале.

2023 год


Рецензии