Янус двуликий и его горе-эпигоны

               
            
                ЯНУС  ДВУЛИКИЙ И ЕГО ГОРЕ-ЭПИГОНЫ
               
                Эссе на тему  политической шизофрении   

      
     Мифы  — это не просто  сказка о "золотом детстве" человечества, а   своего рода  устная   хрестоматия  по истории  возникновения "интеллектуально-культурных  пятен" на планете во времена, когда ещё   не было  истории,  письменности и летоисчисления.     В мифах прошлого мы сегодня ищем всему начало,  в дне вчерашнем мы   ищем истину, одновременно разоблачая  ложь  современных мифов, порождаемых политиками всех стран и народов.
      Из всех мифов о богах-демиургах, "архитекторах" общественных устройств,   самым популярным у прагматичных и тщеславных  политиков является  древнеримский миф о мутанте Янусе Двуликом, боге входов и выходов,  ворот и  дверей и всякого начала (первого месяца года, первого дня всякого месяца,  начала жизни человека); миф о  боге дипломатов и парламентёров, договоров, мирных , соглашений  и союзов, самый древний миф  о "боге богов" и добром устроителе мирной жизни и порядка на земле.
      На  многочисленных интерпретациях и пересказах мифа о демиурге-мутанте  Янусе  мы можем проследить  возникновение, развитие и стагнацию любого вероучения и любой идеологии —  все они в результате времени и развития социума подвергались услужливыми толкователями   искажению,  "пересмотру" основных ценностей  и смыслов, заложенных в мифе   на потребу СИЮБЫТНОСТИ носителей власти и высшего жречества.
       Янус  Двуликий  — это  одно из  самых  древних олицетворений  верховной  земной  власти. У Януса, как и у государственной власти, всего два лица, а не три или четыре. Это можно объяснить тем, что одно лицо смотрит в  будущее, а другое в прошлое, а  настоящее Януса как бы не волнует, ибо настоящим  любому властелину и вождю   спекулировать невыгодно, выгодней оболванивать народ  сомнительным  "героическим"  прошлым или  маловероятным (несбыточным) светлым будущим.
      Януса  живописцы и ваятели  изображают с двумя лицами, которые направлены в противоположные стороны.   Лицо, направленное в сторону будущего, всегда  молодое, ибо "надежды юношей  питают"(Глеб Глинка),  а то, которое  смотрит  в прошлое, —  лицо, пожилого человека,  ибо "устал я от жизни плохой и хорошей". (Анатолий  Апостолов)    
      У Януса, как и  у земных божеств-правителей, ключи от всех благ земных и всех хлебных амбаров.  Во власти Януса, как и у земных правителей,  свой календарь и "урочные лета", свои часы, (часовые пояса)  и дневное солнцестояние.
       Феномен мифологического Януса   всегда  проявлялся  во  время вполне реальных социальных катастроф и глубоких кризисов государственности  как цивилизационного  института, формируемого  "человейником"   на протяжении  последних пяти тысяч лет  письменной истории  —  с непродолжительными периодами  успехов и неудач. Уважение среди людей  мутанту Янусу  помогла завоевать  его способность УПРАВЛЯТЬ  ПРИРОДНЫМИ  ЯВЛЕНИЯМИ.  Сегодня правители  многих  технически развитых и богатых стран не способны  до  сих пор справиться    с лесными пожарами, засухой  и наводнениями, загрязнением окружающей среды. В нынешней РФ от  поджогов гибнет  русский  северный  лес и сибирская тайга, загрязняется  озеро Байкал и  гибнут  богатые рыбой реки. Увы, ни  один из  земных  богов прошлого и настоящего так и не сумел  управлять подобно Янусу  климатом планеты и многими природными явлениями.
      Янус объединяет, помимо прошлого и будущего, два других начала: плохое и хорошее, поэтому изображение двух лиц подходит для характеристики образа в нескольких направлениях, особенно в современном социально-политическом. Что такое "плохо" и что такое "хорошо" каждое поколение людей в каждом веке понимает по-своему, и не всегда  это понимание совпадает с морально-нравственными заповедями великих Учителей нравственности. Всё самое плохое, что  было  ими же  вложено в образ   Януса  было  заимствовано ими в первую очередь, а всё  относительно хорошее   служило только   кленовым  листком  для прикрытия их  неблаговидных антинародных  дел.      Увы, двуличие, лесть, ложь и зависть, скрытая ревность,  злоба,  показное великодушие и тайное недоброжелательство —  самые  верные, испытанные и эффективные психологические орудия всех конформистов и управленцев.
               
                Я сильный, я нежный, мы будем друзьями,
                Но придёт  моё  время,   и  я тебя...      съем.

      Из всего плохого, что было приписано позднее  мутанту Янусу, люди  взяли себе  на вооружение  двуличие и лицемерие, ложь и обман, чтобы  тем самым  иметь в своей неправедной политике непререкаемый  и могущественный авторитет. Однако, Бог шельму метит  —  земным божествам, как избранным, так и самозванным, чтобы  не выглядеть в итоге  жалкими и ничтожными, не следовало бы  брать на себя  карму Януса и подобных ему  богов-демиургов, у которых Слово и Воля  были неизменны. Как правило, земные божества кончают свою жизнь плохо, в лучшем случае как все простые смертные. 
      Земным божествам, как избранным, так и самозванным, чтобы  не выглядеть в итоге  жалкими и ничтожными, не следовало бы  ДАЖЕ В МЕЛОЧАХ  брать на себя  карму Януса и подобных ему  богов-демиургов, у которых Слово и Воля  были неизменны. 
      Между двуликостью и двуличием пролегает огромная пропасть. Если двуликость   мутанта  Януса была порождена   божественной  природой его двух отцов и одной матери, то двуличие есть понятие чисто  психологическое, свойство характера, присущее дипломатам и  конформистам. Дипломатия — это одно из самых главных психологических инструментов двуличного человека.  Двуличием и лицемерием  сегодня охвачена вся международная политика, которая  продолжает стагнировать и вырождаться в глазах мировой общественности, ибо народ как таковой  для ущербных эпигонов Януса стал не просто  рабочей производительной силой, а  гомогенной живой массой. Двуличный политик—это искуснейший обманщик, опытный игрок-"наперсточник" на росстанях в Москве,  у трёх вокзалов. В России  весьма обильный урожай на двуличных и лицемерных  политических животных  пришелся на Третью Смуту, "когда Трехпалый Вор и Пьяница на танке в Москву въехал". (Борис Примеров)
     То, что у Януса  было предметом жизненной необходимости и орудием созидания, у земных владык и политических животных — психологическим оружием  в деле манипулирования сознанием граждан,  предметами гордыни, тщеславия и мании величия. Для того, чтобы самим стать рядом с Янусом, а в чём-то и превзойти его, хитроумные и лукавые земные владыки вместе со своими алхимиками-звездочётами, стали составлять календари-месяцесловы и устанавливать у себя своё время.
      Янус Двуликий, пожалуй, единственный из всех  верховных божеств, кто поделился  властью с  могущественным Сатурном (тоже повелителем и погонщиков времени), и при этом  приобрёл больше, чем потерял. Всемогущий Сатурн наделил подопечного даром, который позволял богу направлять взор одновременно в будущее и прошлое. А это  весьма трудное занятие для  самых болезненно  властолюбивых  и тщеславных  смертных. Союз Сатурна и Януса явился  прологом для поздних политических   союзов между странами, но это   был не   ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТАНДЕМ  в современном понимании,   а мудрое СОПРАВЛЕНИЕ, ДУУМВИРАТ. Сегодня   дуумвират двух земных божеств невозможен из-за  нездоровых амбиций множества случайных претендентов на высшую власть.
    Сложившийся в РФ,  по затее В.В. Путина, в 2008 году   "правящий  тандем" Путин плюс  Медведев (когда два  хороших приятеля  или два родных брата делят трон попеременно)
не имеет никакого отношения к древнеримскому  дуумвирату,  и относится к одному из  хитроумных  средств по сохранению  пожизненной власти одним лицом в условиях так называемой "управляемой тандемократии". 
    Сегодня «двуликий Янус» — фразеологизм, который используют при описании лицемерного человека, демонстрирующего двуличие и неискренность. В римской мифологии характеристика бога не носила отрицательной окраски, но люди воспринимали его  изображение дословно и выстроили ассоциативный ряд.
В древнем Риме Янус покровительствовал воинам и земледельцам, кладовщикам и кораблестроителям, математикам и ясновидцам. Уважение среди людей  Янусу  помогла завоевать  его  способность управлять природными явлениями, то есть то, чем никогда не владели земные правители, за исключением ветхозаветного  жестокого  завоевателя  Иисуса Навина,  который мог якобы останавливать Солнце и замедлять время.
       Янус  — изначально главное  божество древнеримской общины и её жреческой верхушки,  регулирующее её  духовную и экономическую жизнедеятельность и развитие  в духе своих помыслов, исходя  из имеющихся в данный момент  возможностей.   
    Древнеримский Янус Двуликий, по существу, "потомок"  племенных  божков каменного века, предтеча   единоверия. 
    С принятием христианства, земные божества  (вожди и правители)  приписали языческому богу  Янусу  многое из того негативного, что было у них самих  в излишке   — подмену слов и понятий, двойное и превратное  толкование   той или иной  формы власти и правления, божественную природу  своей  личной  власти. 
      В отличие от  земных владык, Янус  не менял исчисление времени по поводу и без повода, не переводил  постановлениями и  указами стрелки часов на час вперёд или назад в целях экономии  тепловой и электрической энергии страны. Время у Януса  —   понятие неизменное, постоянное и линейное, один из видов космической энергии, и людям не дано знать о его особых метафизических свойствах. Янус — это один  верховных небесных владык мира,  но только не царь и не вождь всех народов и племён. Янус мог разделить свою власть  с авторитетным и могущественным  богом, но не  с  народом или с группой простых смертных, знатных скупых рыцарей и "торговых мужиков". Во времена  почитания мутанта Януса  термин "демократия" носил  условный характер, под ним понималась власть  богатых граждан-рабовладельцев.
      Такие  понятия,  как "народная республика" возникли  во времена, когда  мелкие монархические государства Европы (княжества, королевства)  стали  одно за другим терпеть  крах, и для  сохранения  власти потребовались ширмы (демократические институты), — парламенты,  верховные советы, национальные собрания. Народная республика — это очередной фантом  и  несуразица, на деле  — это власть  одной политической группировки, шайки или мафии.
     Народная республика сегодня    —  это   всего лишь антоним  к понятиям "монархия", "диктатура", "империя". Ещё большей несуразицей  в переводе  с латыни и греческого является  "народная демократическая республика",  которая в переводе на русский язык  звучит как "народное народовластное народное дело", звучит как  магическое заклинание, как шаманское камлание, как  молитва жрецов у жертвенника с человеческими жертвами.      
     Вспомним  песни народовольцев, готовых умереть  за "народное дело", вспомним  песню большевиков-ленинцев, где есть слова: "И все как один умрём за дело это".  Чем чаще  в названии страны повторяется прилагательное "народная", тем меньше верится в народовластие в  таком государстве, а больше — в авторитаризм, в наследственную "красную монархию"  Корейской Народной  Демократической Республики во главе  с Ким-Чен-Ыном.
      Вспомним заодно и   Демократическую Республику во главе с её  "народным избранником" Пол Потом,  и ещё раз убедимся, что  реальные Псковская и Новгородская республики не имеют никакого отношения к  т.н. называемым народным республикам сегодняшнего дня. Даже  такая федеративная страна как РФ по своему устройству не может считаться истинно "народной", ибо ею  как и в Новгородской республике правят "торговые мужики", олигархи-миллиардеры, и каждый из них мнит себя  реальным божество Янусом, повелителем времени, жизни и смерти, мира и войны. 
        Люди, взывая к богам, первым среди божеств упоминали  Януса, ему поклонялись и в честь его воздвигали величественные храмы, ворота и арки. Язык богослужений, молитв и обращений к Янусу был понятен и ясен всем членам общины ( рода  и племени), и каждое понятие не носило двух или нескольких смыслов, в нём исключались иносказания, темные намёки, кощуны и  ереси.
       Под мирным временем тогда понимался абсолютный мир, без  "военных конфликтов местного значения" и "горячих точек", а под войной — настоящая война  с внешними врагами, в которой принимает  участие вся община, все жители страны без   исключения — от мала до велика. Во времена Януса Двуликого люди не называли войну священной, ибо её затевали не только боги, но в основном  люди. И методы войны тогда  почти  не обсуждались, для воюющих сторон был важен результат — победа. Все рассуждения о "гуманных" и "негуманных" методах войны и  видах оружия во  времена Януса  рассматривались как пустая и глупая риторика людей  слабых, немощных и увечных.  Во времена седой древности люди понимали, что  в природе нет и не может как "гуманного" холодного оружия, так и "гуманной войны" с агрессором — военные действия двух воюющих сторон были тогда несовместимы с взаимовыгодной торговлей и культурным обменом. То, что сегодня, в  XXI веке, происходит в мире на международной арене между странами,  во времена Януса Двуликого считалось немыслимым абсурдом, почти безумием. 
        Служители двуликого   Януса не называли  белое черным, а чёрное белым,  единовластие  —  демократией (народной властью в переводе с греческого), а диктатуру  республикой ("народным делом", в переводе с латинского). Одним словом,  изначально миф о двуликом  Янусе не порождал мифы о   природе  земной власти и  о её  "благообразных"   формах, эти мифы возникли  намного позже в процессе борьбы  политических  животных за мировое господство.
       Политические животные за последние три века в своём безумном стремление стать властелинами времени и пространства, после краха  геополитических, идеологических, социальных и технологических утопий, сузили огромный мир до человеческого размера, погрузили "человейник"  в благословенное просвещенное средневековье, убеждая  новые поколения людей в том, что нет жизни после жизни, что не может быть на земле никакого рая,, в том числе и технологического, что земля  дана нам как остров преодоления ради веры в трансцендентальное и трансцендентное —   ради  веры  в необъяснимое и немыслимое, выходящее за пределы понимания,  веры  во  всё то, что выходит за пределы возможного опыта (например, Бог, бессмертие души, Вечность и Бесконечность), по сути, — веры в никому не нужное, абстрактное,  праздное    и пустое. 
Никогда не следует во избежание национальных бед,  обожествлять верховную власть и делать имя её носителя САКРАЛЬНЫМ. 
        Человек смертен, а боги бессмертны, и если боги умирают, то только в головах одураченных  жрецами и политиками людей. Такие земные божества как Август, Цезарь, Наполеон, Гитлер, Ленин,   Сталин, Мао и другие, умирают как простые люди. Октавиан Август умер "доброй смертью" — быстро, без  длительной болезни и страданий.  Гай Юлий Цезарь был заговорщиками  зарезан, как свинья,   среди бела дня, а его труп был сожжён на погребальном  костре из разбитых лавок и столов городских торговцев.
     Сакрализация власти должна подтверждаться хорошей концепцией управления и качеством этого управления. Благодаря этому естественно растет и качество жизни общества (пусть даже на первых порах это не сопровождается повышением качества жизни отдельных граждан). Что такое «хорошая концепция управления»? Это просто  на просто управление, осуществляемое во благо народа, а не отдельных лиц или политических сил (например, партий). Если этого нет, если народ учует и просечет своекорыстное политическое шоу, то власть очень быстро потеряет харизму, ее подхватит оппозиция.      
     Старый, но изрядно подновлённый лукавыми людьми  миф, порождает новую мораль и свободу нравов, новые  мифы и легенды, а с ними безнравственность и стагнацию во всех сферах человеческой деятельности. Не будем забывать, что Янус божественный мутант, но мутант психически здоровый и вполне адекватный в условиях первобытно-общинного строя, — он не поедал (как Сатурн) собственных детей, не делал из людей "пушечное мясо", как это делали во все века  земные владыки, горе-эпигоны  славного жизнеустроителя Януса. Известно, что власть деформирует  сознание и душу человека,  а большая власть портит  человека окончательно. Глобальная политика с её  неизбывной  больной идеей мирового господства отрицательно сказывается на психическом здоровье  мирового  сообщества, буржуазная мораль сменяется моралью социалистической, а социалистическая — постгуманизмом.   Когда у людей  совесть  и стыд  в осадке, они с улыбкой на губах исступлённо  пляшут на гробах  своих отцов и матерей  и не стесняются. Театр абсурда стремительно  воссоединяется  с театром безумия и пропагандой взаимоуничтожения, деградация  властительных людей достигла критического уровня, амбиции вождей Финансового  Интернационала  подавили почти полностью  здравый рассудок и логический интеллект.
       В прошлом ХХ веке произошло массовое превращение человека  в  военного  преступника,   государственный терроризм стал обыденностью, а посему  криминальная психология и судебная психиатрия на   федеральном и международном уровне опять востребованы, необходима масштабная программа и мощная сеть диагностических  психиатрических  центров по профилактике властительных преступников против человечности.   Почти все вожди и властители, обладающие  определенными психофизическими  качествами и зооморализмом, руководствуются не интересами  общества, государства и народа, а только своими неуёмными амбициями  и силой  своей безответственности. Земная власть — категория глубоко человеческая, у неё  естественные (пещерные)  сугубо человеческие корни. Власть — пространство самого заурядного  и примитивного насилия, её носители  в экономическом  и социально-политическом  смысле  крайне  нерентабельны  и убыточны.   
     Чтобы не допускать впредь феномена   извращённого людьми  мутанта  Януса, необходима новая идеология, в которой  полностью отсутствовало бы  обожествление  политических животных любого ранга.  Сегодня исключительно важно глубоко осмыслить всё, что происходит в этом безумном мире, в стране, воюющей практически в одиночку  против всего  Большого Запада, и чётко выработать стратегию на будущее. В психически нездоровой обстановке невозможно одержать победу в войне, где бои на фронтах идут одновременно с бизнесом и торговлей.  Сегодня капиталистический мир  зашёл в глухой тупик, и по сути, сошёл с ума,  человеческое сообщество срочно нуждается в  психиатрическом лечении.
Мы в течение тридцати лет  продолжаем жить  в состоянии «пермакризиса»,  в тревожном состоянии, когда вокруг все нестабильно, страшно, катастрофично, и при этом непонятно, когда все это закончится. Пандемия, ковид-19, свиной грипп, санкции, экономические и социальные кризисы, СВО в  Донбассе  — жизнь, как в сказке, чем дальше, тем страшнее.
И, самое главное, у нас нет выбора и нет возможности не быть в ней. 
        Раньше, в каменном веке,  люди были  внешне звероподобны, теперь они  внутренне бесчеловечны и одержимы  нетерпимостью  к другим народам до такой степени, которую не знало  самое темнейшее средневековье. Сегодня, как никогда, человечество является одержимым видом. Это было сказано Калом Юнгом сто лет назад. Каким видом безумия охвачено сегодня человечество можно только гадать. В таком  безумном состоянии  невозможно восхождение человека к доблести и совершенству (пайдейи), как  невозможен и  сам процесс самовоспитания и совершенства, калокагатия — одновременно социально-политический, педагогический, этический и эстетический идеал. Человек-носитель калокагатии — идеальный гражданин полиса, стремящийся к осуществлению коллективных целей гражданского общества и способный их осуществить, сегодня стал очередной утопией.
 
25.09.2023. Седмица 17.


Рецензии