Слобожанин Викентий Тулов

В конце XVI века волна католического фанатизма захлестнула двуединую Речь Посполитую и разрушила хрупкий мир населявших её народов: казаков, поляков, украинцев, белорусов, литовцев...

В 1640 году киевские монахи Иоасаф и Ксенофонт поставили близ границ Донского казачьего войска путеводную веху для гонимых казаков Днепровских — уникальный Дивногорский монастырь. В толще столпов меловых, именуемых Большими и Малыми Дивами, высоко возносящихся над Тихим Доном и Тихой Сосной, трудолюбивыми старцами вырублены были просторные пещеры под храмы и кельи!
 
«Что-то необыкновенное чувствуется в этих тихих, картинных местах! (...) Картины монастыря, этого жилища отошедших от жизни для вечности, как бы висящего в воздухе, с своими столпообразными утёсами и лесами, с каменными дорогами. (...) Я не видел ничего подобного причудливой и очаровательной красоте Дивногорска!» — восторженно писал в 1853 году исторический романист Г. П. Данилевский (1829 — 1890), слободской казак.

«Горы и отвалы мела с церквами и скитами в них. Удивительное, сказочное место. (...) Вверх ведёт практически вертикальная лестница. Мимо церкви Сицилийской иконы Божьей Матери, вмонтированной в откос и закрытой на замок в это время года. Вверх и вверх, на заповедную гору.» — пишет казанский журналист П. В. Зарифуллин.

И вот, у подножья заповедных гор, Данилевский познакомился с седовласым Викентием Туловым... Кажется, ЕДИНСТВЕННОЕ литературное упоминание этого незаурядного человека содержится в путевом очерке Григория Петровича Данилевского «Дивногорск». Викентий Тулов — потомок слободских казаков Острогожского полка. Рыбак, певец, сказитель. И встретил его Данилевский как раз накануне Крымской войны, в ходе которой Казачья нация в очередной раз покрыла себя неувядаемой славой.

Слобожанину Викентию Тулову, певцу и хранителю казачьей славы и скорби, посвятил я свои стихи:

Внизу Дивногорских столпов —
Старинной казачьей святыни —
Пел дряхлый рыбак про Азов,
Про взятие южной твердыни.

Геройское взятие пел,
Упорную пел оборону
И старческий голос гремел,
И старцу внимала природа!

Внизу Дивногорских столпов
Казацкая слава звенела!
Вёл песню Викентий Тулов
Про битвы за правое дело!

Пел про сечевых удальцов,
Изведавших колья и цепи,
Про Крым, про Яик, про Тузлов,
Про наши бескрайние степи!

Про разинский Сокол-корабль,
Пенивший Хвалынское море,
Про смелость и злую печаль,
Удачу и горькое горе!

И слёзы смахнувши рукой,
Вёл песню рыбак про ГетмАна,
Его же на веки веков
Прославил народ как Богдана!

В тени Дивногорских столпов,
Где в толще прорублены храмы,
Пел старый Викентий Тулов
Казацкую вечную славу!!!

Чтоб жили в сердцах имена
И Гетманов, и Атаманов!
Нам воля и слава нужна —
И гибель надменных тиранов!!!


Рецензии