Кто я и зачем я здесь? Страх перед Пробуждением

Мир – это место, куда приходят все, кто себя не знает, вопрошать других о том, кто они такие.

Это очень удобно – быть незнающим себя, ведь в этом случае я просто не могу знать, что же здесь должен делать. Не зная самого себя, разве можно с уверенностью утверждать, что я знаю своё предназначение, не погрешив против логики? Функция человека возникает из его сущности, а не наоборот. Поэтому, прежде чем рассуждать о смысле жизни и о своём месте в этом мире, следует все же выяснить главный вопрос: «Кто я?»

Но в то же время, получая явный бонус от незнания себя в виде ухода от ответственности за свою жизнь, человек, сам того не понимая, ввергает себя в состояние ужаса. И действительно, что кроме паники человек может породить в себе, если он убеждает самого себя, что он себя не знает? Разве такое в принципе возможно? Разве есть другое живое существо в нашем мире, которое не знает себя и своих функций?

Вся живая природа живёт и трудится как чётко отлаженный механизм: с первых часов или дней своей жизни живые существа делают все настолько верно и без сомнений, что на их фоне становится еще более непонятной ситуация с человеком. Если каждое живое существо имеет знание о себе (что выражается в ясном выполнении своих функций, без каких-либо сомнений), то почему вдруг на человеке заложенные в нем программы дали сбой? Почему данные человеку от рождения возможности и способности не только не реализуются в полном объёме и всеми, но и подвергаются сомнениям?

Этот вопрос не входит в тему данной статьи. Я лишь фиксирую факт того, что обладая свободой воли и разумом, человек решил себя не знать, чем создал невозможную и крайне удручающую картину. Так как не знать себя в реальности он не может.

К чему же приводит такое крайне неразумное решение отказаться от знания самого себя? Страх, паника, ужас, бесконечные волнения и беспричинные тревоги – это главные последствия такого решения. Какой же здесь есть выход? Их два.
Первый заключается в том, чтобы попытаться все же узнать, кто я такой, откуда взялся, куда иду и для чего. Для этого человек изобрел науку в ее бесконечных формах и решил узнавать себя не прямым, а окольным путем: через познание окружающего его мира.

Конечно, религия и психология дают более смелые и более решительные инструменты для самопознания человека, но и они предлагают долгий извилистый путь, который не обязательно приведет своих адептов к истине о человеке. В среде духовных учений известный святой Р.Махарши даже предложил прямо задавать себе вопрос «кто я?», который создаёт внутри разума человека настолько запутанную ситуацию, что многие последователи обрели своё знание именно из-за устранения логики этим вопросом. Абсурд этого вопроса очевиден: человек, который себя знает, но притворяется, что не знает, задает себе вопрос о том, знает ли он самого себя, кто он такой и к чему призван!

Этот путь, хоть и окольный, но все же может привести человека к самому себе. Но идёт этим путем небольшое меньшинство. Второй же выход оказался настолько безрассудным по своим последствиям, что сделал почти невозможным получение человеком знания о себе самом. Осознай человек заранее это безрассудство, возможно, он отказался бы от него. Но факт есть факт: вместо принятия истины о самом себе человек решил создать в своем разуме бутафорию, подобие истины, сплошь конфликтный внутри образ самого себя. В чем же состоит безрассудство этого пути, коим бредёт подавляющее большинство людей?

Проблема в том, что образ я, или эго, который человек создал взамен своей реальности, основан на противоречиях. Две полярности, два полюса, противоположные между собой, причудливо соединились в одном образе «я», который человек защищает порой ценой жизни. Для общества была изобретена личина, маска, которую еще называют личностью: она улыбчива, вежлива, готова на небольшие жертвы ради сохранения своей приятной наружности. Личность даже защищается законом о чести и достоинстве человека.

В этой части образа человек предстает для себя дружелюбным, хорошим семьянином, законопослушным гражданином, и даже верующим человеком, соблюдающим все предписания церковного закона. Тут он почти что ангел. Но это днём, при свете Солнца. Но стоит Луне появиться на небе, как этот образ начинает таять, а на его место медленно приходит вторая часть человеческого образа. На этом противоположном полюсе человек начинает рычать от злобы или задыхаться от страха, он готов защищать себя от любых угроз, не гнушаясь даже убийством себе подобных. Куда здесь подевался любезный гражданин? А он исчез и не появится до тех пор, пока не убедиться в своей безопасности. Во всяком случае, так ему может казаться.

Каждый узнает самого себя в этих обоих образах одного «я», которого он создал вместе с обществом, ведь обществу нужны оба этих полюса. А как человек освоит их переключение, уже зависит от его искусства перевоплощения. Вот такой, раздираемый внутренними противоречиями, основанный на них как на фундаменте, образ «я» человека заменил ему знание самого себя – того, каким его сотворил Бог. И как же ему не бояться самого себя, когда в любой момент может выйти из тени боящийся и злобный образ! И как ему не отказываться от самого себя, делая вид, что он себя не знает, так как он знает себя именно таким, двуличным существом, то ли ангелом, то ли бесом! Кого из них он должен выбрать, чтобы сказать, что он познал самого себя? И как же ему не испытывать вину, понимая, что он скрывает в себе монстра, как ему кажется? Поэтому человек и не хочет себя знать, поэтому он и задает вопросы налево и направо, чтобы кто-то другой ему сказал, насколько он хорош, чтобы ему поверить моментально!

К сожалению, эго человека не знает, что такое быть целостным, ведь его учредили на противоположностях, которые и составляют сущность эго. Разум оказался разделенным на два полюса, каждый из которых стремится друг от друга, чтобы не видеть и не знать другого. Разве можно в такой плачевной ситуации узнать самого себя реального?

Ведь истинное Я человека лишено двойственности, оно цельное по существу, а потому познаваться может только цельным разумом, который сумел преодолеть в себе игру в добро и зло, жизнь и смерть, свет и тьму. Но такой выход из столь запутанной ситуации, который является единственным, пробуждающим разум от иллюзий, пугает человека еще больше, чем ситуация, где он себя не знает или не может выбрать между двумя частями своей личности.

Страх перед Пробуждением – один из самых сильных страхов, а может быть, и самый сильный. Ведь что такое Пробуждение, как не отказ от того образа, который был создан и взлелеян человеком с раннего детства и с которым он себя полностью отождествляет? Такой отказ страшнее смерти тела, ведь этот столь родной, пусть и искусственный образ «я» и принимается за жизнь самого себя. Если нет «меня», то кто же тогда останется? После смерти тела обо мне хотя бы останется память среди близких и друзей, которые по большей части знали меня со стороны «светлой» части эго. А в Пробуждении, т.е. в отказе от иллюзии себя, кто я такой? В этом цельном образе истинного Я нет частей, нет полюсов – этот образ полностью единый и неизменный, так как дан нам Богом, нас сотворившем.

Если посмотреть на все эти образы и концепции самого себя внимательно и перевести фокус нашего внимания, то мы увидим, наконец, того, кто всё это создавал; того, кто созерцал или оценивал; того, кто мыслил их и тем давал им возможность существовать. Я – это то, что мыслит, сознание, в свете которого всё видно и все обретает формы. Страх перед этой бесформенной структурой может появиться только у незрелого разума, который еще не готов проститься с приятными образами самого себя – может и не очень идеального, но зато такого своего, такого родного. Смелость в самопознании необходима – ведь быть готовым принять Истину как она есть, а не какой мы ее хотим видеть, является обязательным условием перехода, который мы называем Пробуждением. Перехода от иллюзий к знанию, от смерти к жизни, от страха – к любви.


Рецензии
Уважаемый автор! Буду третьим голосом, присоединяюсь к Гане! Мне тоже интересно!
Спасибо Вам!

Оля Гуськова   27.09.2023 03:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга! Ваш голос очень важен для меня. Поскольку в нём звучит Призыв!
И я постараюсь не оставить его без ответа.

Богин Игорь   27.09.2023 21:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.