О фильме Пьета

Признаться честно, мне как-то страшно обсуждать фильмы этого режиссера, слишком уж они сложны, слишком много мелочей, которые очень важны, потому что из них складывается целая картина, которая, безжалостна к зрителю, как сама жизнь. Из-за безжалостности фильмов Ким Ки Дука, широкий круг зрителей их недолюбливает, люди говорят, что этой жести и в жизни хватает, а перед экраном отдохнуть хочется. Но с другой стороны, жить - это значит чувствовать боль, помнить о боли, знать что впереди ждет боль, без боли не бывает жизни. Наконец смысл жизни в познании, а познание в основном болезненно. Наконец без боли мы не были бы так жизнеспособны, боль главный инструмент базового инстинкта самосохранения. Боль - двигатель прогресса.

Пьета - значит сострадание, милосердие, любовь, жалость. Обычно так называют произведение изображающие богоматерь скорбящую над телом сына Иисуса. Этот фильм не совсем о скорби матери по умершему сыну. Да, в центре сюжета мать, у которой бесчувственный коллектор покалечил сына, чтобы тот получил страховку, в связи с несчастным случаем и инвалидностью, и отдал долг ростовщику. Сын потом накладывает на себя руки, не желая жить искалеченным. И его мать не то, чтобы хочет отомстить коллектору, которому чужда какая бы то ни была эмпатия, она хочет ему объяснить, что такое боль от утраты любимого человека, дать это почувствовать. Но для того, чтобы он почувствовал боль, ему надо сначала почувствовать любовь, от которой он себя тщательно бережет. Отсутствие сострадания дает ему возможность выживать в этом мире. Его преимущество в том, что он ни к чему и ни к кому не привязан, и это делает его неуязвимым. Тем не менее, он живой, и потребность в любви у него есть, хоть она у него и выражаются только по утрам в мастурбации, когда разум его ещё спит, а душа порхает в сладких грезах.

Скорбящая по умершему сыну мать идет к коллектору и говорит, что она его мать, что она его бросила, когда он был совсем маленьким. Он зол на неё, он унижает её, наказывает за то, что она его бросила. Он хочет поделиться с ней той болью, которую он чувствовал, которую чувствует до сих пор, из-за которой озлобился и стал жестоким, из-за неё он одинок. Мать терпит это все, она полна решимости осуществить свой замысел, и просит прощения у убийцы своего сына за то, чего не делала. И её притворство дает плоды, безжалостный коллектор начинает чувствовать любовь к "своей блудной матери". И он понимает, что больше не может калечить людей, чтобы заработать себе на жизнь. Он, наконец, счастлив, на что ранее и не надеялся, даже не предполагал такую возможность. И тут скорбящая мать инсценирует, охоту начальства этого коллектора на себя, чтобы он с ними расправился, а потом и убивает себя, чтобы он почувствовал скорбь, которую чувствовала она и близкие других его жертв.

Это история о достаточно изощренной мести. Это не просто кровь за кровь, а весьма сложная комбинация, уравнение в котором не только расчет, но и чувства. Потерявшей любимого сына определенно жить больше не хочется, так же хочется и остановить тот произвол, который творит ростовщик с коллектором по отношению к кустарям вроде её сына. Она могла бы просто явиться к коллектору и убить его, но ростовщик нашел бы другого, таких ведь, много. Да и смерть этого несчастного коллектора будет для него скорее избавлением от страданий, потому что он ничего не чувствует даже по отношению к самому себе, он и так мертв. Потому, чтобы он что-то почувствовал, его надо сначала оживить, и для этого она дает ему то, чем он был обделен. Возможно она и не притворялась, возможно она действительно почувствовала к нему сострадание, но его хозяев, надо было остановить, и он очень хорошо подходил для их уничтожения. А после этого он должен был почувствовать боль, чтобы понять, что он натворил и остаться с этим жить.

Если сюжет этого фильма и придуман, а не списан с какой-то реальной истории, то вымысел этот в высшей степени совершенен и гениален. И даже не важно, вымысел это или было где-то и когда-то на самом деле. Из этой картины невозможно ничего удалить, потому её надо смотреть очень внимательно, не упуская ни одной мелочи. К ней невозможно ничего добавить, или придумать какое-то продолжение. И это делает её совершенной. Это доказательство того, что абсолютная неуязвимость и безопасность - это небытие и в этом слабость тех, кто к ней стремиться. В то же время нежность и уязвимость может сделать людей очень сильными.


Рецензии