Новый труд о моем творчестве

Сегодня, вот только что, наткнулся в инете на публикацию о моем творчестве в журнале "Современное педагогическое образование" (№2, 2020 г). Авторы к.ф.н. Галлямова Г.С и к.ф.н. Бабшанова Г.Н., преподаватели тюменских вузов. Мой нижайший поклон и благодарности им за этот труд!


В данной статье проводится анализ творчества Габделя Махмута, одного из выдающихся представителей региональной литературы. Он родом из Сибири и пишет об истории, характерах и судьбах, традициях своего народа, изображает их
чувства и настроения, повествует о жизни сибирско-татарской
деревни.

Предмет исследования: воспитание личности обучающегося средствами литературного краеведения в современных условиях.

Во всех произведениях Габделя Махмута
прослеживается тема природы, любви и преданности к малой
родине, к простым людям-труженикам. Основа его творчества:
уважительное отношение к татарскому языку, национальной
культуре, жизненной философии и образу жизни сибирских
населенных пунктов. Красной нитью в творчестве автора прослеживается тема взаимоотношения культур, разных народов,
семейные ценности, нравственный мир человека, тема труда.

Основные литературные произведения автора отличаются
разнообразием характеров, формированием разных образов.
У многих героев Г. Махмута имеются прототипы. Образы и события в рассказах он создает как настоящий мастер-художник, в соответствии с реальным миром. Реализует свои идеи в оригинальных героях. Рассматривая творчество Г. Махмута замечаем, что в рассказах отражаются события пережитые и увиденные когда-то самим автором. Его цель приобщить читателя к духовным, нравственным ценностям, формирование бережного и корректного отношения ко всем людям.
Ключевые слова: литература сибирско-татарская, национальная, региональная; литературное краеведение, малая родина,
обычаи, традиции.

Литературное краеведение – это потребность
времени. Каждый человек должен знать свою
малую родину, литературу, культуру, традиции,
историю своего народа. Литературное краеведение формирует и развивает региональное самосознание, воспитывает любовь к родному краю,
внимание к литературе помогает формированию
интересной и полноценной личности.
Известный исследователь, доктор филологических наук, профессор Ю.А. Мешков, автор ценных трудов в области филологии в книге «Очерки литературы сибирского Зауралья (Тюменские тетради)» подчёркивает, что «изучение литературы конкретного региона, включение её в контекст общенационального литературного развития обогащает наше
представление о реальном богатстве русской литературы, не сводимом только к общепризнанным образцам» и «изучение литературы региона тесно связано с историей региона» [1, с. 7], [1, с. 12].

Также Ю.А. Мешков обозначил, что «литературное пространство региона – это в первую очередь творчество лиц, внёсших свой вклад в развитие
культуры региона, выразивших его самосознание уже самим фактом внимания к местной тематике и имеющих опубликованные произведения в виде
отдельных книг или серии статей» [1, с. 12]. Так, одним из основных задач литературного краеведения является изучение национальной литературы.

Несмотря на то, что этнопедагогика является молодым направлением науки, внедрение в образовательную систему её компонентов и литературы занимает важную роль в воспитании подрастающего поколения. О положительном влиянии этнопедагогики в обучении и воспитании детей в своих научных работах пишет доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Института психолого-педагогических проблем
детства РАО» Г.В. Нездемковская. Она придерживается мнения, что «этнопедагогика направлена на формирование человека как представителя определенного этноса, тогда как общая педагогика нацелена на формирование личности человека без учета его этнической принадлежности» [2]. Цель этнопедагогики – сохранить и передать предшествующим «поколениям языка, традиционной народной культуры, прогрессивного традиционного опыта воспитания этносов, методов и средств
формирования этнической идентичности подрастающих поколений» [2].

Исследование творчества Габделя Махмута, его рассказов, повестей и публицистики, посвященных жизни татар в целом и татар, живущих в Сибири, подтверждает о том, что он, как и другие татарские писатели, расширяет национальные границы отражения их жизни, старается воссоздать более глубокую картину бытия своей нации,
рассеянной по всему миру, чем повышает ценность родной литературы.
Актуальность данной работы в том, что, произведения Г. Махмута являются ярким образцом литературы Сибири и требуют пристального внимания и изучения. Так как национальная региональная литература – это и общение, и развитие культуры, духовного богатства.

Целью исследования является анализ творчества Габделя Махмута. Для исследования данной темы нами использовались аналитический, исторический, описательный, библиографический, системно-структурный, методы анализа и метод цитирования.
Основным объектом исследования послужили рассказы «Земляки» и «Татарчонок», представляющие интерес для раскрытия темы.

В рамках национально-регионального компонента в общеобразовательных школах Тюменской области преподаванию литературного краеведения уделяется большое внимание. Произведения Г. Махмута, представителя сибирско-татарской
литературы в Ямало-Ненецком автономном округе и в Тюменской области введены в учебную программу по предмету литература, также в различные интернет-библиотеки, справочники, энциклопедии. Рассказ «Татарчонок», включен в трехтомную хрестоматию «Литература Тюменского края», литературную хрестоматию для учащихся 8–11
классов в 2-х книгах «Страна баз границ», в хрестоматию для 5–7 классов «Мифология, фольклор и литература Ямала» [3], [4], [5]. Во втором
томе хрестоматии тюменских писателей знакомимся с рассказами «Чёртово колесо» и «Земляки» [6].

При изучении творчества автора, с одной стороны, у обучающихся формируется благоприятный эмоциональный интеллект, с другой стороны «вырабатывается умение анализировать художественный текст, выделять позицию автора, видеть, в чем состоит художественная специфика произведения и художественное мастерство классика» [7].

Габдель Махмут (Абдулин Махмут Касимович) является автором ряда книг: «Земляки», «Камертон», «В сердце Ямала», «От белой змеи», «На
кончике пера», «Поскреби ТАрТАРИНА», «Неразлейвода» и многих других литературоведческих публикаций. Изучая сайт в сети Интернет www.
gabdel.ru видим, что он является одним из интересных сибирско-татарских писателей, пишущих на русском языке. "Габдель – это псевдоним. Интерпретировал, пофантазировав над своей фамилией Абдулин: Абдул, Габдул – есть такие имена
татарские, или Абдел, Габдел по-арабски. Так как буква «л» на татарском звучит мягче, чем говорят русские, добавил к нему мягкий знак. Это к тому,
чтоб не ломали голову» [8]. «Я долго искал себе псевдоним, – пишет Г. Махмут – В журналистике применял: Кедров (потому что вырос в кедровой
тайге, которую любил), Митькин (по родной деревне Митькино), Мишин, Михайлов (потому что русские друзья «окрестили» в свое время Мишей-Михасем-Михаилом), и Касимов, Махмутов. Серьезные статьи подписывал Алмазовым, так как
по корням мы и должны были носить эту фамилию от предка-черкеса, сосланного еще до революции в наш урманный дремучий край Вагайского района, что на тюменщине» [8].
Габдель Махмут в школе учился по учебникам на татарском языке и до окончания десятого класса общался на родном сибирско-татарском языке и тем не менее стал замечательным русскоязычным писателем. Его первый сборник художественных рассказов «Земляки», посвященный 50-летию Тюменской области издан в 1994 году.

Г. Махмут – прозаик, драматург, публицист, любит Тюменский край, его
природу, людей, которые здесь живут. Он воплощает свои литературные замыслы через образы Сибири, тем самым вызывает интерес к историиСибири, чувство любви к родному краю.

Короткий по объему рассказ «Земляки» пронизанный тонким юмором, начинается со встречи односельчан на Вагайской развилке. Земляки, вчерашние одноклассники вместе ждут попутный транспорт, чтобы доехать в родную деревню. Автор описывает, с одной стороны – смешную ситуацию, когда попутчик по имени Нурислан, всего
один год прожив в городе, усердно показывает, что он стал городским жителем и даже забыл татарский язык, с другой – данная ситуация трагична, Г. Махмут поднимает проблему знания родного языка. Напыщенность попутчика, использование высокопарной лексики в неграмотной трактовке со стороны забавна и нелепа:
«…- Чиво зыря клапана ксплатировать. Это тибе не сывисток, поди. Ему аудиторий нужен, климатизаций, температур теплай…" [9, с. 23].

Но автор не насмехается над высокомерием спутника, а только подшучивает над ним. Достаточно прочесть о городской жизни Нурислана, так зовут высокомерного героя с аккордеоном, который он называет «кардивон»: «- Ни чимадана эта. Кардивон» [9, с. 23]". По окончании подсобных работ на рыбокомбинате, куда его устроила тетка, Нурислан «стал пытать себя в разного рода искусствах. Начал с кружка гитаристов, кончил в любителях макраме. Теперь вот аккордеон везет в деревню – последнее, и всерьез, увлечение…» [9, с. 24].

На предложение что-нибудь сыграть, авось, кто-то из шоферов остановится и подберет путников, Нурислан важно роняет: «Чай ни в Штатах, чтоб где папала музициравать, как бизработнай» [9, с. 24]. Раздосадованный земляк решается бросить гордого попутчика и направляется
в одиночку по дороге. Через какое-то время его окликает испуганный голос одноклассника: – Максуд, – кричит, – земляк, погоди, вмисти пойдом!

Рассказчик лишь прибавляет шагу. Пыхтя и задыхаясь, Нурислан волочит неудобный для пешехода саквояж, через время он умоляюще по имени окликает одноклассника,
но, видя, что тот не оборачивается, переходит и на родной татарский язык: –
Ну будь другом, ни спиши, загонишь вить. Э-эй, Максуд, тукта, гаварю, тукта!.. Рассказчик отнюдь не иронизирует, когда говорит о таких, как Нурислан: «Разве виновен он в «аксельрациях» своих и что отвык от родной речи, если там, в городах, все говорят по-русски, даже когда за одним столом одни татары соберутся…» [9, с. 25].

На первый взгляд, в коротком юмористическом рассказе автор поднимает актуальную тему сохранения родного татарского языка, как основы культуры народа и его
будущего.

Сборник рассказов «Земляки» принес литературную славу Г. Махмуту. Творчество писателя не остается незамеченным, «благодаря особому стилю повествования, в творчестве писателя органически соединились романтически приподнятое отражение, как действительности, так и событий прошлого. Чувство гражданской ответственности пронизывает рассказы Г. Махмута, утверждающие честность
и милосердие, уважение к людям и любовь к своей малой родине – Сибири» [10, с. 41].

Рассказ «Татарчонок» включает в себя семь глав. Это повествование о трагедии десятилетнего мальчика по имени Ким, который отстал от тракторных саней и остался замерзать в лесу. Писатель рассказывает о драматической ситуации, в которой оказался Ким. Таким образом, автор проводит героя своего рассказа через суровые
природные испытания и человеческие отношения разных людей: хороших и плохих, где все же побеждает добро и гуманность.

Идейность рассказа строится на противопоставлении великодушного, святого и наоборот злых, недобрых мыслей в поступках и поведениях взрослых людей, которых встретил мальчик в пути. Неоднозначное отношение было у женщин в санях, когда узнали, что он, есть никто иной, как внук бывшего продкомиссара. Все же
одна женщина пригласила ребенка сесть ближе к ней и приоткрыла полу тулупа, ведь дорога дальняя, а мороз нешуточный. Другая же, недовольно прошипела: «Цуртыма к;р;к, ди! Ошеп улм;с, тогымнары яш;гер» / «Зачем он нужен! Не замерзнет,
живучий род». А юный герой рассуждает про себя: «Моя-то в чем вина? За деда внук не ответчик. И правильно он драл у кулачья, такое время было. И ты, значит, кулачка. Если против внука продкомиссара», – подумал я и успокоился. Сверстникам в таких перепалках я уже научен давать отпор, но со взрослыми не поспоришь, поэтому смолчал, как всегда» [9, с. 31]...

 Внутренний монолог юного героя показывает, что отношение окружающих к нему и до этого случая было неоднозначным. В главе «Неудачный визит» – жестокосердие
взрослого по отношению к ребенку является кульминацией рассказа. Мужчина, хозяин дома, в который постучался замерзший мальчик, хранит злобу на всех татар после того, как его когда-то избили на национальном празднике сабантуе. Но, к сожалению, он забыл, что сам был тогда виновным, потому что обидел и оскорбил девушку-татарку, несмотря на это, чувство мести глубоко засело в его сердце. Мальчика он выставил за дверь, объяснив: «Ты лично, конечно, ни при чем, но того же теста, а покуда запомни наш разговор: как аукнется, так и откликнется. А домов и хороших людей в Татарке (деревне) навалом – все пустят, а я нет.
Такой вот у меня зуб…» [9, с. 35]. Так, он решил отомстить.

В то же время другой русский мужчина по имени Валентин стал спасителем для маленького героя, он привел мальчика к брату, когда дети
выбирали имя новорождённому ребенку, их брату. Дети благодушного хозяина решают дать братику имя Ким – от имени нежданного гостя, таким образом, показывают добрые, гостеприимные отношения ко всем людям, не разделяя на национальности. Узнав о том, что тот односельчанин выставил ребенка на мороз, мужчины решают не столько наказать его, сколько восстановить справедливость. Они проучили обидчика и потребовали извинения за то, что он опозорил имя сибиряка.

Герой рассказа – мальчик, путник, сталкивается с жестокостью, несправедливостью взрослых. А причинами жестокости здесь являются национальная рознь, предрассудки, незнание обычаев, традиций, верований другого народа и самое страшное, в нежелании их знать. Автора беспокоит, что взрослым подражают и дети.

Рассказ «Татарчонок» – это повествование
о самом важном, что дал герою этот маленький,
но полный драматизма жизненный опыт. Тяжелые
минуты, пережитые им, а также светлые и нежные
чувства к тем людям, которые поддержали его,
оставили отпечаток в его памяти на всю жизнь.

Все же, в большей степени, это рассказ о теплоте человеческих отношений и благородстве души. «И первый настоящий рассказ мой был «Татарчонок», который писался у меня без перерыва, враз – и весь сразу! Не зря он затем был восемь
раз опубликован в разных журналах, альманахах, хрестоматиях» вспоминает автор [8].

Безграничное многообразие ощущений, творческие представления преобразующая сила воображения, воспитательная ценность – отличают первые литературные произведения сибирско-татарского писателя Г. Махмута.

Для рассмотрения творчества Г. Махмута был проведен анализ двух произведений из сборника «Земляки». В них повествования о характерах, о традициях и нравах сибирских татар.

Огромную роль в становлении автора, как писателя, играют его личные воспоминания. В своих рассказах он часто обращается к образам-прототипам и реальным событиям из личной жизни. Надо «подчеркнуть своеобразие творческого метода писателя. Ему свойственен романтический взгляд на события и факты, на характеры персонажей своих рассказов, пронизанных стремлением раскрыть характерные черты жителей Сибири» [10, с. 40]. В простых сюжетных линиях мы видим восприятие и отражение жизни сибирских деревень, простых деревенских жителей. Главная задача автора показать читателю, что и человек, и окружающий мир должны соответствовать законам гармонии. Он исследует внутренний мир человеческих эмоций, убедительно показывает и передает переживания своих героев, их радость и боль. Такие темы, как нравственные и эстетические проблемы, воспитание культуры межэтнических отношений занимают достойное место в рассказах Г. Махмута.

«Благодатные дары малой родины писатель щедро возвращает соотечественникам в своих произведениях прозы. Писатель отстаивает самобытность своего народа – сибирских татар, борется с бытующим в нашей стране невежественным мнением, что современные татары на Руси – это «осколки» оставшихся татаро-монгольских завоевателей» [9, с. 7].

Темы любви к родной земле, народу, к своей малой родине определяющая мысль
автора, которая проходит по всему его творчеству. Таким образом, можем утвердительно сказать, что Габдель Махмут – национальный сибирскотатарский писатель, несмотря на то, что пишет на русском языке. Именно в этом своеобразие его творчества и причина успеха. Он профессиональный писатель, который показывает всему миру, что представляют собой его земляки.

Творчество Г. Махмута можем смело ставить в один ряд с такими национальными писателями-сибиряками, как русский В.Г. Распутин, тувинец А.-О. Даржа, нанаец П.А. Киле, бурят К.М. Балков, нивх В. Санги, манси Ю. Шесталов, горноалтаец Д.Б. Каинчин, которые поэтично рассказали о жизни и быте, культуре и обычаях своих народов, о своей родине. Они впечатляюще рисуют мир природы, пробуждая в душе читателя любовь к обитателям тайги, рек, озер, напоминая о долге
человека беречь живые богатства родной земли. Герои этих авторов составляют колоритные образы – галерею национальных характеров.

Знакомство с региональной литературой формирует у подрастающего поколения бережное и корректное отношение к другим языкам и национальностям, живущим по соседству. При изучении процессов контактирования разных народов,
выявлении особенностей жизни, быта, поведении того или иного народа; в межнациональных контактах следует быть деликатными по отношению
к представителям других культур, уважать язык, обычаи, мировоззрение другого народа, живущего в регионе. Некорректность в подобных вопросах может надолго остаться в памяти, ранить чувства представителей другой культуры. Изучение
художественной литературы, посвященной жизни сибирских татар имеет огромные возможности для привития и утверждения правильных взглядов на важные нравственные категории человечества. Также «помогают осмысливать историко-литературные явления и теоретические выкладки» в образовательном процессе [7].

Проблемы воспитания молодого поколения, проблемы семьи, сохранение родного языка, народных традиций и обычаев, внимание к сибирской тематике являются основными и главными в творчестве Габделя Махмута. Так, несмотря на то, что престиж национальной школы в стране как-то падает, жизнь показывает необходимость серьезного изучения этно-краеведческой литературы, так как она выполняет воспитательную функцию. Следовательно, Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» [11], Указ Президента
РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [12] являются своевременными документами на законодательном уровне, которые формулируют государственную политику в области патриотического воспитания. Положительным результатом изучения краеведческой литературы
является формирование разносторонне развитой, нравственно и духовно богатой личности.

Литература
1. Мешков Ю.А. Тюменские тетради: Очерки литературы сибирского Зауралья. – Тюмень: Тюменский издательский дом, 2010. – 400 с.
2. Нездемковская Г.В. Этнопедагогические основы профессиональной подготовки педагогов. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/259/
Action259–80472.pdf (дата обращения:
04.08.2020).
3. Литература Тюменского края. Хрестоматия
в трех книгах / Сост. Г.И. Данилина, Н.А. Рогачева, Е.Н. Эртнер. – Тюмень: СофтДизайн,
1996. – 304 с.; Кн. 2. 8–9 кл. – С. 21–23.
4. Страна без границ. Литературная хрестоматия
для учащихся 8–11 классов в 2 книгах: Книга
2 / Сост. Н.Н. Горбачева, Н.А. Рогачева. – Тюмень: СофтДизайн, 1998. – 496 с.
5. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала / Учебник.
5–7 классы. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001. – 134 с.;
2002. – 265 с.
6. Хрестоматия тюменских писателей. В 2-х томах / Т. II, XX–XXI вв. (1980–2015 гг.) / Редактор-сост. Н.И. Коняев; вступит. статья С.А. Комарова. – Тюмень: ОАО «Тюменский издательский дом», 2015. – 496 с.
7. Соколова Е.А., Шуплецова Ю.А. Синхронизирующее задание «Итоговый индивидуальный проект» как часть фонда оценочных средств
по модулям «История русской литературы 18 века» и «Истории античной литературы» // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12–1. – С. 201–205. URL: http://www.toptechnologies.ru/ru/article/view?id=36502 (дата
обращения: 04.08.2020).
8. Махмут Г. Проза северных широт. URL: www.
gabdel.ru (дата обращения: 04.08.2020).
9. Махмут Г. (Абдулин Махмут Касимович). Неразлейвода: сборник художественной прозы /– Екатеринбург: Из-во Баско, 2011. – 232 с.
10. Галямова Г.С. День науки: День науки: зб. наук. прац II Мижнар. наук.-практ. конф. 17–18 листоп. 2011 р./за заг.ред. Ю.О. Шепеля. – Днiпропетровськ: Бiла К.О., 2011 – С. 40. II Мижнар. наук.-практ. конф. 17–18 листоп. 2011 р./за заг.ред. Ю.О. Шепеля.

и т.п.


Рецензии
Поздравляю, Махмут. Вы-достойный гражданин своего народа и не только. Успехов Вам в своём благородном труде. Всего доброго.


Альбина Кирсанова Закусова   31.10.2023 18:16     Заявить о нарушении
Спасибо, коллега, за прочтенье и отзыв!..

Габдель Махмут   01.11.2023 09:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.