Инфраструктура гуманизма

   ИНФРАСТРУКТУРА ГУМАНИЗМА

                Гуманизм – система построения общества,
                где высшей ценностью является жизнь человека,               
                а все... ресурсы направлены на то, чтобы               
                сделать эту жизнь максимально комфортной и
                безопасной.               
                Википедия   
               
               
               
               
               
   Наверное, неудивительно, что в этом определении, возникшем в негуманистическом обществе, ничего не говорится о главном - о духовной составляющей человека, а именно она является основой стремления к гуманизму.
               
   Людоед искренне любил человека, но гуманистом стать не смог – обстоятельства не позволили: хотелось кушать.
   Конечно, была и другая дичь.
   Людоед и не прикидывался другом животных -  в отличие от нас, не вегетарианцев, умиляющихся животным, которых, как правило, не употребляют в пищу.

   Со временем людоедство стало дурным тоном. И человеку стало совсем не за что любить человека, и он наполнил этой нелюбовью всю свою историю.
   Но почему-то хотелось думать, что кто-то, всё-таки, любит человека.
   Некоторые религии возложили на Бога эту непосильную для человека работу.
   
   Удивительно, но не было ни одной религии, адепты которой, с нескрываемым нетерпением, не ждали бы конца света.
   Видимо, уже очень давно люди глубоко не удовлетворены миром, в котором живут. И не видят возможности самим изменить его, потому что их мир таков, каковы они сами.
   Но, время от времени, по разным причинам, «всплывает» мысль о том, что качества человека надо изменить. И тем самым - изменить мир.
   Куда и как изменять качества человека согласия нет.

   Но пока человек таков, каков есть, а божественная любовь не очень сказывалась на его внутреннем облике, возникла мысль, что к человеку, всё-таки, надо относиться с сочувствием и пониманием.
   И так относиться к человеку должен он сам, потому что на Земле больше некому сочувствовать человеку и понимать его.
   Так возник гуманизм и остался в рассуждениях: гуманистического общества нигде и никогда так и не возникло.

   Пока пища и кров являются основной задачей человеческой жизни, в главном, человек не отличается от животного.

   Не может возникнуть мысли о гуманизме, если, голодая, ты готов пожрать и дальнего и ближнего, а пещерный кров вынужден делить с недружественным медведем.

   Гуманистическое общество невозможно в условиях бедности, когда процветание немногих возможно только при прозябании большинства.

   Сегодня технологический уровень развитых стран позволяет накормить и дать кров каждому человеку – то есть подняться на первую ступень гуманистического общества.
   И всё-таки, что-то мешает нам подняться на эту ступень: мир, всё равно, полон голодных и бездомных.
 
   Благоустраивать жизнь необходимо: такая жизнь является не наградой за какие-то заслуги, а обязательным условием того, чтобы ежедневные заботы человека, наконец, начали отличаться от ежедневных забот любого животного и чтобы человек продолжил путь к самому себе.

   А дальше  должно последовать развитие гуманистического общества.
   Для осознания человеком ценности себя и ценности любого другого человека, ему должно быть интересно жить.

   Рабство – это принуждение человека к жизни какой-либо внешней силой, без личной заинтересованности человека в жизни.
   Свобода – это движение человека по жизни его интересом к ней.
   Талант – частный случай этого интереса.
 
   Талант погружает человека в какой-то  вид деятельности, в поиск ответов на определённые вопросы.
   Есть расхожее мнение о том, что талантливый человек талантлив во всём. Потенциально, возможно, это и так, но, как правило, на всё сил не хватает.
   И, всё-таки, талант – это интерес и способности только к какому-то делу.
   А человеку должно быть интересно именно жить. Безотносительно к роду деятельности.
   
   Но можно начать и с таланта.
   Общим местом стало выражение «поиск талантов».
   Но это – потребительское отношение к тому, что дарует Природа. Такое отношение, «по умолчанию», относит остальных людей к «пустой породе». «Средний человек» не интересен социальному «ювелиру».
   
   Конечно, на всех «ювелиров» не напасёшься.
   Но остаётся главный «мастер», формирующий всех нас – культура общества, в котором мы живём.
   Сегодня и этот «мастер» безразличен к большинству из нас.
   Общественные институты, кое-где, делают нас приличными специалистами в отдельных отраслях деятельности, ну а людьми мы становимся, по-прежнему, такими, какими получимся – в силу наследственности и под воздействием случайных причин.
   
   Такой подход не помогает человеку осознать свою ценность. Поиск смысла жизни остаётся достоянием одиночек с их субъективными ответами на этот вопрос.
   
   Гуманистическое общество не может быть просто потребителем талантов, даруемых Природой. Оно должно не искать таланты, а выявлять талант в каждом человеке, делать каждого человека интересным и делать жизнь интересной для него.

   Но такого общества всё нет и нет.

   В религии есть понятие «страх Божий»: человек не должен совершать Зла не потому, что оно чуждо ему, а потому что Бога боится.
   До тех пор, пока человек совершает Добро по принуждению, а не по потребности, не может быть гуманистического общества.
 
   Грандиозные научные открытия меняют внешнюю сторону жизни человека, но самого человека не делают лучше и не делают лучше общество людей.

   Среди многочисленных забот человеческих нет такого общего дела, которое делало бы человека лучше.

   Казалось бы, что может быть проще и естественнее для человека, как безусловно хорошее отношение к другому человеку: ведь, другой человек – это ты сам, только с другой судьбой.
   Плохое отношение человека к человеку – это проявление тяжелого личностного и социального нездоровья.

   Каждый человек – это целый мир. И довольно часто - не очень светлый.

   Провозглашены права человека.
   Но на права надо сдавать.
   И, ведь, не каждый сдаст.
   Правда, в компетентности приёмной комиссии тоже могут быть сомнения.

   Каких только желаний нет у человека!
   И как редко он хочет стать хорошим человеком, потому что большинство из нас полагают, что такие они и есть.
 
   Человек, живущий в своём недобром мире, не может с сочувствием и пониманием относиться ни к себе, ни к другим людям.

   Наверное, поэтому гуманизм остаётся респектабельным мировоззрением без реального объекта приложения, ибо реальный человек  – гуманист далеко не всегда…

   Но, всё-таки, не одно тысячелетие человек прекраснодушно полагает, что совсем неплохо бы, если бы гуманистическое общество было.

   Для этого необходимо, чтобы возникло огромное желание стать другим, потому что всё созданное человеком сначала возникает, как его желание.
   Но желание стать другим не захватывает народы, потому что привычно и комфортно оставаться таким, каков есть.

   Иногда кажется, что с лязгом смыкаются законы вида, и человек, до скончания веков, останется в оковах привычных чувств, мыслей, интересов и совсем не гуманистических взаимоотношений и разделит судьбу всех животных видов, бывших до него.

   И всё-таки, надежда остаётся, потому что каждый, может быть и недостаточно сильно, хочет быть человеком среди людей.


Рецензии
Доброго Вам здоровья и работоспособности, уважаемый Александр. Прочёл вашу публикацию о гуманизме. Как всегда, у Вас всё расписано логично и понятно. И как неоднократно Вы касаетесь облика современного Человека, его житейских забот и интересов о пище и крове. Да, это так. Когда эти заботы завтрашнего дня в обществе будут решены полностью для каждого Человека, возможно он займётся вопросами совершенства себя и создания гуманистического общества. Или ещё более погрязнет в комфорте и безделии и, как Вы сказали, останется в развитии на уровне животного.
Но ведь были аскеты (возможно есть и сейчас), жившие в землянках, питавшиеся тем, что растёт рядом, отказавшихся от современных удобств и сытости. Дали они обществу какую-либо пользу своим примером, или нет? Пожалуй, что нет. Прихожу к выводу, что гуманистического, как и коммунистического общества никогда не будет. Придётся жить в том, что есть сейчас. Но животноподобным, простите, быть не хочется.
Уважаемый Александр, свои мысли я выразил в "Статья Александра Гаврилова 7-4". буду признателен, если сможете прочесть.
всех Вам благ.

Олег Васильев 5   26.09.2023 21:09     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение.
Вашу статью я, конечно прочёл. Оставил реплику.

С уважением

Александр Гаврилов 7   28.09.2023 00:42   Заявить о нарушении