Эпическая сила

Заранее оговорюсь: термин «эпическая сила» украден мною из романа А. и. Б. Стругацких «Хромая судьба».  В оправдание отмечу, что и великие братья воспользовались народным присловьем, имевшем хождение совсем в ином контексте и бывшем эвфемизмом некоего  матерного ругательства.  У Стругацких же эпическая сила – количественная мера писательского мастерства и таланта, но с этакой скрытой червоточинкой. Поскольку жанр, в котором работали А. и Б. – фантастика,  то и термин не имел реалистического аналога.

Подивившись богатому воображению мастеров, я на годы забыл об эпической силе. Но намедни господь сподобил прочесть на «Прозе» сочинение «Критерии качества литературного творчества» (http://proza.ru/2017/09/28/1754). И глаза мои открылись!  Да вот же она, великая и ужасная ЭПИЧЕСКАЯ СИЛА!

Итак, вот что пишет автор:

«Не вижу особенных различий между физиками и лириками в аспекте главной цели творчества. И там и там первой целью является познание и абстрактная формализация найденной закономерности. Если физики занимаются закономерностями реального мира, математики закономерностями количественных отношений, то лирики, как правило, нацелены на поиск социально-психологических зависимостей. Поэзия, например, в этом отношении в основном ищет закономерности образного восприятия действительности гуманоидным разумом. Хотя - и не только.
Для примера, почему Пушкин – гений?
Унылая пора, (плохо)
Очей очарованье, (хорошо)
Приятна мне (хорошо) твоя прощальная (плохо) краса (хорошо),
Люблю я пышное (хорошо) природы увяданье (плохо)
В багрец и в золото одетые леса (очень хорошо)

    Пушкин впервые изобретает и применяет к осени столь откровенно и мощно «диалектическую раскачку» в стиле «единства и борьбы противоположностей», используя при этом очень простую и доступную семантику. Поэтому образ осени «влезает» нам в голову на подсознательном уровне, заставляя наслаждаться абстракциями без особых усилий. Мы легко узнаём «осень», например, в годах жизни своей, отмечая, что «осень» жизни что-то даёт, и что-то отбирает. Это, оказывается, достаточно общая закономерность, которую пушкинская лирика позволяет познать не столько рационально, а, скорее, подсознательно».

Итак, вот оно! Всего-то и нужно, что сосчитать количество пунктов, дающих оценку «хорошо» (хор.) и «плохо» (хер.), и если их много, то перед вами – шедевр, а если их нет –то в топку такое сочинение.  Графомань. Спасибо,  дорогой Автор!

Удивительно, отчего Автор не пошел дальше и не воспользовался своим открытием для того, чтобы количественно оценить литературную поделку. Ведь чего проще; присваиваем каждой оценке «хор.» или «хер.» значение единица или же минус единица.  Тогда сумма модулей этих чисел есть общее количество образов, или же «эпическая энергия» сочинения;  эта величина, деленная на количество знаков или же слов, характеризует эпическую насыщенность текста, т.е. и является пресловутой «эпической силой»! Стоит всего лишь составить базу данных, присваивающую тем или  же иным семантическим единицам значение единица или же минус единица, с помощью текстового редактора сосчитать число знаков и поделить на него сумму модулей из найденного  по базе – и вуаля – перед нами голая правда о качестве текста! Критики со стыда вешаются и переквалифицируются в управдомы, конкурс на филфаки падает до нуля, программисты пишут супергениальные сочинения.

Но… Но что-то меня смущает и ни к месту вспоминается Булгаковское:  «Да что тут предлагать?.. А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. ..»

А тут еще  Автор предлагает образец его анализа с помощью  его методики:

«   Вот, например, гениальный образец абстрактного «внедрения» в сознание ребёнка (вдумайтесь) концептуальной составляющей закона всемирного тяготения.

«Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу,
Вот доска кончается,
Сейчас я упаду…»

 Вот так, господа. Но мне странно: ребенок, которому больше двух лет, и так знает из практики своей  маленькой жизни, что если навернуться, то будет бо-бо, и вряд ли Агния Барто хоть на секунду задумывалась о законе тяготения, когда обдумывала этот стишок.

Что же касается всех этих «хор.» и «хер.», то Автор забывает об одной простой вещи: рядом с писателем всегда стоит читатель, и если писатель об этом забывает, то занимается он не сочинительством, а интеллектуальным онанизмом, теша самого себя на сухую руку. А читатель – он разный; одному вынь да положь интеллектуальные выверты,  игру фантазии и легкость слога; другому – железно связанный сюжет; третьему – чтобы герой со стальными гениталиями пользовал стада красоток в промежутках между ломанием вражеских челюстей и хребтов. А тут еще накладывается и временной фактор: «Слово о полку Игореве» имеет непреходящую ценность, но потребительская ценность его,  увы, близка к нулю, потому что древнеславянского мы не  разумеем, половцы нам не  грозят, приоритеты изменились… Увы, даже повести великого Пушкина молодежь не читает, страдания Гринева кажутся ей странными  и преувеличенными, а уж хамское отношение к крепостному слуге…  Пройдет пара сотен лет, и Пушкин окончательно превратится в памятник самому себе, и лишь немногие будут помнить, что за мужик в бронзе стоит на Тверском. Гомер ведь тоже велик, но знатоков древнегреческого раз-два и обчелся. 
Со сказанным, вероятно, согласится Лариса Вер. У одного из ее рассказов тьма почитательниц, а вот мужики почти незаметны. Рассказ ладно скроен и очень уж очевидно рассчитан на дамскую аудиторию. И оно правильно.  Лариса нутром чует, кто будет сопереживать ее героине, и рассказывает для них.

 Нет таких произведений, которые понравились бы всем, сколько бы «диалектической раскачки» по Гриню ни напихал бы автор. Кому-то нравится тошнотворное «Ты целуй меня везде, восемнадцать мне уже», а кому- то – стихи  великой Ахматовой. Кто-то (и я в  том числе) читает великолепного  Быкова, а кто-то в Быкове видит жлоба гламурного и, не прочитав ни строчки, с  радостью выполняет команду сверху: «Фас! Ату его!»

Кстати сказать, сила таких команд в отечественной словесности велика чрезвычайно.  Чудом выплыл из небытия расстрелянный Гумилев, приказано было позабыть Бродского, Мандельштама, Ахматову…  Выперли за бугор Солженицына,  потом – вернули и вознесли на пьедестал, а потом снова  велено было до поры запрятать его в пыльный чулан. 

О чем это я? А  о том,  что  нельзя подходить к литературе с  деревянным аршином, искать в ней утилитарность и некие «законы», поступать по-шариковски примитивно.

А как надо? Я не знаю. Спросите  у высоколобых критиков, желательно, лет через сто после смерти того или же иного автора. И они вам ответят.


Рецензии
Уважаемый Алексей! Мне ваша реакция на мой опус показалась достаточно забавной и симптоматичной для сферы моих научных интересов. Поэтому интересно немного порыться в вашем мировоззрении.
1. Ваш опус начинается с явно оценочной характеристики, что обнаруживает некую инстинктивную реакцию рейтингового типа, которая сразу задаёт русло последующей аргументации. В "Гуманоидном комплексе" я недавно пытался доказать, что говорящие приматы часто стремятся подогнать последующую логику под изначально инстинктивный импульс. Посмотрите "Гуманоидный комплекс", если интересно.
2. Цит. "Итак, вот оно! Всего-то и нужно, что сосчитать количество пунктов, дающих оценку «хорошо» (хор.) и «плохо» (хер.), и если их много, то перед вами – шедевр, а если их нет –то в топку такое сочинение. Графомань. Спасибо, дорогой Автор!" Конец.цит.
Смотрите, я совершенно не утверждаю, что пункты надо именно считать. Вы это додумываете, чтобы соорудить какой-то аргумент к обвинению. Я не утверждаю, что "диалектическая раскачка" должна быть всегда. Тоже придумано.
Главное здесь, что Пушкин, даже не зная законов диалектики Гегеля, по-своему ВИДИТ, ПОНИМАЕТ и ИСПОЛЬЗУЕТ один из этих ВСЕОБЩИХ законов, открытый Гегелем в генерации поэтических образов. Именно это является гениальным открытием Пушкина в ЧАСТНОМ ПРИМЕНЕНИИ К осени.
3. Цит. "...И вряд ли Агния Барто хоть на секунду задумывалась о законе тяготения, когда обдумывала этот стишок". конец цит.
Совершенно верно! Даже не думала! И что? Она, скорее всего, подумала, что такое будет интересным для ребёнка. И всё, но при этом открыла изящную формулу для объяснения ему некоторой общей физической модели, с которой ребёнок сталкивается каждый день. Сие - самая первая абстракция для его развивающегося ума. Молодец Агния, - талантливо и просто! Такое случается очень часто.
Ницше однажды писал, что "писатели часто неправильно трактуют своих героев". И даже подчеркнул, "что в этом не может быть никакого сомнения". Художник, отражающий природную закономерность, часто не понимает её сути, так, как это старается делать учёный.
4. Цит. "Автор забывает об одной простой вещи: рядом с писателем всегда стоит читатель, и если писатель об этом забывает, то занимается он не сочинительством, а интеллектуальным онанизмом, теша самого себя на сухую руку". Конец цит.
Совсем нет! Как же вы даже такого не понимаете? Самый изящный ответ на это, пожалуй, дал Окуджава.
"Каждый пишет, как от слышит, не СТАРАЯСЬ УГОДИТЬ (!). Так природа захотела, почему? Не наше дело!". На эту тему и Джек Лондон однажды подумал подробно в Мартине Идене. Я об этом писал в опусе "Синдром Мартина Идена". Не буду переписывать тут доводы, смотрите ссылку, если интересно. Пушкин об этом всё время думал. См. мою пародию на Пушкина.
Если писатель "не забывает", что с ним рядом всё время СТОИТ ЧИТАТЕЛЬ, то это называется литературная проституция. Вы мне это предлагаете? Не смешите мои тапки :))). Да пошли они на ваши "ХОР. и ХЕР". все читатели, если они читать и думать не умеют.
Задача писателя выстроить логику для объяснения некоторой природной закономерности, если он её или только чувствует, или ещё и видит, или даже понимает, что не всем дано. Есть ли новое открытие, удалась ли писателю логика или нет, как раз в этом критика И ВРЕМЯ иногда очень долго разбираются.
5. Цит. "Нет таких произведений, которые понравились бы всем", сколько бы «диалектической раскачки» по Гриню ни напихал бы автор".
Где вы увидели, что я с этим не согласен. Ну не утверждаю я, что везде должна быть диалектическая раскачка! Придумали за меня дурь какую то, и в том решили меня обвинить.
6. Цит. "Кстати сказать, сила таких команд в отечественной словесности велика чрезвычайно. Чудом выплыл из небытия расстрелянный Гумилев, приказано было позабыть Бродского, Мандельштама, Ахматову"…
Не чудом! Джордано Бруно вообще сожгли за истину, но истина "... Вещь всегда жестокая и чаще всего неприятная. Не истины ищет человек (даже в науке) , а - способов подчинить её собственной удобной лжи, к которой привык по разным причинам. Но она - сама по себе и способна взламывать нашу мелочность , хотя и делает это весьма не быстро". См. опус "Истина".
7. Ну да, есть, может быть, у Быкова интересные образные находки, которые говорят о чём? Трудолюбивый, может быть слегка талантливый профессионал. Талант, он может и в Африке талант, но вот ОЧЕНЬ ТАЛАНТЛИВО умел Иуда целоваться. Не знаю, как вам, НО МНЕ ТАКОЙ "ТАЛАНТ" НА ХОР. и ХЕР. в принципе не нужен :))).
В свою очередь тоже не обижайтесь. ;)

ЭПИГРАММА НА БЫКОВА

Поэт писатель, егоза,
За либеральную свободу,
С трибуны лихо ссыт в глаза,
И это - нравится народу!

Александр Васильевич Гринь   27.09.2023 08:26     Заявить о нарушении
"Если писатель "не забывает", что с ним рядом всё время СТОИТ ЧИТАТЕЛЬ, то это называется литературная проституция. Вы мне это предлагаете? Не смешите мои тапки"
Нет, я не буду смешить ваши тапки. Но, похоже, вы обвиняете в проституции едва ли ни всю пишущую братию. Вот любезная вашему сердцу Агния Барто: она-то точно писала не для всех, а для детей, учитывая их психологию и восприятие. И потому, следуя вашей логике, ее можно и должно обвинить в проституции, а заодно - в педофилии и растлении малолетних. И не забудьте про Остера, Эдуарда Успенского, Носова, Григория Гладкова - это тоже люди с пониженной социальной ответственностью, а если еще и учесть, что за свою неблаговидную деятельность они получили вполне приличные деньги...
Про Пушкина не забудьте, он ведь писал не для крестьян, потому что в его бытность грамотных крестьян почти не было, а книжки стоили неподъемных для низших сословий денег. Или вы полагаете, что имена Климена и Амур что-то говорят крестьянину? Впрочем, Александр Сергеич простодушно признается в "Руслане и Людмиле":
"Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал..."
Впрочем, Пушкин для вас, разумеется, не авторитет. Кстати, не поясните, какие такие "природные закономерности" объяснял Пушкин в "Руслане и Людмиле"? Вы же утверждаете, что "Задача писателя выстроить логику для объяснения некоторой природной закономерности, если он её или только чувствует, или ещё и видит, или даже понимает, что не всем дано".
И последнее. Пройдет время, про нас с вами все забудут (да что там, о нас и сейчас никто не знает, кроме близких), а имя Быкова останется. Хотя он и писал не для всех (слишком тонок и многозначен), и не пытался раскрывать "природные закономерности".
В общем, уважаемый, теория литературы - это не ваше. В ваше оправдание могу сказать, что дилетанты лезли в искусство всегда и везде. Вы и сами, должно быть, помните пресловутое Постановление о журналах "Звезда" и Ленинград", помните о том, как досталось Шостаковичу и Прокофьеву за "формализм в музыке". Ни до, ни после никто так и не сумел объяснить, что такое "музыкальный реализм" - но крови чинуши от власти попили всласть. И не только музыкантам, но и художникам. Вы, часом, музыкальной критикой не занимаетесь? А что с живописью? Или - только литературой и физикой?
Ладно, звиняйте. Так и быть, признаю: Пушкина укокошили не вы, и Лермонтова - тоже не вы, и к судьбе Гумилева, Ахматовой, Мандельштама, Маяковского вы не причастны. Но вот ежели бы названные господа прочитали ваш опус,то уж написали бы стократ лучше, вскрыли бы невиданные природные закономерности, вовсю попользовали бы диалектику, а главное - чистосердечно покаялись бы в занятиях проституцией с отягчающими...

Алексей Степанов 5   14.10.2023 21:44   Заявить о нарушении
Ой, не передергивайте... Мы вместе прекрасно поняли, о какой "литературной проституции" идет речь. Если я пишу для ребенка, то это, конечно, не проституция, а вот если пишу для пиара, - то это оно. И именно это вы имели ввиду. Быков для вас тонок и велик, так оно и - ладно. Мне не интересно. Удачи...


Александр Васильевич Гринь   19.10.2023 21:53   Заявить о нарушении
Кстати, для полноты картины, .Руслан и Людмила" это эпос, утверждающий самые основные закономерности социального обустройства, которые выработала эволюция для укрепления социумов.
Интересно как вы обвиняете меня в том, что сами придумываете. Вы же, вроде, учёный, и - с такой женской логикой. Забавно...

Александр Васильевич Гринь   31.10.2023 10:33   Заявить о нарушении
Это и не эпос, а вполне себе авторское сочинение, и не о социальном обустройстве там идет речь. Такое впечатление, что вы на все смотрите через узенькую замочную скважину, выхватывая из сложной картины маленькое и незначительное пятнышко. Так вы судите и о естествознании: здесь увидел, здесь - и видеть не желаю, а в остальное селедку завернул.

Алексей Степанов 5   31.10.2023 12:17   Заявить о нарушении