Улетевшие на небеса

Улетевшие на небеса

Назар Шохин

Девушка и парень в момент гибели были вместе – это, пожалуй, все, что сегодня, полвека спустя, абсолютно бесспорно в нашумевшем происшествии в одном из узбекских городов. Все остальные детали – по большей части людская молва, нанизываемая на суровую правду, которую, похоже, во всех ее тонкостях вряд ли кто-нибудь и когда-нибудь узнает.

«У бурных чувств неистовый конец»… Горожане – мусульмане, христиане, иудеи – с самого начала «подтягивают» историю жизни и гибели двух влюбленных до своей, местной, версии-трактовки, достойной сюжета шекспировской трагедии про Ромео и Джульетту.

Молодая пара в узбекском городке действительно была видная, красивая, заметная: он – атлет, «невинно убиенный, покойником-убийцей погребенный», с «надежным мужским словом» (совсем по Шекспиру!), она – «свет, блеснувший в окне», «убившая луну соседством». И совсем не странно поэтому, что «картина требует красивой рамы, и золотое содержанье книги нуждается в обложке золотой».

Убийца в этой истории был достаточно быстро определен, его сообщники вычислены, мотивы страшного преступления выяснены – это ревность, отсутствие взаимности, месть.

В том самом советском городке судачили о связи преступника с неким могущественным должностным лицом. Если учесть, что и сам убитый был сыном другого, тоже руководящего, работника, то становились ясными попытки местных властей замять дело, а благодушных горожан – найти аналогии разыгравшейся драмы с историей Монтекки и Капулетти, враждой двух богатых домов Вероны.

Погибший по национальности был кряшен*, русский по матери, а погибшая – украинка. Хоронили их всем городом, до православного кладбища провожал духовой оркестр. Могилы их почти рядом.

Парень и девушка стали (если и дальше следовать за Шекспиром) – как это ни ужасно – «пищей для червей», но история их вечно юной любви и гибели – воистину «любовь иную к жизни вызывает вновь»…

PS. Каждый раз, приезжая в родной город, я «прикидываюсь подсвечником» и отправляюсь к могиле упомянутых влюбленных (имена не называю, ибо так и не получил согласия уехавших в дальние страны родственников) – своих одноклассников в начальной школе.

Открывающаяся на христианском кладбище с густыми посадками гранатовых деревьев панорама древнего города – словно богатая декорация к роскошному спектаклю «Ромео и Джульетта».

На мраморных плитах могил погибших, благодаря моим землякам, даже зимой лежат цветы.

Умеющие конвертировать красивые легенды в валюту экскурсоводы покажут вам в старой части города обветшавший частный дом с балконом, где, по их утверждению, в детстве жила погибшая и где обитает ее дух…

«Амур без крыльев – попросту урод», учит нас великий драматург. И я воображаю улетевших на небеса своих друзей детства в благополучном сожитии.

* Кряшены – этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедующая православие.

Илл.: Резная дверь. Бухара. (Фото: Валерия Ермакова).


Рецензии