Аромат печёной картошки

Написано 10 апреля 2009 года в тайге Крайнего Севера Западной Сибири, на весновке.

Лохматый пёс, устав от лая,
Улёгся на краю ручья,
Во сне, вздохнул, мечтая.
Шерстинку на хвосте,
Поднял, взъерошив ветер;
Промчался лихо по сосне,
Взлетев, пронёсся по кедре,
Вскочил на ветку ели;
С разбегу дунул в облака,
Рванул в мандал, играя,
И там затих, на мир взирая.

Закат, огнём костра сгорая,
За далями болот, последним
Всплеском речку озаряя,
Скользнул лучом в окно,
Прошёлся спешно по стене,
Спустился в руку мне.
И в ней доверчиво погас,
Тепло души рождая.
А следом ночи тишина,
Разлилась морем сказок сна,
Тайгу накрыла, укрывая,
Как полотном, от края и до края,
Легла защитою от зла,
До Солнца, света и утра.

Я – в тайге, за десяток километров от села, на весновке. Вкусно пахнет печёным картофелем. Хрустящие ломтики тонко нарезанного клубня, запекаясь на раскалённой жести печи, румянятся; чуть не пропечённые в толстых краях, при надкусывании дают привкус дыни. – Есть ли более изысканное лакомство в российском лесу?!..

Особо вкусен картофель, испечённый в золе! …Картофелины обжигают руки, когда разламываешь, дымят. - Прочная чёрная корочка сверху и рассыпчатая, чуть с желтизной, мякоть, от неё струится ароматный пар. Руки жгёт, но терплю. (Терпения не хватает, чтоб ждать, когда остынет.) Сверху присыпаю крупенистой солью. Невольно вспоминается:

- Смеются, что-то оживлённо рассказывают друзья, расположившись кругом у ночного костра. Вижу их молодые, счастливые лица. Тут ещё те, кого уже нет. Слов не слышу, но знаю, что говорят о хорошем, радостном: о работе, семье, литературе, новых геологических проектах; вспоминают прошедшие и планируют предстоящие полевые сезоны.
- Как давно то было! А память продолжает хранить лица, сюжеты. Говорят, что в городах бывшие коллеги -геологи почти теперь не собираются вместе. - Жаль! Вспомнились и слова из далёкого детства: «Ах, картошка! - объеденье, - енье, - енье! Пионеров идеал… - ал –ал. Тот не знает наслажденья, кто картошки не едал!».

Печёная картошка привычнее для полевика - геолога, чем заморские колбасы и хвала ей возводилась до уровня музы в среде студенчества советского прошлого - с колхозами, туристическими походами. А ещё помнится, как в детстве, на Южном Урале, зимними вечерами, из протопленной жаркой печи мы – дети, извлекаем кочергой печёнки. В печке сияют жаром огненно-красные угли. Аромат распространяется по потонувшей в снегах избе. Окна заиндевели и сверкают звёздами в предновогодних узорах. На улице трещит мороз или метёт метель, воет буран. А дома необыкновенно тепло и уютно.

А сейчас, в моей тайге, за тысячи вёрст от детства, тихо звучит в плейере мелодия незамысловатой песни. Вскрикнула скрипуче кедровка в ночи. Тихо шипят, испуская пар поленья в жестяной печи, именуемой буржуйкой. Аппетитно запахли ломтики запекшегося картофеля (разложила их прямо на раскалённую жесть).
Картофелина у меня последняя. Картофель не дефицит. Выращиваю сама – качественный, без пестицидов, старинными естественными методами. Сорта – свои, давно адаптированы к Крайнему югорскому северу. Колорадский жук пока не атаковал. Север ему не подходит, что неизменно утешает. Нести картофель за десятки километров на своей спине, в рюкзаке, проблематично. Поэтому беру с собой лишь парочку клубней - не больше, чтоб испечь и вспомнить прошлое. Вот и видится печёнка столь изысканным деликатесом в лесу. Дома этакого вкусного картофеля на газу или на электроплите, в духовке, не запечь. Здесь же, в тайге, приправой ему служит запах дров, хвои, смолья, снега, багульника. - Таких специй дома нет!

Читала, что печёный картофель полезен гипертоникам. - Не знаю, насколько утверждение верно, но от одного аромата неизменно настроение уносится ввысь – к стаям летящих на север птиц. Так что, - сердцу действительно, на пользу.

На календаре – апрель. Сочинилось:

- Я подброшу дров в печурку,
Сяду рядом у огня.
Вспомню всё, что позабыла,
Вспомню, что однажды было.
Что загнала вглубь себя,
Чтобы рана не саднила,
Не кричала и не ныла,
Не кровила, не слезила.
На глазах чужого мира.
Здесь же тихо и спокойно,
И привольно, и раздольно.
Лес поймёт и лес услышит.
Всё простит и перепишет.
Шелестнёт в ответ хвоинкой,
Тинькнет малою синичкой.
Забубнит совой на ветке.
Удивлёнными глазами,
Полнолунными очами
Осветит искристый снег.
И душа в тайге теплеет,
Отойдёт, переболеет,
Запоёт с весенним ветром,
С дуновением в листочках.
В аромате стебелёчка.
Каплей слёз из глаз прольётся.
Неожиданно очнётся.
Позабудет о печали,
Замечтает о начале.
Вспомнит ласку и добро,
Скажет:
- Как здесь хорошо!

***
Сегодня воздух неподвижен. Снег днём впервые заметно подтаял. Из пушистости превратился в подобие мягкой губки. Сжимается рукой в водяной ком. Хвоя сосен, елей, кедров отогрелась и зазеленела ярче. На фоне белого снега, на фоне таких же белых облаков и лазурных, бирюзовых красок небесной сини она дополняет спокойствия в гармонию цвета пришедшей на север Юры весны.

Насыщенность цветов, при мягкости и нежности красок поражает изысканностью, покоем, гармонией природного равновесия. Нет ничего вычурного, ничего броского, ничего лишнего! И умиротворённы солнечные желтоватые блики у подножия сосны на снегу! И красивы полосы теней от стволов. Точками, стразами - алмазами! переливается чуть подстывшая корка наста!

Ручей пока молчит под толстым слоем снега и льда. Но совсем скоро он очнётся, зажурчит свою песнь весне. Через неделю-две прилетят первые гуси. И не найдётся равнодушного взгляда в таёжном северном селе, встречающего прилёт вестников окончания зимы. Каждый сибиряк непременно подумает об ушедших морозных печалях и помечтает о светлом дне впереди, что непременно приходит к нам с весной.
Сегодня иначе вскрикнула кедровка. И спутала день с ночью совка, обосновавшаяся на сосновом мысе посреди болот. Ей приглянулось дупло в старой сосне. Вот и крутится теперь тут, оповещая всей округе, что место занято, и пора б прилететь подруге, чтоб вместе строить дом.



Ключевые слова: картофель, картошка, печёнка, печь, буржуйка, тайга, весна, весновка, охота, Крайний Север, Тулпаремшан, западная Сибирь, Югра, Ханты-Мансийский автономный округ, Уральский регион, Урал, студенчество, колхоз, пионерия, костёр, песня у костра, тишина, лес, закат, солнце, лайка, пёс. Сибиряк, геолог, полевик, геология, поле, печёный картофель, север, зима, мороз, метель, весна, закат, ветер, урман, сосна, кедр, душа.

Анонс.
Картошка, испеченная на углях костра, в печи – изысканный деликатес студента, геолога, туриста.

Фото автора. На фото: Россия. Западная Сибирь. Крайний Север Ханты-Мансийского автономного округа. Северная тайга. 26 мая 2008 год. Ледоход на сибирской реке. Западносибирская лайка Бим.

АРОМАТ ПЕЧЁНОГО КАРТОФЕЛЯ


Рецензии
Вы настоящий таежный человек!Восхищаюсь Вами.А про картошку написано замечательно....из детства!
С уважением,Галина.

Галина Пономарева 3   30.11.2023 04:17     Заявить о нарушении
Доброе утро, Галина!
Спасибо большое за внимание! Я читала у Вас с привеликим наслаждением!
С уважением!

Татьяна Немшанова   30.11.2023 09:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.