Первый создатель почтовых марок в России И. Билиби
Когда я увидел открытку с маркой выполненной Иваном Билибиным, то был искренне
удивлен.
И вот, что я нашел и открыл для себя.
Верно изречение,- "Век живи, век учись".
Билибин окончил юридический факультет Санкт-Петербургского Университета,но
юридического образования было ему мало.
Талантливый юноша мечтал стать художником и поступил в ученье к знаменитому
Илье Ефимовичу Репину.
Но этого ему видимо показалось мало.
И в 1898 году Билибин побывал в Мюнхене,где брал уроки в мастерской известного
живописца Антона Ажбе.
В Мюнхене Билибин приобщился к фантастическому искусству.
В те годы в Германии процветал жанр сказочной картины, живопись населяли
кентавры и люди-олени, колдуны и пауки с человеческими головами.
Молодой петербуржец впитал в себя особенную мюнхенскую культуру живописного
мифотворчества и это пригодилось ему в дальнейшем.
Обычно Репин, так и Ажбе обучали своих студентов классической живописи.
Но Билибин увлекся графикой и стал иллюстрировать книги, оформлять обложки
журналов и даже создавать почтовые марки.
Очень жаль, но они не уцелели.
На его отношение к почтовой графике не могла не повлиять немецкая
художественная традиция города Мюнхен.
А Мюнхен был еще и филателистической столицей Баварии.
Россия пока в плане филателии, как собирание марок и выпуск их, отдыхала.
Крупнейшим дизайнером, повлиявшим на марочную графику, был художник
Максимилиан Дазио.
Можно с уверенностью сказать, что Иван Яковлевич конечно видел созданные им
произведения графики малых форм.
Перед отъездом в эмиграцию Бибилибин успел выполнить заказ Временного
правительства, и создать эскиз будущей марки России.
Тематическая коллекция на тему “Творчество Билибина” немыслима без примеров
марок, отражающих многообразие японского искусства.
Обидно но марки не сохранились.
Своим ученикам, которые получали задание проиллюстрировать то или иное
произведение, художник поручал облачиться в историческую одежду.
Интересно, что точно так же поступал живущий в США известный график Говард
Пайл, который не был знаком с Билибиным (ему посвящена марка США).
Билибину у нас тоже посвящена марка и не одна, но это будет гораздо позже.
Очевидно, сама эпоха побуждала творческих людей вступать в диалог со
временем, вести тонкую игру с историческими стилями.
Старинный костюм был как бы пропуском на корабль, путешествующий во времени.
Это производило на учеников поистине фантастическое впечатление.
Но не следует думать, что после поездки в Мюнхен Билибин путешествовал только
на машине времени.
Художник не принял октябрьскую революцию, и ему предстояла эмиграция с
характерным для нее обилием новых,порой экзотических впечатлений.
Но идея взаимодействия прошлого и будущего никогда не оставляла его.
Боялся он явно зря ни чем таким антиреволюционным он не занимался.
Может его напугал лозунг,- " Весь мир насилья мы разрушим дооснованья, а затем,
мы наш мы новый мир построим".
А какой будет этот новый?
Он был реалист, а Кубизм, Абстракционизм Кандинского, и Суприматизм Малевича,
не были его темой.
Когда в России произошла революция некоторые члены объединения “Мир искусства”
начали сотрудничать с большевиками и изготовили немало проектов марок советской
России (С.Чехонин, К.Петров-Водкин).
Но Билибину потомку купеческого рода, как он полагал, при большевиках отнюдь
не была бы уготована счастливая судьба.
Он покинул Россию, выехав за рубеж с белой армией через Новороссийск.
До революции Билибинсоздал всего одну царскую марку со стилизованным гербом,
и надписью над ним Россия.
После долгих скитаний Иван Яковлевич оказался в далеком Египте.
Его талант оказался востребованным,и художник начал получать заказы на
оформление интерьеров общественных зданий.
Он также создал в Египте немало пейзажей.
Некоторое время художник жил в Париже и печатался в эмигрантских
художественных журналах.
Потребность в книгах на русском языке была весьма велика, и многие
преуспевающие эмигрантские издательства почитали за честь заказать Билибину
оформление русских сказок или классических произведений.
Еще одним важным этапом в эмигрантской жизни Билибина стала Прага.
В этом городе егоработы давно знали (в Праге шла “Сказка о золотом петушке” Н.
Римского-Корсакова и чехам очень понравились декорации), а сам художник получил
несколько ответственных заказов.
Художнику очень помогало хорошее знание иностранных языков, причем некоторыми
совсем не знакомыми языками он овладевал прямо на глазах.
Но хотя талант Ивана Яковлевича и не остался незамеченным за рубежом, он
всегда ощущал себя русским художником и рвался на родину.
В середине тридцатых годов Билибин вернулся в Россию, которая к моменту
его возвращения давно уже стала Советским Союзом.
Никто не осмелился называть его белоэмигрантом (а ведь это было
распространенное тогда слово).
Слишком велик был мировой авторитет художника.
Ему не было суждено встретить в Ленинграде своих товарищей по кружку “Мир
искусства”.
Его коллеги-мирискусники” – М.Добужинский, С.Чехонин, М.Сомов и А.Бенуа
разлетелись по свету и скончались вдали от Петербурга.
Их декаденское искусство не устраивало тогдашнюю власть в России.
Но кое кто однако остался на родине, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, С. Ю.
Жуковский, И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, состоявших в «Мире искусства» или
участвовавших на его выставках.
Все они продолжали активно работать.
Поэтому Билибин знаменовал собой редчайший пример мирискусника, вернувшегося на
Родину.
Излишне говорить, как выиграла бы филателистическая графика нашей страны, если
бы Билибин продолжил создавать проекты марок и конвертов.
Но страна в этом пока не нуждалась.
Вторая мировая война была для художника настоящим шоком.
Он учился в Германии, был знаком со многими немецкими художниками и высоко
ценил немецкую художественную культуру.
Именно в Германии зародился его интерес к фантастике, к сверхъестественному.
Он и здесь совершил небольшое путешествие во времени, вспомнив антикайзеровскую
сатиру времен Первой мировой войны.
Лишь через 27 лет после смерти художника – в 1969 году появилась первая серия
марок по его замечательным иллюстрациям.
Традиция выпуска билибинских марок была продолжена.
В конце ХХ века в России появились знаки почтовой оплаты, стилизованные под
манеру Билибина.
В год смерти художнику было всего 66 лет, а позади была большая жизнь, богатая
и страданием, и счастьем.
А еще путешествиями на воображаемой машине времени.
После начала Великой Отечественной войны отказался эвакуироваться и умер в
блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии
художеств от истощения.
Последней работой знаменитого художника стала подготовительная
иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году.
Большое количество произведений Ивана Билибина находится в Ивангородском (Ленинградская обл.)
Свидетельство о публикации №223092601026
Это совсем другой стиль, м б Билибин пересилил бы его...
Мост Будущее 05.04.2025 21:58 Заявить о нарушении