Мысли на заметку. 6 октября 2017 года
[...] Читаю материалы Гусева. Как раз то место, где Толстой обрушился на догматическое богословие. И высказывал всё это в Петербурге Александре Андреевне, которая от этого плакала. И, казалось бы, если ниспроверг что-то, то на это место нужно поставить что-то другое, новое. Однако это «новое» всё одно окажется нелепой догматикой, потому что это ни что иное, как воля к жизни. И её объяснить никак нельзя. И подвести под неё какую-либо мифологему или идеологему нельзя. Люди, конечно, пытаются сформулировать суть своей веры, но это всегда будет неубедительным и подверженным опровержению. Вера — это воля жизни, а волю к жизни объяснить никак нельзя. Она либо есть в тебе, либо её нет. И жизнь в тебе либо есть, либо её нет. И подавляющее число людей — верующие. Знают, что умрут. Знают, что близкие умрут, все люди умрут и исчезнут навсегда с планетой и всей вселенной, — а живут. Способность к этому и есть вера. И её никак нельзя объяснить теоретическим построением. Она есть чувство жизни. Возникает вопрос: зачем разрушать то, что к этому чувству никакого отношения не имеет? А смысл в том, что разум стремится к истине, то есть отвергает всё то, что неистинно. И волю к этому тоже никак нельзя объяснить, как нельзя объяснить волю к жизни.
Рецензии