Ольга Мудрая
Читая страницы русских летописей, можно сделать вывод, что княгиня Ольга была одной из самых хитрых, безжалостных и мстительных женщин не только на Руси, но и в мировой истории.
Как только не называли княгиню Ольгу (она же Эльга (Хельга), она же в крещении Елена):
• перевозчица через реку,
• жена,
• мать,
• вдова,
• военная преступница и организаторша этнических чисток (по которой Гаагский трибунал плачет прямо-таки в три ручья),
• регентша,
• реформаторша,
• дипломатка,
• духовная мать русского народа,
• Мудрая,
• Святая,
• Равноапостольная,
• Кровавая.
Живи она сегодня, киевскую княгиню называли бы «роковой женщиной» или «железной леди».
Кровавые грехи, несгибаемая воля, сила духа, энергия, решительность, отвага, коварство, расчётливая свирепость её действий ужасают и завораживают одновременно…
***
Очень много спорных моментов в биографии одного из ключевых правителей начального периода Руси – Великой княгини Ольги.
До сих пор ведутся жаркие «баталии» по поводу того:
• когда она родилась,
• когда вышла замуж,
• когда родила детей и сколько,
• когда приняла христианство и где.
Также достоверно неизвестно, из какого рода он происходила, и даже какой была национальности.
Достоверно известно только, что она была женой князя киевского Игоря и матерью будущего князя Святослава.
Ну и известны оба её имени:
• первое - Ольга (Эльга по византийским источникам) и
• крестильное, то есть Елена.
Происхождение княгини Ольги до сих пор остаётся тайной за семью печатями.
У историков нет однозначного ответа на этот вопрос.
Точная дата рождения её также неведома.
• По одной версии будущая святая и великая княгиня родилась примерно в 890 году.
• Но в Степенной книге XVII века говорится, что умерла княгиня в 80 лет, а значит, родилась она в конце IX века.
• Если верить «Архангелогородскому летописцу», то девушка вышла замуж, когда ей было 10 лет.
• Историки до сих пор спорят по поводу года рождения княгини. Называют разные даты: 890-й. 893-й-894-й. Около 920-го года. 927-й-928-й.
• Имя её - Ольга – было русским вариантом скандинавского имени Хельга, что переводится, как «светлая», «священная».
• Согласно житию святой, считается, что Ольга появилась на свет на территории Пскова, в деревне Выбуты. Об этом говорит и летопись «Повесть временных лет». Имена родителей не известны, т.к. они были крестьянами, а не особами знатных кровей.
• Большинство историков склоняется к версии, что правительница была скандинавского (варяжского) происхождения и не носила ни титула, ни звания. Имела довольно скромные корни.
• Другие же исследователи выдвигают предположения о том, что Ольга была родовитого славянского происхождения.
• Зарубежные историки склоняются к мысли, что будущая княжна могла происходить из земель современной Болгарии или племён, населяющих Карпаты.
• Она была простой, ничем не знаменитой девушкой, хотя и происходила из забытого рода Изборских князей.
• По русским источникам, княгиня Ольга была скандинавкой по происхождению и православной по вере, крещённой византийским императором Константином VII Багрянородным в 957 году.
• В Иоакимовской летописи написано, что Ольга была родом из города Изборска и принадлежала к роду Гостомысла.
• Другая версия гласит, что Ольга была внучкой болгарского князя Бориса I.
• Есть историки, которые считают, что великая киевская княгиня была последней из потомков князя Аскольда и жила в Пскове, где и познакомилась с будущим мужем.
• Повесть конца XV века гласит, что Ольга была дочерью Вещего Олега, который правил Русью, пока не подрастёт Игорь - сына Рюрика.
Он же, согласно легендам, и поженил Игоря и Ольгу.
• Неизвестный автор «Орвар-Одд саги» и знаменитый датский историк Саксон Грамматик утверждают, что Ольга была сестрой датского короля Ингелуса, и звали её Хельга.
• Разные источники европейские говорят о том, что Ольга в табели о рангах была не княгиней, а королевой, не скандинавкой по происхождению, а готкой, и не православной по вере, а арианкой, приверженкой одного из самых первых течений в христианстве, ставшего предтечей протестантизма в XVI веке.
Чем именно занималась Ольга в ранние годы, историки тоже не знают.
Источники утверждают, что в брак она вступила в раннем возрасте. На тот момент женщине было всего 12 лет. Хотя для того периода это было вполне нормально.
***
• Наталья Павлищева:
«Княгиня Ольга… Святая княгиня…
Одна из жён первого Рюриковича, князя Игоря Старого, правившая Киевской Русью после его гибели в древлянской земле за своего сына князя Святослава. Она первая официальная христианка на Руси, хотя и до Ольги христиане даже среди князей уже были. Её сын Святослав разбил ненавистную русичам Хазарию, а её внук, князь Владимир, крестил Русь.
Жизнь этой женщины не была ни лёгкой, ни спокойной, хотя при её правлении Русь почти не воевала. В её судьбе с избытком всего – драма матери, долго ожидавшей рождение сына, но потом не понимавшей его, и вдовство, многие годы одиночества в окружении людей и даже признание императора Византии, что она вполне достойна трона!»
«И всё-таки кто она? Версий множество:
1. Гостомыслова дочь, поскольку звали, до того как княгиней стала, Прекрасой, а у достопочтенного оборитского князя была дочь Прекраса. Это по завету Гостомысла приильменские словене, кривичи, весь, чудь и меря призвали на свою голову его внука, сына средней дочери Рюрика Умилы, «наряд держать». Вопрос в том, что Прекраса – старшая дочь князя, следовательно, своему мужу Игорю Старому получалась просто тёткой, и к моменту замужества ей было бы этак 140, а при рождении Святослава вообще 180! Нелепо.
2. Дочь Вещего Олега. Абсолютно бездоказательно, но версия существует.
3. Дочь половецкого князя Тмутаракана. Следовательно, мусульманка, невесть каким образом попавшая в нужный момент в псковские Выбуты. И неважно, что половцы появились у рубежей Руси уже после смерти самой княгини, захотелось кому-то – и предположили.
4. Болгарка, которую привёз князь Олег из похода.
5. Простая крестьянка Прекраса, которую князь в молодости встретил на перевозе, не остался равнодушным к красоте. А та усовестила нахала. Да так, что много лет отповедь помнил и женился, когда в возраст вошёл.
6. И последняя версия: мол, что была простой варяжкой, взятой князем в жёны малолеткой, видимо, в угоду дружине, приведшей к власти его отца и его самого.
Историки упорно не замечают одной фразы из летописи о князе Игоре, где говорится, что были у князя ещё жёны, но Ольгу он любил за ум. Почему всё. Что написано про жён, отнесли к одной-единственной? Вполне могло быть, что в 903 году князь Игорь женился на Прекрасе, которая за десять лет до того усовестила нахала на перевозе. И «из болгарех» ему князь Олег вполне мог привезти жену, возвращаясь от Царьграда. Вполне же логично, что Ольга – одна из княжеских жён. Первую звали Прекраса, какая-то ещё была болгаркой… Просто она самая разумная и властная, потому и считался с ней больше, чем с остальными».
(Из книги «Княгиня Ольга»).
***
Она была любимой, женой могучего Рюриковича.
И после смерти великого князя Игоря осталась в Киеве вдовой.
Осталась одна с малым сыном на руках. Святославу не было ещё и 4-х лет.
Осталась с тяжёлой ношей, от которой подгибаются ноги, - властью…
Едва сложившееся государство, на тот момент, находилось в критическом состоянии.
Однако киевляне не только признали права Ольги на престол в связи с малолетством наследника, но и безоговорочно поддержали её.
К этому времени Ольга находилась в расцвете своих физических и духовных сил.
Она была неотразимо хороша и обворожительна – златоволосая, с большими голубыми глазами, тоненькими, немного выгнутыми бровями, прямым правильной формы носом и выразительными губами.
Ольга была женщиной сильной, гордой, волевой, решительной, предприимчивой, расчётливой, бесстрашной, находчивой, дальновидной, скромной.
Она обладала недюжинным умом и проницательностью.
Вместе с тем её отличали также хитрость, коварство, жестокость, подозрительность, властность, суровость и безжалостность.
Она всю жизнь хранила верность своему любимому мужу Игорю и никогда больше не вышла замуж. Предложений же хватало.
Ведь она была не только завидной невестой, но и очень красивой женщиной.
• Елена Арсеньева:
«Глаза у неё были в точности как сизая вода речная. Волосы, перехваченные на лбу кожаным ремешком, сияли под солнцем, словно золото, а иные пряди серебрились, будто степная ковыль-трава…
Красота её сияла, словно луна в ночи, словно солнечный день в череде пасмурных. А умна, умна до чего! Бесстрашна…»
(Из книги «Царица любит не шутя»).
***
Твёрдой и недрогнувшей рукой сразу после гибели князя Игоря повела Ольга дела сложные и запущенные.
1. Месть древлянам.
Но первым делом княгиня хитро и изыскано жестоко отомстила древлянам за смерть мужа.
Надо сказать, что писаных законов в то время на Руси ещё не было. А жили по старым обычаям и держались их крепко.
Обычай, освящённый временем и верованиями, указывал за смерть человека обязательно мстить. Ведь иначе на близких родичей убитого падал великий срам.
Ольга не захотела и не могла нарушить исконный обычай. И как всякая женщина, всегда и везде наиболее строгая, чем мужчина, блюстительница обычаев старины. И как жена, оставшаяся молодою вдовою с малюткою-сыном. Она посчитала своим долгом отомстить древлянам. Отомстить за то, что они «бессовестные такие», убили её мужа – «бедняжечку» (алчного беспредельщика).
К тому же, убийство главы государства считалось тогда тягчайшим преступлением. Преступлением, не имевшим смягчающих обстоятельств и заслуживающим самой жестокой кары. При этом ни характер, ни поступки самой жертвы в расчёт никак не принимались.
И не одни женские чувства руководили тогда Ольгой. Ведь она прекрасно понимала, что если бунт древлян останется ненаказанным, то пошатнётся власть Киева. И тогда, только что основанная, держава может развалиться.
Сыну Ингвара Святославу шёл на тот момент всего лишь 4-ый годик от роду, поэтому полновесный князь из него был никакой.
И ситуация уже явственно начинала попахивать сменой династии…
Но ВНЕЗАПНО древляне захотели поиметь ещё больший профит с ситуации и сами всё испортили.
Когда весть о приближении древлянских сватов докатилась до Киева и все русские дружинники изрядно ей переполошились, Ольга стала ковать железо, пока оно горячо — собрала на княжьем дворе толпу бывших Ингваревых дружинников и:
• напомнила им, что согласно законам родовой мести она, как вдова убиенного мужа, просто обязана за него отомстить, при малолетстве-то сына,
• намекнула, что гибель её мужа — это вообще-то оскорбление и для его дружины, дозволившей умертвить своего вождя,
• толкнула пламенную речь о патриотизме и о своём категорическом нежелании отдавать русов под власть древлян.
После этого бедная вдова попросила самую малость — княжение над Русью вообще и над Киевом в частности, в качестве регентши при малолетнем сыне-князе Святославе.
Разгорячённые словами Ольги дружинники клюнули на посулы вдовицы, дружно проголосовали за избрание её мамой-регентом и побежали готовиться к достойной встрече послов-сватов…
Ольга же облегчённо выдохнула и
начала !!!МСТИТЬ!!! древлянам.
И месть её была ужасна…
Осуществляя мщение, Ольга проявила беспощадную целеустремлённость, холодную жестокость и коварство.
И каждый этап мщения своего венчала торжеством и насмешкой над поверженными врагами.
О том, как хитро и жестоко отомстила княгиня древлянам за убийство её мужа, сообщает Нестор-Летописец в «Повести временных лет» и говорят народные предания.
Вендетта её древлянам происходила в три этапа.
Вот как это было…
***
Древлянская земля отправила в Киев 20 знатных людей сватать Ольгу за своего князя Мала.
Их ладья пристала под Боричевым подъёмом.
Когда княгиня узнала о прибытии послов, то позвала их к себе.
Согласно добрым традициям она вела себя тепло, подчёркнуто уважительно.
И спросила послов:
«Что вам надо?»
Те отвечали:
«Послала нас Древлянская земля с такими словами: мужа твоего мы убили, ибо он расхищал и грабил нас будто волк. А наши князья добрые. Пойди замуж за князя нашего, за Мала!»
Ольга сделала вид, что согласна выйти замуж. Дала своё липовое согласие на брак с древлянским князем, подчеркнув, что теперь она — бедная вдова, и без этого нового брака ей действительно хоть в петлю лезь.
Она притворно сказала послам:
«Люба мне речь ваша. И, правда: мужа мне уже не воскресить.… Но мне хочется почтить вас завтра перед всеми моими людьми; так ступайте вы теперь назад в свою ладью, разлягтесь, величаясь, а как пришлю завтра утром за вами, то велите нести вас в ладье».
Древляне, ничего не подозревая, совершенно ошеломленные оказанным приёмом, вне себя от восторга, ушли к своей ладье.
А княгиня тотчас велела у терема своего за городом вырыть большую и глубокую яму.
На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями.
И пришли к ним Ольгины посланцы, и с поклонами пригласили сватов на княжий двор:
«Зовёт вас Ольга для чести великой!»
Древляне же, вели себя нагло, раздуваясь от спеси, ответили, как и было подсказано, не ведая, что сами произносят свой смертный приговор:
«Ни пешком не пойдём, ни на конях, ни на возах не поедем, несите нас в ладье!»
Ольгины люди отвечали с притворной горестью:
«Ох, нам неволя! Господин наш убит, а княгиня хочет за вашего князя!»
И склонили свои гордые головы.
И водрузили себе на плечи ладью с сидевшими в ней древлянами.
И как почётных гостей понесли с берега Днепра к княжескому терему.
А послы сидели в ней избочась. Сидели надутые до такой степени, что даже не сразу сообразили: а несут-то их не на княжий двор, а неведомо куда!
Так их принесли к заранее выкопанной глубочайшей яме. И швырнули ладью вместе с послами туда.
А злыдня Ольга подошла к краю ямы, нагнулась и спросила глумливо древлян:
«Хороша ли вам от оказанной чести?»
«Ох, лютее наша смерть смерти Игоревой! – раздался стон снизу – Ты умеешь хорошо мстить».
Тогда княгиня бросила в яму первую горсть земли, и велела своим людям:
«Засыпайте могилу!»
И древлянских сватов-послов заживо закопали в землю вместе с ладьёй.
Так легенда рассказывает о первой хитрости Ольги.
***
Наутро Ольга направила в Древлянскую землю своего посла с вестью о том, что она согласна на брак. Но только вот киевляне-де цепляются за её подол, удерживают и не дают разрешения бросить всё, нажитое непосильным трудом.
И даже запрещают нанести элементарный ответный визит вежливости, ибо где это видано — к целой КНЯГИНЕ явились всего-навсего какие-то зачуханные сваты-простолюдины!
Поэтому Ольга просит древлян:
«Если вправду просите меня к себе, то пришлите наилучших, наибогатейших, первейших и отважнейших мужей земли Древлянской, чтобы мне прийти к вам с великою честью, а то киевляне, пожалуй, и не пустят меня».
А что сталось с ранее посланными знатными людьми, про то говорить не велела.
Древляне, ничего дурного не подозревая и не предвидя обмана, спешно отрядили в Киев новых сватов.
На этот раз в последний путь к Ольге направился цвет древлянской нации — «люди велиции, роду знатна, добра и чести много имаша».
На княжьем дворе их встретили русы — с распростёртыми объятьями, с улыбками и с фигами за спиной.
Выскочившая следом на крыльцо Ольга поначалу тоже усиленно изображала радость…
А потом вдруг закрутила носом, поморщилась и велела срочно топить баню: мол, смердят наши гости изрядно — видно, долгой дорога их была, так что помойтесь сначала, ребята, а уж опосля и о свадебке побеседуем!
Застеснявшиеся древляне, почесавши в затылках да понюхавши в подмышках, смущённо молвили: «Чаво уж там! Истину княгинюшка глаголит!» и потянулись в гостеприимно распахнутую дверь стоящей неподалёку бани…
Когда же они вошли в баню мыться, то их заперли и баню подожгли.
Так знатные послы были сожжены в ней заживо по велению княгини киевской.
Это было второй хитростью Ольги.
***
Но и эта месть казалась ей не полною.
И Ольга на том не успокоилась…
Хитроумная княгиня опять послала в Древлянскую землю своих людей. И велела сказать:
«Я уж иду к вам, наварите побольше мёду, я поплачу над могилой своего мужа и справлю по нему погребальную тризну».
Древляне и тут не поняли замысла княгини.
Они наварили мёду и стали её ждать.
Ольга пришла налегке с малой дружиной.
Постучавши для вида лбом о могилу мужа и повыв, как полагается, «Ой, да на кого ж ты меня покинул, кормилец!..», княгиня повелела насыпать поверх могилы большой курган.
И дала отмашку на проведение поминок, то бишь, творить по мужу тризну, пригласив и древлян.
«А где люди наши, которых мы к тебе послали?» - спросили древляне.
Ольга отвечала:
«Идут позади с дружиной мужа моего».
Древляне поверили ей и сели пить.
Киевляне же по приказу княгини прислуживали им (велено было не пить самим, но сверх меры спаивать древлян).
Через часок-другой подавляющее число древлян ужралось в хлам. И, соответственно, было уже не в силах твёрдо держать оружие в руках.
Тогда Ольга наконец-то разрешила своим головорезам употребить внутрь для сугрева жизнеградусного. И велела уже начинать рубить пьяных древлян.
Началась кровавая резня…
Позже в летописи «Повесть временных лет» будет написано, что в тот день от рук русов пало около 5000 древлян - без различий пола и возраста, мирных жителей и воинов.
Отпраздновав эту кровавую тризну по мужу, Ольга воротилась в Киев.
Так свершилась, по словам летописца, третья хитрость Ольги.
***
Однако месть и наказание на этом ещё не закончились.
Ольга собрала большую рать, взяла сына Святослава, и пошла воевать Древлянскую землю (двинулась уже всерьёз геноцидить древлян).
Узнав о походе Ольги, древляне выступили против неё соединёнными силами всей Древлянской земли.
Когда войска сошлись, бой ритуально начал малолетний Святослав, своею маленькою ручонкою метнув своё копьё в сторону врага. Копьё, брошенное рукой ребёнка, пролетело между ушей коня и упало, попав коню в ногу.
Свенельд и Асмуд - воспитатели княжича и старшие в дружине, сказали:
«Князь уже начал - последуем, дружина, за князем!» - и бросились в битву.
Началась кровавая сеча…
Разбитые наголову древляне бежали.
Они заперлись в стольном городе Искоростене (ныне город Коростень в Житомирской области).
Прекрасно понимая, что им никакой пощады не будет, горожане защищались с отчаянием обречённых.
Разбив в открытом бою древлянское ополчение, русы вдоволь погуляли по всей Древлянской земле (в незабываемом стиле батьки Махно), грабя, убивая и насилуя налево-направо...
***
• Андрей Серба:
«Трижды ходили киевляне на приступ и столько же раз откатывались от стен Искоростеня. Окружённые обширными топкими болотами, прикрытые с единственного опасного места высокой стеной и глубоким, широким рвом, наполненным водой, город был неприступен. Попытаться отвести изо рва воду было бессмысленно – она выступала из самой земли, стоило её копнуть хоть на ладонь глубины. Поджечь стены или башни не удавалось – древляне постоянно поливали их водой. Горящие стрелы, посылаемые в город, чтобы вызвать там пожары, не приносили успеха: крыши домов осаждённых были покрыты толстым слоём глины, регулярно смачиваемой водой. От подкопа, который киевляне начали было рыть под стену, отделявшую город от поляны, пришлось вскоре отказаться: напитанная влагой земля каждую минуту грозила обвалом или оползнем, и подземный ход следовало укреплять подпорками и деревянными щитами, что требовало огромной работы и массы времени.
Однако главной преградой являлись, конечно же, сами древляне. Такие же славяне, как и поляне, они были отважны и смелы, умны и расчётливы, а их воеводы, участники многих походов и битв, прекрасно знали воинское дело. К тому же, помня о цели, с которой киевляне пришли на их землю, осаждённые в Искоростене были готовы сражаться до последнего».
(Из книги «Мёртвые сраму не имут…»)
***
Целое лето промудохалась под стенами Искоростеня Ольга.
И вдруг вспомнила, что она «мудра вельми». Ну и стала усиленно шевелить мозгами, дабы в очередной раз «навешать лапшу» на уши доверчивых древлян…
И снова княгиня прибегла к хитрости.
Сделав вид, что считает мщение достаточным, она обещала оставить город, если жители ей уплатят дань.
Древляне на её предложение не упорствовать с данью отвечали, что готовы давать мёдом и мехами.
Но Ольга, будто бы из великодушия, сказала, что довольно будет, если они пришлют с каждого двора по три голубя и по три воробья.
Древляне долго чесали в головах, но никак не могли взять в толк, есть ли в Ольгином ультиматуме какая-то подлянка. Или же княгиня просто умом тронулась.
И то — аж целое лето баба их город безуспешно осаждает, немудрено и «крыше поехать тихо шифером шурша».
Древляне обрадовались и послали к ней живую дань в клетках.
Едва на поляну опустились сумерки, по её приказу к птичьим лапкам на кожаных ремешках привязывались пучки просмоленной пакли и высушенного на жарком солнце древесного гриба - трутника. Поджигая этот горючий состав, дружинники выпускали несчастных пернатых на волю. И те, неся огонь, спешили в город.
Полетели голуби в свои голубятни, воробьи - под крыши родных сараев и домов…
И все дворы искоростеньские загорелись разом.
Город полыхнул, как сноп сухой соломы, со всех сторон. Огонь охватил весь город, так что тушить было нельзя. Настало в городе великое смятение. Спасаясь от пожара, древляне бежали в темпе из горящего города. Да прямиком в руки дружинников Ольги, навстречу своей смерти...
Старшин княгиня взяла себе. Многих иных ратники убили. Третьих Ольга в рабство раздала своим дружинникам. А на остальных наложила тяжкую дань.
Искоростень был сожжён дотла…
Так рассказывает летописец.
***
• Елена Арсеньева:
«…И вновь Ольга удивила врагов – послала к ним своего человека, который от имени великой княгини вопросил:
- До чего хотите досидеться за стенами этими? Все ваши города уже сдались мне и обязались выплачивать дань. Там уже возделывают свои нивы и земли, а вы, отказываясь платить дань, собираетесь, видно, с голоду умереть?
Древляне озадаченно отвечали:
- Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего!
- Я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву в первый раз и во второй, а в третий раз мстила, когда устроила тризну по своём муже. Больше уже не хочу мстить – хочу только взять с вас дань помалу и, заключив мир, уйду прочь.
Древляне не в силах были поверить в такое счастье и спросили с опаскою, ожидая неведомо чего:
- Что хочешь от нас? Мы рады тебе дать мёд и меха…
Ответ Ольги был таким:
- Нет у вас ни мёда, ни мехов, а припасы все приели, я знаю. Поэтому и прошу у вас мало. Дайте мне от каждого двора по три голубя и три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас мало.
Древляне были слишком глупы и напуганы, чтобы услышать: Ольга просит только… Мала. Их князя!
Он должен был умереть лютой смертью, чтобы стать на том свете рабом Игоря, ибо если убитый отомщён, то он получает власть над своим убийцей.
Она вознамерилась заполучить жизнь Мала любым путём, любой ценой, любой хитростью, даже если для этого пришлось бы извести под корень весь народ древлянский! Но, верная своей привычке играть в загадки, Ольга не заявила этого прямо, а не смогла отказать себе, женщине, в удовольствии перехитрить воинственных мужчин. Сначала – перехитрить и только потом – уничтожить.
Древляне, обрадовавшись, собрали от каждого двора по три воробья и по три голубя и послали к Ольге с поклоном. Ольга сказала им:
- Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти – идите в свой город, а я завтра отступлю от него и пойду в Киев.
Древляне с радостью вернулись в Искоростень, а Ольга, раздав воинам кому – по голубю, кому по воробью, приказала брать трут, завёртывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждой птице. И, когда стало смеркаться, приказала своим воинам пустить голубей и воробьёв.
Птицы полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и там всё сразу загорелось – где голубятни. Где клети, где сараи, где сеновалы. И не было двора, где бы не горело! Побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. От Искоростеня остался только пепел. Городских старейшин по приказу Ольги забрали в плен: кого-то потом убили, кого-то она отдала в рабство воинам своим, а остальных оставила платить дань.
Итак, погребальным костром по Игорю стал целый город! Вот это, по мнению Ольги, была достойная тризна по её князю!»
(Из книги «Царица любит не шутя»).
• Наталья Павлищева:
«Стоящие в дозоре на стенах дружинники вдруг увидели страшную картину: со стороны стана киевлян к ним летели огоньки! Пока перепуганные стражи сообразили заколотить в било, поднимая горожан с тёплых постелей, первые огоньки успели достигнуть города, и стало видно, что это возвращаются домой отданные воробьи и голуби. Но к их лапкам привязаны подожжённые кусочки пакли! Птицы летели домой и несли гибель приютившим их крышам. Далеко не все долетели, часть птиц сгорела от этого же пламени, но не успели древляне понять, что происходит, как к птицам вдруг добавились и другие огоньки. Со стороны противника в уже загоревшийся город полетели стрелы Свенельдовых лучников, несущие горящие кусочки серы.
Немного погодя город полыхал полностью. Тушить его было нечем, древляне открыли крепостные ворота, и кто мог, бросился за пределы стен.
Ольга стояла у своего шатра, наблюдая за тем, как всё больше языков пламени появляется за тыном Искоростеня. Послышались крики, в городе явно метались люди. Свенельд смотрел на княгиню, на лицо которой падали отблески начавшегося пожара, и пытался понять, что она чувствует. Но лицо Ольги было непроницаемо. Она так всю ночь и простояла, глядя на панику, слушая крики людей и распоряжения, которые отдавал Свенельд своим дружинникам. Воевода вдруг вспомнил слова, сказанные княгиней в тот момент, когда послы Мала пытались выбраться из горящей бани. Поистине, она сложила огромный погребальный костёр по мужу, этим костром стал целый древлянский город! Сама княгиня больше не давала никаких распоряжений, наоборот, утром сразу уехала обратно в Вышгород и никого не хотела видеть больше недели, даже своего священника Григория, даже собственного сына.
Но Свенельду было некогда, он добивал древлян. В самом Искоростене перебили всех, кто мог держать в руках оружие, остальных увели в рабство, непокорное племя должно помнить, что не платить дань – это одно, а убить князя – значит ждать своей смерти. Свенельд пообещал вырезать или продать в рабство всех древлян без исключения. Люди бросились в леса, спасая своих детей».
(Из книги «Княгиня Ольга»).
***
Точка зрения.
• Анатолий Членов:
«Перед эпизодом с воробьями летописец упоминает о переговорах, которые велись между осаждённым Коростенем и Ольгой. И притом о переговорах длительных.
Брожение и угроза новых восстаний в русских землях в 945-946 годах чрезвычайно вероятны. И это толкало Ольгу на компромисс.
Ольге надо возвращаться в Киев, и притом с войском (а не продолжать править державой из-под стен Коростеня). А сделать это не удаётся. Коростень страдает от блокады, но сдаваться не спешит. Ольга поневоле предлагает переговоры. Вначале, видимо, на жёстких условиях. Затем она вынуждена ставить условия более мягкие. Начинается торг, переговоры превращаются в систематические. Словом, сходятся на компромиссе.
Мал добивается, чтобы Древлянская земля не была упразднена.
Мал пожертвовал свободой и короной (не только личной, но и детей) и таким способом добился наивозможно выгодных условий капитуляции для своих подданных. В общем, капитуляции почётной. Казней практически не было. Ольга проявила себя при этом правительницей редкостной умеренности, гуманности и государственной мудрости. Такую фигуру трудно сыскать во всём мировом средневековье. Мал, в свою очередь, проявил себя правителем высоко принципиальным, ставящим в беде интересы своих подданных выше самых кровных собственных интересов.
Штурма Коростеня так и не было. Пожара, даже случайного, в Коростене тоже не было. Но настал день, когда ворота древлянской твердыни открылись и Мал с семьёй вышел из них сдаваться в плен».
(Из книги «По следам Добрыни»).
***
• Как писал Н. М. Карамзин:
«Не удивляемся жестокости Ольгиной: вера и самые гражданские законы язычников оправдывали месть неумолимую; а мы должны судить о героях истории по обычаям и нравам их времени».
Карательный поход Ольги окончился полным разгромом древлян и окончательным подчинением их власти киевских князей.
2. Реформы Ольги.
Утолив свою жажду крови, княгиня Ольга вернулась в Киев победительницей.
Но она, всё ж таки, извлекла из того, что произошло, уроки.
И сделала выводы.
И провела некоторые внутренние реформы, дабы предупредить дальнейшие проявления недовольств.
С этой целью Ольга в 947 году отправилась в поездку по Руси.
Она объехала города и далёкие веси.
Собственными глазами увидела, как живёт её народ. Сама услышала его голос и плач.
По всей земле русской был наведён порядок. То, чего этой земле всегда не хватало.
Ольга строго регламентировала объём податей и оброков, причитающихся в главную казну. Что осталось, - то твоё, вези на рынок, торгуй.
Впервые государственная власть перестаёт быть беспредельной «обдираловкой».
Чтобы покончить со всеми территориальными претензиями, Ольга, своей княжеской волей, произвела перемер и чёткое определение границ удалённых владений.
Она разделила всю страну на «погосты».
«Погост» от слова гостить. Оно означает место, где останавливался князь, собирая дань.
Позже этим словом стали называть церковный приход и кладбище при нём.
В первоначальном значении оно заменилось словом «волость», то есть владение. От него произошло и современное «область».
С маленьким Святославом ездила Ольга по всей обширной Руси. И везде устанавливала «уставы».
То есть - учреждения, где могли разрешаться спорные вопросы между народом и начальством. Где каждый бы мог узнать свой твёрдый «урок» - обязанности по отношению к верховной власти и к своей земле.
Кроме того Ольга вводит центральную власть на местах.
С этой целью она организовывала специальные опорные пункты во всех подвластных Киеву землях, в которых сосредоточивается административная и судебная власть княгини.
***
• Наталья Павлищева:
«После гибели князя Игоря в древлянской земле и мести Ольги княгиня взялась наводить порядок на своей земле женской, но твёрдой рукой. Летопись сообщает, что княгиня «…уставляющи уставы и урокы. И суть становища ея и ловища…» А в следующее лето (год) «иде Ольга Новугороду и устави по Мъсте погосты и дани и по Лузе оброкы и дани. И ловища ея суть по въсеи земли и знамения и места и погосты.
И по Днепру первесища и по Десне. И есть село ея Ольжичи и доселе».
Самым интересным здесь является сообщение об организации становищ и погостов. Первые указаны в связи с древлянской землёй, а вторые с Севером. Различие между погостом и становищем, по сути, не слишком велико, но становище оказывалось в зоне ежегодного княжьего полюдья, то есть князь посещал становища раз в год, и потому особой защиты для такого населения не требовалось, само полюдье было значительным устрашающим событием. Этого не было у погоста, который отстоял от Киева на 1-2 месяца пути и не мог рассчитывать на довольно быструю помощь. Поэтому люди, жившие в погосте, должны были быть не только слугами, но и воинами, сами себя кормить, собирать дань и транспортировать её в Киев, живя при этом частью собранного урожая с окружающих земель.
Иногда погосты представляли собой только укреплённые крепостицы. Обслуживающие их люди жили вокруг в сёлах. Практически многие погосты стали городками, вокруг них постепенно выросли большие поселения. Иные, поставленные менее удачно, долго не просуществовали. Силы погостов были не в их собственных людях, которых, конечно, могли уничтожить местные жители, а в их связи с Киевом.
К погостам были приписаны смерды. Смерды – определённая часть крестьянского населения, подчинённая князю, в какой-то мере им защищаемая (смерда нельзя мучить «без княжьего слова» и потому обязанная нести определённые повинности в пользу князя. На Руси обычная деревня называлась весью, а та, что была княжеским (а позже и боярским) владением, - селом. Смерды жили в сёлах. Остальные крестьяне назывались просто людьми.
Княгиня Ольга твёрдой рукой держала всю Русь, распределив по её землям свои владения, и Русь подчинилась воле княгини не только потому, что боялась возмездия князя за непослушание, но и потому, что князья на местах тоже жаждали твёрдой власти. Ольга учитывала и их чаяния, править своими племенами под рукой сильного Киева было значительно легче, чем без подмоги, пусть даже за это приходилось платить частью собранной дани. Но местные князья и не заметили, как среди их собственных весей оказались погосты княгини, среди охотничьих угодий её ловища и перевесища, среди их пашен и медуш княжеские. На Русь была словно накинута огромная сеть из княжьих владений, не позволяющая ускользнуть. Наверняка в этой организации оказалось знание княгини о положении дел в Византии, того. Как греки управляются с огромными подвластными территориями. Поистине, велик тот, кто умеет не просто знать, а эти знания применять».
(Из книги «Княгиня Ольга»).
• Борис Васильев:
«И Ольга отправилась в долгую поездку по славянским городам и весям. Сутками не слезая с седла… великая княгиня всё увидела собственными глазами. И там же, на местах, начала отменять поборы за переезд мостов и гатей, за пересечение племенных границ, за умыкание невест, установила равную мзду за проживание торговых людей. А вернувшись в Киев, повсеместно отменила полюдье, заменив его податью, которую обязаны были собирать не бесшабашные княжеские дружинники, а тиуны на местах».
(Из книги «Князь Святослав»).
Об этих походах жила память в народе много веков спустя. Ольгины «ловища» (княжеские охотничьи угодья), Ольгины становища (стоянки, где она останавливалась для «гощения» и распорядков), сёла Ольжичи, Ольгины погосты на столетия вперёд оставались на Руси.
На многие годы сохранилась в людской памяти добрая слава об её праведных судах и распорядках. А в Пскове и через 150 лет спустя жители хранили ещё сани её, на которых она ездила, как вещь драгоценную.
Проведённая Ольгой административно-финансовая реформа способствовала сплочению отдельных земель Руси.
***
Благодаря княгине на Руси зародилось каменное строительство.
Посмотрев на то, как легко горят деревянные крепости древлян, свои дома она решила построить из камня.
1-ми каменными зданиями в стране стали:
• Городской дворец (возведён был на Старокиевской горе). Дворец с большой круглой башнеподобной пристройкой, украшенной фресковыми росписями и архитектурными деталями из мрамора и розового шифера. Это был тронный зал, где Ольга принимала своих бояр, подвластных князей и иностранных послов.
• Загородный дом правительницы.
По её указаниям начали укреплять города.
Благодаря умелым действиям княжны удалось существенно повысить безопасность, а также обороноспособность территорий.
Киевская княгиня Ольга пыталась распространить христианство по значительным землям Руси.
По её приказу сносили статуи языческих богов, вместо которых ставили кресты.
Однако существенных успехов на этом поприще добиться она не успела. Вопрос крещения страны решил ее потомок, Владимир I.
Во время правления Ольги на Руси стали внедряться письменность, иконопись, храмостроительство.
3. Внешняя политика княгини.
Укрепив свое положение внутри страны, Ольга обратила свои взоры на внешнюю политику.
Прежде всего, ей следовало установить добрые отношения с 2-мя сильнейшими державами Европы:
• Византией и
• Германией.
А) Согласно «Повести временных лет», в 955 году (а по другим данным - в 957 году) Ольга прибыла в Константинополь к императору Константину VII Багрянородному.
Когда император встретился с княгиней, он, по словам летописца, был восхищён её красотой и умом. И был настолько очарован ею, что предложил руку и сердце.
И сказал ей:
«Достойна ты царствовать с нами в столице нашей».
Боясь, что отказ обидит императора, Ольга, по легенде, снова прибегла к хитрости.
Ведь язычница не может выйти замуж за императора-христианина:
«Как же мы можем царствовать вместе? Я – княгиня руссов, и страна моя верит во многих богов. Ты – христианин и владыка земли христианской. Сначала мне нужно креститься и принять твою веру».
И попросила его стать крёстным отцом.
Константин был вне себя от восторга.
Обряд крещения провели с невероятной скоростью.
Сам патриарх Константинопольский Феофилакт крестил новообращённую.
Патриарх напутствовал Ольгу словами:
«Благословенна ты в жёнах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдалённейших потомков твоих».
Ну а крёстным отцом её стал император.
Нарекли Ольгу после крещения Еленой – в честь матери Константина Великого, первого римского императора - христианина.
Когда обряд совершился, Багрянородный снова повторил:
«Хочу взять тебя в жены себе».
Но теперь у Ольги был железобетонный аргумент отвергнуть предложение императора. Ведь брак между крестным и крестницей по канонам христианства запрещён.
Ольга улыбнулась и покачала головой:
«Это невозможно теперь. Не ты ли сам крестил меня и называл дочерью. Ты мне крёстный отец. Как же ты можешь стать мне мужем?»
И проговорил обескуражено император:
«Перехитрила ты меня, Ольга!»
Да уж. Ловко, изящно, красиво, но перехитрила. И теперь уже делать нечего. В самом деле, закон христианский строжайше запрещает брак между людьми, связанными обрядом крещения.
***
• Елена Арсеньева:
«…Приём Ольге был оказан весьма роскошный и пышный. Константин даже показал ей какие-то совершенно немыслимые по тому времени технические чудеса: механических рычащих львов и искусственных птиц, которые чирикали на разные голоса. Обед в честь русской гостьи был дан настолько торжественный, что это вызвало всеобщее удивление. Ольга и вся её свита получила великолепные подарки, а затем Константин словно бы вскольз сказал:
- Достойна ты царствовать с нами в столице нашей.
Ольга встретилась с ним глазами, вспомнила взгляды, которые Константин бросал на неё весь этот день, и мгновенно сообразила, в чём тут дело.
Она прекрасно понимала, что Константина привлекает в ней то же, что привлекало и князя Мала: не только и не столько её собственная женская прелесть, цвести которой оставалось считанное время, сколько вечная, неувядающая красота, богатство и сила Русской земли! Если русы и славяне с давних пор мечтали не только водрузить щиты на вратах Царьграда, но и завладеть всей Византией, то почему бы Константину не лелеять подобные замыслы относительно Руси? Но в отличие от воинственных славян, греки предпочитали действовать с поистине византийской хитростью.
Любовь, поклонение – наикратчайший путь к сердцу женщины. И какое имело значение, что Константин в то время был женат? Патриарх допустил бы расторжение брака императора, если бы взамен под его длань были приведены новые многочисленные подданные. Приведены мирным путём – обращением в истинную веру.
…Да, император хитёр. Но ведь и Ольге было не занимать стать хитрости! Своей собственной, женской.
- Как же мы можем царствовать вместе? – спросила она, глядя в его чёрные глаза своими – светлыми и переменчивыми, словно река в ветреный день. – Я – княгиня русов, и страна моя верит во многих богов. Ты – христианин и владыка земли христианской. Сначала мне нужно креститься и принять твою веру.
- Так за чем же дело стало?! – радостно вскричал Константин. – Мы устроим это немедленно!
- Немедленно? – притворно испугалась Ольга. – Но я ещё не готова… А впрочем, я согласна – только при одном условии. Ты сам приведёшь меня в новую веру.
Константин был вне себя от восторга. Обряд крещения провели с невероятной скоростью. Сам патриарх Константинопольский крестил новообращённую, ну а всприемником от купели, то есть крёстным отцом её, стал император. Нарекли Ольгу после крещения Еленой – в честь матери императора Константина Великого, которая была одной из первых провозвестниц христианства в Византии.
- Ну, теперь мы равны перед Богом, - сказал Багрянородный Ольге. – Хочу взять тебя в жёны.
- Как же это возможно?! – отпрянула Ольга. – Не ты ли сам крестил меня и называл дочерью? Даже поганые не берут дочерей в жёны – неужто христианскому императору это дозволено сие ?!
И проговорил обескуражено император:
- Перехитрила ты меня, Ольга!..»
(Из книги «Царица любит не шутя»).
Поездка в Византию оказалась в общем плодотворной. Хотя её попытка женить своего единственного сына на одной из принцесс императорского дома и не увенчалась успехом.
Зато, княгине удалось обсудить торговые и дипломатические вопросы.
Сама она была возведена в почётный ранг «дщери» императора.
Ему, в свою очередь, Ольга обещала военную помощь.
Была достигнута договорённость о более тесных связях Киевской Руси с Византией.
Б) Сделав первый шаг к сближению с христианским миром, княгиня тотчас же
после возвращения на Родину предприняла второй.
В 959 году она отправила посольство к императору Священной Римской империи Оттону I, во Франкфурт – на Майне с просьбой прислать на Русь епископа и священника.
Но на пути в Киев, епископ Либуций умер.
Поэтому в конце 961 года к Ольге прибыл монах из Трира Адальберт.
Однако киевляне-язычники встретили его враждебно.
Поэтому в 962 году Адальберт вернулся в Германию.
***
Точка зрения.
• А. Бушков:
«Кто же её крестил? И когда? Наконец, почему мы решили, что Ольга была крещена по в и з а н т и й с к о м у обряду? Быть может, наоборот, по «латинскому», то есть римскому?
… оказывается, давно уже существует предположение, что Ольга и в самом деле приняла крещение в Киеве, в 955 г. Оказывается, в Киеве к тому времени уже стояла церковь святого Ильи (чья принадлежность константинопольской патриархии до сих пор не доказана). Оказывается, согласно западноевропейским хроникам, в 959 г. послы Ольги прибыли к германскому императору Оттону, ПРОСЯ О НАПРАВЛЕНИИ НА РУСЬ ЕПИСКОПА И СВЯЩЕННИКОВ! Просьбу приняли, и в следующем, 960 г. некий монах Сент-Альбанского монастыря был рукоположен в епископы Руси, но в Киев не смог прибыть, поскольку заболел и умер.
В том же году в епископы Руси был рукоположен монах монастыря Св. Максимина в Трире Адальберт – и добрался до Киева. Правда, уже через год ему пришлось покинуть русские пределы…
…Историк М. Д. Приселков полагал, что Адальберт был направлен в Киев с ограниченными полномочиями – русская церковь должна была быть организована как простая епархия, то есть подчинявшаяся непосредственно германскому духовенству. Ольга же вполне могла потребовать, чтобы киевская церковь стала д и о ц е з о м - автономной единицей под руководством автономного епископа или митрополита. Во всяком случае, именно эти требования в своё время выдвигали принявшие христианство от Рима владетели Польши и Чехии – и после долгой, сложной борьбы добились своего. Ольга просто-напросто могла последовать их примеру. Но – не договорились. Адальберту пришлось уехать в спешке. Впоследствии его отъезд истолковали как «неприятие» Киевом «римского варианта».
А было ли такое неприятие? Позвольте усомниться…»
(Из книги «Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы».)
Таким образом, Русская держава в правлении Ольги стала вровень с наиболее значимыми государствами средневековья.
***
В 968 году, когда Святослав воевал на Балканах, княгиня руководила защитой Киева, который осадили печенеги.
И успешно выдержала эту осаду.
***
В годы правления Ольги (945-964 гг.) происходит невероятное явление для Киевской Руси: на 20 лет наступает мир. Страна не воюет ни с одним из соседних государств. Не было стычек ни с Хазарским каганатом, ни с печенегами.
При всём притом ей дипломатическими хитростями удаётся даже увеличить её территорию.
Страна обрела упорядоченное управление.
Христианство получило мощный импульс для распространения среди местных язычников.
Киевская Русь впервые, по-настоящему, вошла на мировую международную арену и стала хорошо известной в тогдашнем мире.
Княгиня Ольга умерла в 969 году. Плакали по ней сын, внуки и весь народ. Похоронили её по христианскому обычаю, как она и просила.
Ольга прожила долгую жизнь и оставила по себе добрую память.
Народ видел в ней идеал женщины и мудрой правительницы земли Русской.
Её внук – Великий киевский князь Владимир Красное Солнышко, во всех начинаниях постоянно обращался к её памяти, опыту. И для него, и для многих других людей, она оставалась «мудрейшею из всех человек», «зарей пред светом», «луной во время ночи» даже много лет спустя после своей кончины.
• По словам Н. М. Карамзина:
«Предание нарекло Ольгу хитрой, церковь – святой, история – мудрой. Она не воевала, а правила государством. С деятельностью великого мужа учредила порядок в государстве, не писала законов, но давала уставы, простые и самые нужные. При Ольге Россия стала известна в отдалённых странах Европы».
• Другой известный историк С. М. Соловьёв тоже высоко оценил деятельность княгини Ольги, назвав её «устроительницей Русской земли, мудрейшей из женщин».
• А историк рубежа XIX и XX вв. – академик С. Ф. Платонов считал, что Ольга обладала полной гражданской и имущественной самостоятельностью, отличалась государственной мудростью, смекалкой и в этом отношении смогла «переплюнуть» самого византийского императора.
• Советский академик Б. Д. Греков также полагал, что Ольга была совершенно самостоятельной правительницей: установила размер дани, взимаемой с подвластных территорий, создала административно-хозяйственные пункты по управлению территориями, проводила собственную международную политику, владела замковым городом Вышгород.
***
Потомки глубоко чтят память о княгине.
Ныне Святая Равноапостольная Ольга считается покровительницей недавно крещёных людей и вдов.
И, помимо всего прочего, в честь неё много чего названо, напечатано, снято и отчеканено — начиная от мостов, книг и монет, заканчивая фильмами, орденами и посёлками городского типа. Даже балет поставили…
Свидетельство о публикации №223092601247
Сергей Калиниченко 31.10.2023 09:58 Заявить о нарушении
Равиль Байбурин 02.11.2023 04:16 Заявить о нарушении