Предисловие к первому разделу

Первый раздел можно и нужно воспринимать как набор глав (статей) каждая из которых достаточно обособлена от других и имеет самостоятельный смысл. Цель раздела описать проблемы, которые на мой взгляд, должен решить педагогический метод и дать набросок решения, не логически выстроенную теорию а повторюсь своего рода набросок. В педагогическом деле, точный план – это то, что менее всего возможно. В изложении своего педагогического метода, я использую свой же принцип опоры на интуитивное, а значит не вполне системное понимание предмета. Первый раздел, как раз следует этой цели – сформировать базовое понимание того, о чем будет разговор далее,  без претензии на систему знания.

Что я полагаю важным. Конечно же, необходимо дать определения знания и образования. Зачастую этот вопрос считается окончательно закрытым. Вроде бы уже давно понятно, что это такое, психолого-педагогические основы, по мнению многих специалистов – тема  вполне разрешенная. Наверное, это идет из традиции естественных наук. Там действительно есть закрытые темы. Сегодня никто уже не будет исследовать кинематику движения или давать определения дифференциального исчисления. Естественные науки, и математика идут от простого ко все более сложному, справедливо полагая, что известные простые вещи навсегда будут неизменными. Ситуация в естественных науках действительно такова. Даже принципиально новые взгляды на природу не отменяют сделанного ранее. Ведь механика Эйнштейна не отменила механики Ньютона, а квантовая механика не отменила электродинамику Максвелла. 
Это следует из нашего научного опыта, утверждающего, что законы природы не меняются со временем. Мы открываем новое, сохраняя старые законы в неизменном виде. В гуманитарных науках ситуация иная. Ее объект - человек непрерывно развивается. Возможно, даже наша биологическая эволюция не завершена, а значит, психолого-педагогические условия образовательного процесса есть смысл постоянно пересматривать.

Конечно же, важно рассмотреть качества нашего разума, так как именно его мы и собираемся развивать. Об этом во втором разделе несколько глав, начиная со второй, исследующей вопросы дисциплины разума. Далее, мы посмотрим, что такое формы и методы мышления и как понимать такую сущность как личный стиль мышления.
В шестой главе исследуется соотношение между творчеством и эффективностью. Сегодня очень часто можно услышать, что цель педагогики развивать творческое мышление. Это понимание образовательной задачи не учитывает того факта, что основная масса задач, решение которых требуется для нормального существования и развития общества, требуют не творческого а эффективного решения. От человека ожидается достаточно приемлемое решение за определенное время, а не сколь угодно хорошее когда-нибудь. Например, никто не требует от токаря создания произведения искусства, он должен за нормативное время выточить деталь в точном соответствии с чертежом. Это же самое нужно от всех нас, - выдать конкретный результат в требуемый момент. Поэтому эффективность деятельности человека – вполне педагогическая задача.

И безусловно, нельзя обойти проблему общего развития. Известно, что человек комплексное существо. В нем нельзя отточить какую-то отдельную деталь, - только научить читать технические тексты или выполнять какие-то расчеты. Оказывается, есть некоторая база, без которой и специальное образование будет идти весьма туго, а при ее наличии вхождение в любую область знания пройдет намного проще и легче. Эта база называется общим развитием и совершенно необходимо посмотреть, что это такое и как его достигать.
В общем и целом, первый раздел вводит в необходимое инструментальное знание, создает набор понятий и представлений о работе мышления, это то, без чего неразрешима основная задача создания педагогического метода.


Рецензии