Поток сознания как литературный приём

Поток сознания как литературный приём: всё очень интересно
— Это какой поток?
— «Поток сознания», как особая форма повествования в изображении духовной жизни человека, что заключается в воспроизведении работы мысли, рождении и переживании впечатлений, ощущений, ассоциаций… Где хаос бессмысленных предложений, философствований, невнятных эмоций и странных метафор превращается в текст.
— Разве Это может быть понятно?
— Да, в большей степени у нас в голове «каша» из чувственных образов и отдельных слов, иногда образующих более или менее связные суждения, приправленные эмоциями. И «каша» эта очень подвижная, она постоянно перемешивается, течёт. Одна мысль сменяет другую совершенно спонтанно, рождённая каким-то внутренним образом или внешним звуком, картинкой, запахом. Случайно мелькнувшее слово рождает образ, а тот, в свою очередь, вызывает эмоциональную реакцию, мелькает мысль и снова сменяется образом. И вся эта «каша» несётся в потоке сознания.
— Это — естественный мыслительный процесс человека, ведь он — хаотичный и нелепый? И что будет, если всё, что спонтанно возникает в голове, весь этот поток мыслей и образов записать?
— Попробовать нужно. Это неплохое упражнение и полезное, даже с точки зрения психологии.
— Но будет ли это интересно читать постороннему человеку?
— Будет)это очень интересно!
Впервые термин «поток сознания» ввёл американский психолог У. Джеймс в 1890 году. Это была своеобразная метафора свободного, неорганизованного процесса мышления.
А как литературный приём «поток сознания» появился в модернизме, и первым, кто его применил, даже ещё не зная названия, был французский писатель Эдуард Дюжарден в романе «Лавры срезаны», написанном в 1887 году. Собственно, всё это произведение построено на переживаниях молодого мужчины и его размышлениях, как бы уговорить понравившуюся девушку провести с ним ночь.
Но классическим примером потока сознания, несомненно, является текст более известного писателя Дж. Джойса. Его «Улисс» знают очень многие, но вот одолеть его смогли далеко не все, начавшие читать. Несмотря на это, Джойс прославился именно благодаря потоку сознания. (из Источников: Литературный словарь. — М.: «ЛУч», 2007)
Где можно использовать приём «поток сознания»?
— Во-первых, для передачи мыслей персонажа, которые часто хаотичны. Тут состояние особое, полу-или вовсе бессознательное: сон, бред, умирание… Происхождение этого стилистического явления в русской литературе связано с творчеством Ф. Достоевского, Л. Толстого, И. Бунина. В их произведениях фрагментарно встречается «поток сознания» (например, рассуждения Раскольникова по дороге к процентщице, предсмертный монолог Анны Карениной, воспоминания повествователя в «Антоновских яблоках»).
Во-вторых, прием подходит для описания динамичной сцены, когда создаётся впечатление, что даже мысли автора не успевают за разворачивающимся действием. И смесь мыслей, чувств героя, мелькание картинок боя или погони, вплетённые в описание действий и комментарии автора, могут создать очень яркий эффект.
В-третьих, при повествовании от первого лица с помощью приёма «поток сознания» можно передать растерянность или смущения героя. То есть те моменты, когда у него действительно нет связных мыслей. Правда, здесь увлекаться не стоит. А то читатели перестанут понимать вашего героя или примут его за нытика и рохлю. А персонаж, вызывающий раздражение, редко одновременно вызывает симпатию и сочувствие.
Значит! «Поток сознания», как любой творческий приём, необходимо использовать как развлечение или в текстах.
Может) и поклонники найдутся.
— Конечно, очень заманчиво, пользуясь этим приемом как повествовательным способом, дать самую непосредственную картину «души», но где поместить наблюдателя-рассказчика?
— Где открывается, душа до предела, а заглянуть в «бездну» некому! Особенно если это биография известного писателя, которая надоела каждому школьнику до чертиков.
Тогда берем интересные факты из жизни, например, Н. В. Гоголя, вспоминаем легенду о его погребении заживо и….
Готово!

«ГОГОЛЬ И ПОТОК СОЗНАНИЯ
— Нива. Человек без носа. Мертвые души. Женское платье. Пушкин.Обида. Толстяк. Урод. Гений. Дождь. Питер. Женщина с яркими губами.Незнакомец. Незнакомец. Страх.
В голове его все кружилось. Звучали какие-то голоса. Кроме грома и молний он боялся быть погребенным заживо, но думаю, что этого точно все боятся.
Гоголь широко открыл глаза. Его окружала кромешная темнота. Было сыро, тесно и бесконечно страшно-его ужас сбылся.
 Этим поздним вечером опять черти шутили с ним, нашептывая свои проклятия, напоминая о промахах:
— Помнишь свое первое произведение, что ты выпустил под псевдонимом В. Алов, все вышло так неудачно и ты сжег весь тираж. Сожги свой второй том «Мертвые души», чтобы никто не прочел эту дрянь. Она так же ужасна, как твой нос. Огромные ножницы приближались к его лицу.
Гоголь попытался схватить свой нос, но руки уперлись в плотную крышку гроба. Все же — это конец. Он судорожно стал биться и скрести по крышке, так ничего не исправив.
Перед глазами возник его надгробный камень. Мужчины в рабочей одежде кричали и суетились, утаскивая его куда-то в другое место. «Теперь он будет лежать на могиле Булгакова»-сказал кто-то.
Страшно, больно, почему-то вспомнилась его мама. Она была очень красивой девушкой и вышла замуж уже в 14 лет за мужчину, который был на 14 лет старше её и родила 12 детей и его.
 — А ведь я был хорошим. Когда родителей не стало, полностью отказался от наследства, оставив все своим сестрам. А мой мопс, что подарил Пушкин, как он меня любил.
Собака вскочила и побежала за мокрой кошкой. Когда было 5 лет, Гоголь утопил в пруду эту кошку, за что отец потом наказал и высек его как следует.
— Почему в этом гробу столько сахара и маленьких шариков хлеба-подумал Гоголь
— Это все, что останется после тебя, Яновский, или ты забыл свою настоящую фамилию? — спросил Незнакомец.
Гоголь вздрогнул, больше всего он ненавидел Их. Незнакомцев. Если вдруг в компании появлялся человек, который ему не знаком, то он старался уйти как можно скорее.
 — Опять врешь, -прошептали бесы- А еще боялся молнию и грома, а еще…
— Мама, мама, помнишь, ты помогала мне искать материалы к произведениям.
— Да, сынок, а еще ты отлично шьешь, какие платья замечательные. А какой повар! Твои галушки и вареники самые вкусные.
Сознание совершенно путалось, кислорода не хватало, биться за свою жизнь не было сил. Картины сменяли друг друга одна за другой.
Большая толпа людей шла по тротуару с правой стороны, Гоголь же передвигался по левой совсем один. В толпе он увидел свой нос.
— Все же сбежал, как я и предсказывал, — подумал Гоголь, — Может, зря я просил художников, чтобы они изображали его более красивым. Вот он и обиделся.
Вдруг Пушкин протянул ему руку из толпы:
— Дарю сюжет «Ревизора»
Полетели маленькие книжечки, они стали заполнять все пространство улицы.Дышать становилось невозможно.
— Это Моя коллекция, хочет остаться со мной, даже справочник по математике, специально заказанный, здесь. Зачем я его заказал, ведь вовсе не любил этот предмет, но он был маленького размера.
А любил еще в школе я русскую словесность и рисовать, но близким не нравилось мое художество — пришлось бросить. А ведь я был очень слабым мальчиком и здоровье оставляло желать лучшего. Мог еще в детстве умереть.
Вдруг Гоголь стал совсем маленьким. Он стоял и смотрел, как его папа пишет пьесы для домашнего театра.
До смерти оставалось несколько вздохов.
— А назвали мы тебя, сынок, в честь Святителя Николая. Помнишь это, у тебя же очень хорошая память, ты сразу можешь запоминать большие объемы информации, только иностранные языки тебе не даются. Так пусть Святитель защитит твою душу. И огромная светлая фигура взяла его за руку, а бесы запищали и разбежались кто куда.
— Все будет хорошо, сынок. Пойдем.»

= Вам понравилось? Ну, не все же сразу. Надеюсь, что У Вас получится лучше.
И Главное — станьте «вирусом», который заряжает людей идеями, эмоциями и впечатлениями
Удачи!


Рецензии