Тархан от монг. дархан
Вопрос о происхождении заимствованного термина "тархан" обсуждался дагестанскими лингвистами и историками, в том числе сотрудником ДНЦ РАН Джидалаевым С.А. Им были приведены примеры упоминания этого термина в источниках и в каких дагестанских языках "тархан" присутствует. Джидалаевым со ссылкой на Гюльденштедта была приведена цитата, касающихся чеченских "ауар тарханов", что есть такие князья в Чечне и они родня нуцалхана Аварии.
Джидалаев ни к какому выводу не пришёл опроисхождении этого термина и как всегда "навёл тень на плетень" - у него значение в монгольских языках "дархан" - тоже не совсем то, что мжно считать основным: "кузнец, привилегированное лицо". Джидалаев С.А., тем не менее, различными ухищрениями попытался создать видимость тюркского происхожения термина, что не соответствует действительности. Одновременно с этим у него есть ссылкаи на иранскую этимологию. Мы считает этот термин монгольским, а статью Джидалаева С.А., касающегося этой темы - желанием исковеркать историческое прошлое Дагhестана в нужном определённым кругам русле. Ни для ни кого ни секрет, что сотрудники ДНЦ РАН десятилетиями работают над фальшивыми "доказательства" некоего "культуртрегерства" протоболгар. Мы в свою очередь отвергаем сколько-нибудь значимое влияние протоболгар на народы Дагhестана. Протоболгары как вояки являлись не более чем "хромой уткой", а иконой качества ремесленных изделий и ювелирного мастерства для народов Дагhестана был Хорасан.
Ав. ТАРХЪАНЛЪИЗЕ "освободить, эмансипировать, раскрепостить",также тархъизе "освобождать, освободить". У Джидалаева С.А. также приведено дарг. "талкан" - "князь".
Халха-монг. ДАРХ "ремесло, профессиональная выучка,поделка (тщательная работа вручную), дарх хийх "изготавливать что-л. кустарным способом"; ДАРХ 2 "привилегия, преимущество, исключительное право", эрх дарх буьхий "с привилегиями, привилегированный". Здесь всё ясно: в халха-монг. указано, что основа ДАРХ "ремесло, профессиональная выучка". И лишь затем, из этого основного смысла вытекает всё остальное. Общеизвестно, что, монголы, среди захваченного ими населения всегда выделяли ремесленников, мастеров.
Для того, чтобы попытаться поставить под сомнение монгольскую этимологию необходимо не приводить мнение кучи идиотских авторов, как это делает Джидалаев С.А., а доказать, что вот это конкретное монг. ДАРХ "ремесло, профессионализм" явл. заимствованием и указать на чём, каких фактах основано это мнение. Нам вот этот бред - там тархан, здесь тархан, ещё у киргизов "любимец, баловень", ещё у золотоордынцев и пр.- нас не устраивает. Ничего этого не требуется. ДНЦ РАН вместе со своим Джидалаевым С.А. должны ясно и чётко показать, что монг. ДАРХ - заимствование из какого-то другого (не монгольского) языка. Кто пишет, что пишет, да пусть хоть всё человечество хором пишет или даже пищит....без разницы, поэтому, please, факты на стол!
В каких это тюркских или даже иранских языках, ДАРХ или, допустим, ТАРХ означает "ремесло, профессионализм" и т.п. ? Ни в каких. А отсюда следует, что термин тархан/дархан - монгольский.
Халха-монг. ДАРХАН "мастер, кузнец", модны дархан "плотник, столяр", тоьмрийн дархан "кузнец, слесарь", нарийн дархан "ювелир, мастер-краснодеревщик". В статье же Джидалаева С.А. приведено лишь одно значение: "кузнец, привилегированное лицо". Но это не совсем так. ДАРХАН - это "профи" в каком-то нужном, полезном деле, ремесле. Он может быть кузнецом, а может и не быть кузнецом.И нет никаких даже проблесков того, что в монгольском ДАРХ заимствовано из тюркских языков.
ДАРХАН 2 "священный, неприкосновенный, заповедный; искусный, умелый, надёжный"
ДАРХАН 3 в идиоматическом выражении ДАРХАН АВАРГА "абсолютный чемпион".
ДАРХЛАГДАХ "быть привилегированным, освобождаться, избавляться, быть священным, заповедным", дархансан газар "заповедный край".
Собственно аварский термин "мастерство" -МАХЩЕЛ, а ruhun "умение" с большой долей вероятности метатеза перс. honar.
Что же касается ауар-тарханов Ичкерии, то являлись они реальной роднёй нуцалханов ауарских/аварских - установить сегодня не представляется возможным. Дело в том, что это родство явно уходит корнями в христианско-языческий период нохчи и солчи. А в ту эпоху по всем признакам срабатывал принцип т.н. "названных братьев". Кроме того, в дагурском монг. ХОЛБОО "смычка, союз, ассоциация, конфедерация"
имеет также значение "стать своим будучи соединённым через узы брака". Но и это ещё не всё. В монг. представлено отдельное словосочетание ДАРХАН АВАРГА. Таким образом, в прошлом имелось достаточно возможностей, не будучи реальным родичем, особо не напрягаясь, стать им или даже считаться ставшим им. Это - брак и "названные братья". Естественно, пастухи и мелкие общественные деятели никак не были в состоянии подняться до уровня брачных партнёров или названных братьев влиятельных лиц. Следовало соответствовать уровню.
Свидетельство о публикации №223092600201