Сталин - сложение архетипа

«Человек …с головой ученого, лицом рабочего,
одежде простого солдата».
/Анри Барбюс о И. Сталине/

Продолжая разговор о И.В. Сталине, следует коротко сказать об истоках его национального архетипа, который, безусловно, выступил определяющим фактором его личностного политического роста. Здесь мы приведем ряд документальных свидетельств, отражающих архетипичные черты осетинского народа.
Наиболее яркое представление об архетипе этого народа дает его участие в войнах, которые вела Россия со второй половины XVIII столетия и по настоящие время. Вот как об этой героической странице отечественной истории восторженно повествуют русские генералы: И.Ф. Тутолмин: «Этот народ (осетины) заслуживает из ряда вон выходящей награды своею безупречною, безграничною храбростью. С первого шага за Дунай, с 22 июня, они открыли для кавказской бригады целый ряд дел с неприятелем, полной безупречной отваги, и собственной кровью значительно более других оросили путь от Дели-Сула через Градешти до самого Самовида и оттуда через Плевно до окопов Ловчи»; М.Д. Скобелев: «Вообще, поведение осетинского дивизиона по беспримерному самоотвержению и рыцарской храбрости выше всякой похвалы».
По этим основаниям Главнокомандующий Дунайской армией Великий князь Николая Николаевича Романов, в своей телеграмме обратился к наместнику Его Императорского Величества на Кавказе Великому князю Михаилу Николаевичу Романову со следующей просьбой: «С разрешения государя, пишу тебе просьбу выслать  осетин, сколько можно с лошадьми.  Осетины   герои,  каких   мало, дай мне их побольше. Прошу выслать как можно скорее.  Осетины  так воевали, что буду просить им Георгиевского знамени». Восхищение ир-ас-аланскими («осетинскими») всадниками представителей царского дома Романовых обусловило их включение в состав элитного воинского подразделения – Собственный Его Императорского Величества Конвой.  Примечательно, что данное гвардейское подразделение, значительно пережившее царскую армию и Монаршую семью, формально просуществовала в эмиграции до 1990 г., когда скончался последний старший офицер Конвоя уроженец Алании («Осетии») – Мистулов (Мыстулаты) Эльмурза Дзанчекоевич.
К октябрю 1917 г. по удельному количеству генералов (37), кавалеров Георгиевского креста (379), офицеров (2588) аланы значительно превзошли все остальные народы Российской империи. Зеркальное повторение этого феноменального исторического достижения, не укладывающегося в привычные обывательские представления о воинском долге, произошло в годы Советской власти. Проявив массовый героизм на фронтах Великой Отечественной войны, они вновь взошли на Олимп Воинской Славы, став достойными продолжателями Великой ратной традиции североиранцев.
Официальные цифры, подтверждающие сказанное просто ошеломляют. Из 90 тысяч ушедших на фронт (1941-1945 гг.) погибло более 45 тысяч, т.е. каждый второй; пали смертью храбрых семь братьев Газдановых и Кобегкаевых; шестеро братьев Хестановых, Темировых; пятеро братьев Токаевых, Каллаговых, Гуриевых, Тургиевых, Бясовых, Болоевых, Сеоевых, Дзоблаевых, Тахоховых, Бароевых, Басаевых, Вазаговых, Дигуровых, Кесаевых, Дзебоевых; 52 семьи в Северной Осетии потеряли по 4 сына; 35-ти воинам было присвоено звание «Герой Советского Союза» еще 36-ть воинов были представлены к этому высокому званию, но по субъективным причинам его не получили; 35-ти офицерам были присвоены генеральские звания. Величины приведенных показателей в удельном отношении являются самыми высокими среди всех народов СССР.
Особо следует отметить, что дед И. Сталина организовывал восстания  и вел непримиримую борьбу с грузинскими феодалами, которые заручившись поддержкой царской администрации на Кавказе, пытались незаконно распространить свою власть на южных осетин. К сожалению, многим из этих захватнических планов суждено было сбыться, что сегодня находит свое подтверждение в оккупированной Грузией территории Триалетской Осетии, Трусовского, Гудского ущелья, Кобинской котловины. Здесь важно то, что демонстрируемое родом Дзугат; свободолюбие, неприятие несправедливости стало одной из характерных черт, будущего лидера мировой сверхдержавы. Встав в юном возрасте в ряды борцов за достойную жизнь трудящихся, он до конца остался верен идеям народовластия.
Показательно, что выдающийся французский писатель Анри Барбюс, перу которого принадлежит, пожалуй, самое проникновенное произведение о Сталине, дал своей документальной повести красноречивое название: «Человек, через которого раскрывается новый мир» (1936 г.). К Новому Миру, посредством героической идеологии североиранцев, вот тот путь,  которым И. Сталин привел советский народ к величайшей в истории Победе. Надо думать, данный путь и сегодня является безальтернативным направлением развития как России, так и всего человечества. Таким образом, этногенетическая связь Сталина с героикой исторического наследия, не знающих рабства осетин (ир-ас-алан), и предопределила его жизненное кредо, особенности его архетипа, что в конечном итоге формализовалось в присвоенном ему высшем воинском чине – Генералиссимус Советского Союза.


Рецензии