Сталин и Осетия

Раскрывая этническое (иронское/осетинское) происхождение И. Сталина, его мировоззренческие идеалы, определяющие его поступки, естественным образом встает вопрос о его отношении к своему единокровному осетинскому народу и Осетии в целом. Трудность осмысления с этих позиций образа Иосифа Виссарионовича заключается в отсутствии его личных заявлений, дающих однозначный ответ на поставленный нами вопрос. Отсюда, на наш взгляд, проистекает разброс мнений о его месте и роли в судьбах осетинского народа: от прямого возвеличивания, до уничижительных оценок.
Формулирование прямого ответа на озвученный вопрос осложняется также и тем, что речь идет о чрезвычайно сложной личности, противоречивом времени и неоднозначных процессах. Во многом он кроется в нашем национальном характере, для которого свойственно исключительно легковесное отношение к собственным национальным интересам. Надо признать, что большинство осетин, не в пример, скажем, армянам, евреям, грузинам и другим народам, оторвавшись от Родины, зачастую забывают о нуждах и чаяниях собственного народа. Вся наша национальная история пестрит подобного рода примерами. Взять хотя бы осетинского царевича, полновластного правителя Грузии Сослана-Давида Царазон (XII в.), который самозабвенно расширял пределы Грузии за счет осетинского воинства. Подобной болезнью страдали (страдают) и другие политические деятели Алании (Осетии) разных времен, что в конечном итоге обескровило наш народ, поставило его на грань физического выживания.
Взгляните с этих позиций на именитых осетинских Москвичей, Петербуржцев и др., которые либо вообще не видят Осетии, либо смотрят на нее исключительно потребительскими глазами. Она для них, как правило,  выступает своеобразной площадкой для самолюбования, безвкусного пиара, рассматривается в качестве очередного бизнес-проекта, предполагающего присвоение новых кусков общенародной (государственной) собственности и только, а их менторский тон, ничего кроме недоумения вызывать не может. Сегодня, когда Осетия, в прямом смысле слова, истекает кровью, они не могут себе позволить открыто встать рядом со своим народом в борьбе за его национальное единство, а значит и за наше общее будущее. Подобно безропотным рабам лампы, они молча, издалека наблюдают за тем, как Осетия гибнет, осетины стремительно сокращаются в численности, а их место занимают представители других этнических групп. Любить себя в Осетии, но никак не Осетию в себе, такова их нехитрая жизненная позиция.  И это, к величайшему сожалению, есть неприглядная правда нашей народной жизни, нашего национального менталитета.
Поэтому, возвращаясь к вопросу об отношении И. Сталина к Осетии, отметим ряд важных показательных событий, в которых он принял прямое участие. Так в 1939 г. при непосредственной поддержке И. Сталина, решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР во всесоюзном масштабе был отмечен 80-летний юбилей основоположника осетинской художественной литературы и осетинского литературного языка Коста Левановича Хетагурова, по существу увековечивший имя поэта. Напомним, что до этого знаменательного события К.Л. Хетагуров рассматривался рядом высокопоставленных партократов и писателей Северной Осетии в качестве  «буржуазного националиста», а его произведения по решению Северо-Осетинского обкома партии (1938 г.) должны были быть изъяты из  библиотек и школ республики. Вы только вдумайтесь, до какого цинизма и низости дошла североосетинская номенклатура, которая прикрываясь псевдокоммунистической риторикой пыталась, в буквальном смысле слова, стереть с народной памяти имя человека, который по образному выражению Александра Фадеева является Леонардо да Винчи осетинского народа. То есть, именно И. Сталин и никто другой вознес имя Коста Хетагурова на Олимп заслуженной славы, защитил его имя от нападок ярых осетинофобов/ириофобов.
В разгар Великой Отечественной войны Сталин ставит перед руководством Северной Осетии задачу по сбору и изданию сводного текста Нартских сказаний, что позволило сохранить ядро Нартиады, показать его всемирно историческое значение. Следует признать, что  данным решением Сталин сохранил духовное наследие осетинского народа. Он не дал исчезнуть эпическим сказаниям, во всей полноте отражающим великую культурную традицию народа ир, его духовное мировоззрение – Ирон ;гъдау, без которых само существование нашего народа невозможно. Такими нетривиальными действиями Иосиф Виссарионович заложил твердый фундамент для развития осетинского общенародного литературного языка и осетинской культуры.
Особо необходимо сказать о непосредственном участии И. Сталина в вопросе переименования столицы как Северной, так и Южной Осетии.  Так в 1944 г. по его личной инициативе Указом Верховного Совета СССР  г. Орджоникидзе был переименован в Дзауджикау.  То есть, Сталин, прекрасно знавший историю Кавказа, отмечая беспримерное мужество жителей Осетии на фронтах ВОВ, целенаправленно возродил прежнее национальное название столицы Северной Осетии, история которого восходит к древнему осетинскому (аланскому) городу Дзау, красовавшемуся в средние века на правом берегу р. Аландон (нынешний Терек).  Сталиным также было одобрено решение граждан Юго-Осетинской автономии по переименованию в 1934 г. своей столицы в СталинИр (СталинОсетин). Данный говорящий топоним под авторством Сталина снимает все вопросы относительно того, к какому народу причислял себя секретарь ЦК ВКП(б) товарищ И. Сталин. Показательно, что после его смерти, когда к власти в стране пришли идейные троцкисты в лице Хрущевско-Сусловской партноменклатуры, оба этих названия (Дзауджикау, Сталинир) были стерты с карты Советского Союза.
 Отмечая проявленный осетинами героизм в годы ВОВ, Сталин делает предложение по переносу Северо-Осетинской АССР в Крым. Как известно североосетинское руководство от этого предложения наотрез отказалось, но при этом, оно не сочло для себя возможным поставить перед Сталиным вопрос о включении навечно в состав республики части Крымского побережья на условиях бессрочного, безвозмездного пользования. В последующем И. Сталин сделал очередное предложение по присоединению к Северной Осетии Курского района Ставропольского края, который по занимаемой территории (3694 км кв.) сопоставим с территорией Южной Осетией, площадь же плодородной пашни данного района составляет порядка 50% (90 тыс. га) от площади всей пашни в РСО-Алания. Однако и это предложение североосетинское руководство отвергло. Затем И. Сталин предлагает организовать в Северной Осетии филиал Академии наук СССР, что предполагало открытие в республике ряда академических институтов, с соответствующим государственным финансированием. В это трудно поверить, но и от этого чрезвычайно значимого предложения тогдашние руководители нашей республики отказались. Сегодня, в условиях информационного общества, когда уровень развития науки определяет степень успешности государств мира, становится понятно, как далеко смотрел Иосиф Виссарионович, делая подобного рода предложения. Наверняка были и другие инициативы со стороны Сталина, о которых мы не знаем, однако и приведенного перечня достаточно, чтобы понять его искреннюю заинтересованность в развитии Осетии.
Ключевой вопрос, который резонно ставится в вину И. Сталину, это вопрос о раздельном существовании юга и севера Осетии (Алании). Здесь мы вновь акцентируем внимание на сложностях рассматриваемого нами исторического периода в жизни СССР, когда велась жесточайшая борьба с троцкизмом, идейные носители которого препятствовали тогда и препятствуют сегодня созданию единой Республики Алания (Государство Алания, РСО-Алания). Во многом ответ на данный вопрос вытекает из приведенных выше свидетельств об уровне понимания руководителями Осетии существа стратегических перспектив развития нашего края, их способности ставить перед союзным (федеральным) руководством крупные проблемные вопросы, отстаивать наши национальные интересы. Судите сами, прошло уже более 70 лет со дня смерти И. Сталина (1953 г.), а главенствующая проблема национальной жизни осетин – единство Осетии, не решена. Так, кто в этом виноват?
В начале 90-х годов XX столетия немногочисленный героический народ Южной Осетии оказался в полномасштабной военной, информационной и экономической блокаде. Однако руководство Северной Осетии, прикрываясь демагогическими заявлениями, не сочло для себя возможным закрыть движение транспорта по военно-грузинской автомагистрали, тем самым, поощряя дискриминационную политику официального Тбилиси в отношении народа Южной Осетии. Они же не поддержали в должной мере стремление народа Южной Осетии (1992 г.)  войти в состав РФ, ограничившись ничего не значащими декларациями. В августе 2008 года несогласованность действий руководства Юга и Севера  Осетии не позволила использовать благоприятную возможность по освобождению от грузинской оккупации Тырсыгом, Кудыгом, Кобинскую котловину. В 2022 г., когда практически были сняты все препоны по вхождению РЮО в состав России, должным образом подготовлено общественное мнение, оно вновь не состоялось из-за невнятной позиции нового Президента РЮО. Обратимся к нашей сегодняшней действительности (2023 г.), когда, казалось бы, не существует никаких юридико-правовых препятствий для воссоединения РСО-Алания с РЮО, и, тем не менее, данный вопрос по-прежнему не решается. Поистине «загадка века», объясняемая исключительно безынициативностью, меркантильностью интересов политических деятелей Осетии последних десятилетий. В отличие от них Сталин, создавший сверхдержаву СССР, к концу своей жизни ничего не имел кроме пары заношенных мундиров, дырявых ботинок и 900 рублей на сберегательной книжке.
Исходя из вышеизложенного следует признать, что для того, чтобы давать критические оценки деятельности такой крупной личности как И. Сталин надо, как минимум, иметь на это моральное право, демонстрировать не на словах а на деле свою приверженность идеям социальной справедливости и народовластия. В противном случае все потуги по дискредитации имени И. Сталина, неизбежно превращаются в ничем не прикрытый фарс, проявляют истинное лицо интеллектуальных, идейных лилипутов, мнящих из себя вселенских судей. Пнуть ногой мертвого льва может любой недоросль, а вот высказать открыто свое мнение в адрес тех политических деятелей, которые сегодня блокируют воссоединение осетинского народа, глумятся над нашим национальным языком, национальной историей и традиционной культурой могут единицы.
Сотрудники Института национального развития им. Царазон Ас-Багатара не ставят перед собой задачи по абсолютизации образа И. Сталина, он в этом и не нуждается. Мы выступам за осмысленное восприятие сложной натуры «отца народов», со всеми его как положительными, так и отрицательными чертами. Мог ли он сделать больше для Осетии, чем сделал? Наверняка мог. Почему он этого не сделал? На этот вопрос каждый осетин должен ответить самостоятельно, предварительно ответив на вопрос о том, что он сам сделал для Осетии и осетинского народа.  Жизнь Сталина, его политическая деятельность должны стать не только примером, но и поучительным уроком для всего осетинского народа. Бесспорно то, что мы, как народ, не можем себе позволить, чтобы имя нашего выдающегося соплеменника оставалось в забвении и всякая нечисть вытанцовывала на его могиле.
Завершая разговор об отношении Сталина к Осетии одно можно сказать без сомнения: Дзугаты Бесойы фырт Сосо – Сталин по рождению, по духу  и по поступкам был достойным сыном своего (осетинского) народа, со всеми, присущими ему характеристиками.  Поэтому в сегодняшнюю переломную эпоху, когда против России ополчился весь Запад, не Сталин нуждается в нас, он давно пропел свою земную героическую песню, а мы в Сталине.


Рецензии