Курлаевы из села Уда

Иллюстрация: заметка из газеты «Заветы Ильича» от 29 марта 1931 года (Воскресенье) № 28.
Постановление пленума Удовского сельсовета.
Члены сельсовета: Курлаева, Перов, Дегтярев, Викторов вступают в колхоз и объявляют себя ударниками по проведению весенней посевной компании и коллективизации

Однажды, открыв свою страничку на сайте проза.ру, я прочитал рецензию на статью «Курлаевы древняя сапожковская фамилия»:

Александр, я внучка (двоюродная) Курлаева Максима Ивановича (1905-1982) упомянутого Вами. Моя бабушка его родная сестра, Курлаева Варвара Ивановна. Напишите мне на электронную почту.
C уважением, Лариса

Узнать что-то новое о Курлаевых всегда очень интересно, и пропустить такое сообщение было просто не возможно. Я написал сообщение на электронную почту, пришел ответ. Завязалась переписка по электронной почте, плавно перешедшая, для оперативности, в мессенджер Телеграм. Результатом переписки стало предлагаемое нашим читателям интервью с предполагаемой по результатам документов семейного архива Ларисы Александровны Петровой и поиска по открытым источникам сети интернет родословной росписью Курлаевых из села Уда Сапожковского района Рязанской области.

Наша справка о селе Уда Сапожковского района Рязансской области. Село Уда, на реке Уда, выселено в 1846 году из села Черной Речки. До 1880 года в качестве деревни входило в состав прихода села Новокрасной слободы (Новокрасное).  Деревянная церковь Архангельская в 1881 г. была куплена и перенесена из села Спасского, Пушкино тож, Ряжского уезда. В 1888 году в селе было 130 дворов и 1085 жителей. [1 Cтр. 65]
Село расположено в 16 км на северо-восток от центра поселения села Канино и в 13 км на северо-запад от районного центра посёлка Сапожок.
В XIX — начале XX века село входило в состав Мало-Сапожковской волости Сапожковского уезда Рязанской губернии. В 1906 году в селе было 153 двора.
С 1929 года село являлось центром Удовского сельсовета Сапожковского района Рязанского округа Московской области, с 1937 года — в составе Рязанской области, с 2005 года — в составе Канинского сельского поселения. [2]

Александр Михайлович Курлаев: Лариса Александровна, любопытно узнать о Ваших интересах и увлечениях?

Лариса Александровна Петрова: Как таковых их мало. Иногда пишу маленькие рассказы. Тема возможна любая. Просто то, что затронуло душу, то и ложится на бумагу. Это могут быть и философские размышления, шуточный рассказ или просто "мысли вслух". Не знаю, можно ли отнести к увлечениям то, чем я занимаюсь вот уже 13-й год, но этот пункт есть в моей жизни. Когда-то давно, меня, точнее, нас Москвичей, на одном из ресурсов посвящённых театру и кино, решили взять на "слабо". Что ж, вызов принят. Раз люди считают, что в Москве всё просто и по щелчку пальцами, можно всё решить.
А суть заключалась в том, что на могиле актрисы театра и кино Веры Ивлевой на тот момент уже 13 лет как не было надгробия. А мы, такие гадкие не можем поставить ей памятник. Не дочь, а именно мы, Москвичи. Всё же так просто. Взял и поставил. Что ж, вызов был принят. И через год, памятник на могиле Веры Ивлевой стоял. Да, помог один из фондов. Но я это сделала. Так и началась эпопея. И на сегодняшний день памятников уже 4, пятый в стадии согласования. И замечу, все остальные памятники без какой либо финансовой помощи со стороны фондов. Возможно не такие уж и громкие имена, но они оставили свой след в нашей культуре. Буду ли я продолжать? Возможно, да

Александр Михайлович Курлаев: Что Вы можете рассказать о Ваших бабушке и дедушке?

Лариса Александровна Петрова: Моя бабушка, Курлаева Варвара Ивановна, уроженка Рязанской области, Сапожковского района села Уда. Сколько всего было детей в их семье, я точно не знаю, но застала и общалась с её сестрой Курлаевой (Алексеевой) Марией Ивановной и братом Курлаевым Максимом Ивановичем. Дед Максим для меня это вообще самый родной и близкий человек. Судьба и жизнь Марии Ивановна всегда была особняком, она как то сторонилась всех, хотя и были периоды когда приезжали в гости. Но.......
А вот дед Максим, это моя любовь и отдушина. Ещё до войны, моя бабушка уехала из села как говорится «за лучшей долей». И остановилась, да и прожила почти всю жизнь в Московской области в Лесных полянах. Кем только не работала, но её труд всегда был по достоинству вознаграждён. Был даже орден «Знак Почёта», но случилось так, что его украли. В Лесных полянах за 9 месяцев до начала войны родилась и моя мама Курлаева (Петрова) Валентина Васильевна.
Что касается деда Максима, то он всегда почему то считал себя виноватым, что младшая Варя уехала, а он ей не помог так как должно. И эта вина будто была с ним до самого его ухода. Их тёплые отношения, его поддержка и любовь к внукам сестры самое искреннее, что я видела. Случилось так, что его сын умер рано и не оставил семьи. Да, были пасынок и падчерица и у них были дети. Вроде и внуки, но. Хотя,  дед Максим любил и обожал всех. И ему всё равно было, родные, не родные. Все его. Но его любовь ко мне, это отдельная песня. Кем уж он работал в «Крылышках» («Крылья Советов») я уже не вспомню. Но ёлка в «Крылышках» это всегда директорская ложа и подарок в ложу ещё до конца новогоднего представления. Мой самый любимый дед.
А недавно узнала, что до войны и после, Максим Иванович был председателем Сельского совета. Ох, не в него ли у меня, командный голос и характер. Кто знает? Всё может быть. Он очень много для меня сделал, хоть и ушёл когда мне было всего 10 с половиной лет (сбила машина). Он научил меня забивать гвоздики в пенёчек, который сам с любовью выпилил для меня когда приезжал в гости к сестре в Лесные поляны. Он подарил маленький молоточек, который я сохранила. И кстати с дедом Максимом же связана история  одной песни. Так случилось, что бабушкин муж гражданский ушёл в армию, а оттуда на фронт служить, моряком. Служил на Балтике. Демобилизовался по ранению. А там уж и сестры в оборот взяли и......... женили на другой. Более им подходящей. Женили. Ребёнок родился, да прожил всего пол года. Но, дед о своей дочери никогда не забывал. Да, бабушка таила обиду, но встречам с дочерью не перечила. Деда не стало в 1946 году. И было ему всего 29 лет. Вот деда Василия мне дед Максим и пытался компенсировать. Он брал меня маленькую на руки и вместо колыбельной напевал мне «Севастопольский вальс». Спросите: причём здесь моряк Балтиец и Севастопольский вальс? Да, вроде никакой логики, но она есть. Просто он считал, что песня о море, о моряках и мелодия нежная. Значит уснёт под неё. А когда стала чуть старше, он брал меня на руки и мы вальсировать под эту песню. Мой огромный дед Максим и я у него на руках. Вот такие вот воспоминания.

Александр Михайлович Курлаев: Занимались ли Вы поиском сведений о прадедушке?

Лариса Александровна Петрова: Видимо те или иные документы мы начинаем читать когда приходит их время. Прошло больше 20 лет как ушла бабушка. Уже нет ни мамы ни отца. Перебирала папки с документами и наткнулась на ту, что когда-то привезла из Лесных полян после бабушкиной смерти. Грамоты, орденская книжка, старые фото и...... выцветшее и уже развалившейся на сгибах её Свидетельство о рождении, у которого не хватает одного куска. Сквозь выцвевшую бумагу и чернила струдом прочла..... Отец: Курлаев Иван Михайлович, мать: Курлаева Аксинья Авдеевна. Мои прадед и прабабка. Кто они? Кем были? Увы я не знаю, да и спросить уже не у кого. В архивах первой мировой войны нашлись сведения по Ивану Михайловичу. Может и он, а может полный тёзка. Хотя очень хочется, чтоб был именно он. В официальных бумагах тоже ж ошибки делали. Я в этом убедилась ища информацию по маминому отцу. А там умудрились сложить в одно и Московскую и Тульскую область (Лесные поляны и Ясную Поляну). А по факту он родился в Воронежской области Старо-Юрьевский район, село Ново-Сеславино. Так что рядовой 120 пехотного Серпуховского полка вполне может быть моим прадедом. Я в это верю.

Поколение 1
Курлаев Михаил

Поколение 2
Курлаев Иван Михайлович, и его жена Курлаева Аксинья Авдеевна

Поколение 3
Курлаев Максим Иванович
Курлаева Варвара Ивановна
Курлаева Мария Ивановна

Литература
1. Кузнецов И. А. Сапожковский край. Время. События. Люди. Историко-краеведческие очерки. – Рязань: Русское слово, 2-е издание доп., 2003 с. 688. ISBN 5-89877-046-1
2. Уда (Рязанская область) Электронный ресурс URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Уда_(Рязанская_область) (дата обращения: 20.09.2023)


Рецензии
Думаю, что благодаря Александру Михайловичу и этому интервью, одним чистым листом в истории моей семьи станет меньше. Искренне благодарна за отзывчивость и помощь.

Лариса Петрова 2   10.10.2023 20:52     Заявить о нарушении