Бог одиноких вводит в дом

В одном из комментариев на публикацию СМИ о самоубийстве прочла: «Некому было помочь. Человек одинок». От такого вывода душа моя возмутилась. Человек сам выбирает быть ему среди людей или доверять только себе. Как написано: «Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков», и ещё: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным».

От невозможности перейти границу недоверия из-за гордыни или осуждения к окружающим, человек замыкается в себе. Особенно этому подвержены люди, которые достигли в чём-то совершенства и получили признание. И такой общепризнанный гений остаётся в одиночестве, которым съедает свою душу. Ей бы жить и радоваться любящему окружению, но она сажает себя на трон выше всех, а если встретит превосходящего талантом, то начинается переживание вплоть до пьянства и психического расстройства. Тогда человека трудно убедить, что есть другая жизнь, кроме той, депрессивной, в которой он варится.

Как сказал мудрый Соломон: «Не будь слишком строг, зачем тебе умирать раньше времени». Как много вложено смысла в эту фразу! Она говорит и о фарисейской святости («свят я для тебя»), и об ограничении для физического тела, что иногда приводит к его болезни и разрушению. Сейчас много пишут о воздействии произносимых слов на душу. Словами мы либо укрепляем нашу веру, либо разрушаем её. А без веры в позитив, не будет уверенности в будущем и доверия окружающим. Не зря Господь говорил ученикам: «Будьте как дети». Младенцы тянутся ручонками ко всякому, даже незнакомцу, от кого исходит доброжелательное тепло.

Доброта и открытость свойственны мудрым. Мой близкий друг ценил в человеке прежде душу и только потом – способности. Когда он принимал гостей, то знал, чем может каждого порадовать. Любил общение тет-а-тет больше, чем встречи в компании. Писал свои переживания в дневнике, сочинял стихи, которые называл текстами, потому что они были назидательны. Однажды я попросила своего друга обсудить с начинающим автором его стихотворения, поскольку была уверена, что он сделает это лучше меня. Они уединились для обсуждения. Автор вышел после этого с довольным лицом. А мой друг сказал мне: «Это ещё очень мало похоже на стихи, но я не буду его огорчать, чтобы он не бросил писать для души». Мой друг умел снисходить к немощи других. Он жил уединённо, но когда умер, его друзья и знакомые только на одно сообщение, не сговариваясь, соболезновали и посылали деньги на похороны. Многих я даже не знала, они были дружны с юности, но всегда о нём помнили и поздравляли по телефону с днём рождения. Жил уединённо, но никем не был забыт. Что посеет человек, то и пожнёт.


Рецензии