Миф об Осирисе как Тайна бытия

          Этот бог очень далек от земли и пребывает нетронутым,
          незапятнанным и чистым от всякой сущности, причастной
          к разрушению и смерти. И для людских душ, которые облекаются в этом
          мире в тела и страсти, бывает сопричастие богу только как образу
          туманного сновидения, которого можно коснуться познанием с помощью
          философии.
                ПЛУТАРХ


      Имя бога Осириса хорошо известно многим интересующимся культурой древнего Египта. Из школьного курса истории древнего мира мы знаем, что Осирис (на египетском языке — Усир) — это древнеегипетский бог загробного царства, изображавшийся в образе человека в форме спеленатой мумии с царской короной на голове и посохом и плетью в руках — символами власти фараона. Для большинства современных людей Осирис является занимательным, но малопонятным сказочным персонажем древнеегипетского мифа. В наши дни его именем могут назвать бюро путешествий (например, одно такое есть в современном Египте — называется Osiris tours), магазин или ночной клуб, совершенно не задумываясь над истинным смыслом слова.
      Между тем, для древнего египтянина имя бога Осириса было священно, а миф о его драматической судьбе на протяжении как минимум двух с половиной тысяч лет являлся важнейшей духовной основой древнеегипетской культуры, подобно тому как православное христианство является духовной основой нашей русской культуры уже на протяжении более двух тысяч лет.
Попытаемся понять, почему именно миф об Осирисе играл столь значительную роль в древнеегипетской истории и культуре, в чем его сила и смысл. Для начала обратимся к содержанию мифа.
       До нас не дошло ни одного древнеегипетского источника, в котором он излагался бы как цельный рассказ. Древнейшая версия встречается в Текстах Пирамид (Текстами Пирамид называются религиозно-магические «заупокойные» тексты, начертанные на стенах коридоров и погребальных камер пирамид царей V-VI династий (примерно XXIV-XXII вв. до н.э.) с целью помочь умершему царю перейти в иной мир и обрести вечную жизнь) . В Текстах пирамид миф об Осирисе представлен не как самостоятельная история, а в форме отдельных, не всегда связанных друг с другом эпизодов, но позволяющих проследить общий ход событий.
Единственным источником полной записи мифа является труд древнегреческого мыслителя I в. н.э. Плутарха «Исида и Осирис» . Произведение Плутарха представляет собой позднюю версию мифа о боге Осирисе.
        В кратком простом изложении суть мифа такова: первобытный солнечный бог всего сущего Атум создал бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут, которые, в свою очередь, породили бога земли Геба и богиню неба Нут. Последние произвели на свет четырех богов: Осириса и Исиду, Сетха и Нефтиду. Обе пары братьев и сестер были супругами. Когда законный преемник Геба, его  старший сын Осирис, стал царем, то младший сын Сетх, желая отнять трон, убил родного брата (по одной версии — утопил, по другой — зарезал и расчленил). Жена Осириса Исида нашла тело мужа, магическим образом оживила его, зачала и родила сына Хора, воспитав его как наследника своего отца, который должен отомстить за него и вернуть трон. Хор вырос в болотах Дельты, хранимый Исидой и богом Тотом, сражался с Сетхом, одержал победу и, таким образом, восстановил справедливость и мировую гармонию. Сетх же был осужден на суде богов, а Хор получил царство отца, став законным правителем на земле, и все последующие восходящие на трон цари Египта были его живым воплощением (первым именем пятичленной царской титулатуры всегда было имя бога Хора). Осирис, благодаря целенаправленным действиям сына, преодолел смерть и обрел жизнь вечную, став владыкой царства «тех, которые там», т. е. в ином мире. С богом Осирисом отождествлялись фараоны, ушедшие в мир вечности.
       Важно отметить, что все перечисленные события мифа имеют массу деталей, описание которых требует отдельного большого исследования. Но даже из изложенного очевидно, что миф об Осирисе полон драматизма, поскольку охватывает темы, в которых затрагиваются вечные вопросы бытия: о происхождении космического миропорядка, о взаимодействии и противоборстве добра и зла, о тайнах жизни и смерти, о любви как животворящем чувстве.
       Примечательно, что миф о судьбе бога Осириса включен в состав космогонии — мифа о создании упорядоченной вселенной солнечным богом.
Миф об Осирисе, рожденном небом и землей — творениями Атума, является историей о возникновении и существовании мирового порядка на земле, о жизни в мире людей, которым изначально правил бог Осирис, а затем его сын и наследник бог Хор. Следовательно, египтяне мыслили свое царство как часть божественного мироздания, ощущали себя сопричастными Тайне божественного творения и, соответственно, чувствовали свою ответственность за сохранение этого миропорядка. Размышляя о сущности мифа об Осирисе, становится ясно, что важно не просто то, что происходит в судьбе великого бога, а как и для чего это происходит: как он становится царем, как именно и ради чего умирает, каким образом обретает вечную жизнь в ином мире, в то время как бразды правления в этом мире берет его сын Хор.
        Осирис стал царем как законный наследник Геба, но его царствование закончилось не в результате естественной смерти, а по причине убийства родным братом, которое испокон веков воспринималось как ужасное злодейство. Осирис принял страдальческую преждевременную смерть, и, следовательно, нарушался справедливый миропорядок, возникала катастрофическая ситуация, угроза победы зла над добром. Но катастрофа предотвращалась, потому что есть любовь и верность, есть Исида и Хор, есть высшая божественная правда, которая должна восторжествовать над неправдой. Эта правда торжествует в постоянном противоборстве добра со злом, и Осирис как бы возрождается в своем сыне Хоре, который как законный наследник борется с Сетхом, наказывает его, возвращает царство отца и становится царем Египта, что, в свою очередь, и воскрешает Осириса, поскольку восстанавливается, существует и действует гармоничный и справедливый божественный миропорядок.
        Но угроза со стороны злых сил всегда остается, поэтому царство Хора никогда не должно оставаться без заботы и внимания своего законного правителя; жизнь и процветание государства требуют постоянных усилий со стороны царя — живого Хора на земле, от действий которого зависит и судьба его отца Осириса. Вот почему одна из важных тем мифа — тема о божественном происхождении царской власти — основы порядка на земле как неотъемлемой части единого божественного миропорядка — становится мифологическим истолкованием царского «заупокойного» культа.
        Впервые в письменных источниках имя бога Осириса, насколько ныне известно ученым, встречается в Текстах Пирамид эпохи Древнего царства, предназначенных исключительно для царя, отправлявшегося в полное опасных и увлекательных приключений путешествие в иной мир — в царство вечности.
       В конце Древнего царства, а затем во времена так называемого Первого переходного периода, когда единое государство постепенно распалось, и страна переживала тяжелые, полные ужасов и страданий, смутные времена, осирические религиозно-магические тексты из царских пирамид начали довольно быстро «переселяться» в гробницы вельмож и разного уровня сановников, на стенки их саркофагов, на свитки папирусов, сопровождавших покойных в загробный мир.
       В эпоху Среднего царства, по меткому выражению замечательного египтолога М. А. Коростовцева, «Осирис стал в египетском обществе чем-то вроде “властителя дум”»  и оставался таковым до конца древнеегипетской истории. Не только царь, а каждый человек, покинувший этот мир, стал отождествляться с Осирисом, началось паломничество к святыням Осириса в город Абидос — один из важнейших центров культа великого бога, где ежегодно проходили религиозные праздничные торжества в его честь, которые древние греки назвали мистериями, то есть таинствами. 
      В чем же сила воздействия этого мифа на людей? Возможно, что ключ к ответу кроется именно в судьбе Осириса. Несмотря на то, что Осирис — бог, судьба его очень человеческая. Во-первых, он принимает мученическую смерть и страдает, что обязательно вызывает чувство сострадания у людей. Во-вторых, ему, как говорили древние египтяне, «приключилась на руки смерть», то есть с ним случилось то, что неизбежно для всех людей. Но Осирис своим примером явил миру, что смерти нет, что смерть — это не конец существования, а лишь окончание одной жизни и переход к другой. Как замечательно писал знаменитый египтолог Я. Ассман: «Миф об Осирисе преодолевает опыт смерти, поскольку дает этой, на первый взгляд, катастрофической и безнадежной ситуации ориентацию, при которой появляется смысл обратиться к умершему с призывом: «Восстань!»  Ученый  предположил, что призыв к покойному «Восстань!» («Поднимись!»), постоянно звучавший в Текстах Пирамид, вероятно, древнее, чем отождествление умершего с Осирисом и, что «отношение к миру, выраженное в этом призыве, скорее всего, не возникло под влиянием осирического мифа, а, наоборот, явилось одним из его истоков. Унаследованная от первобытных времен надежда, вера в неокончательность смерти, а возможность «манипулировать» с ней и связанная с этой верой практика древнейшего заупокойного культа позднее привели к созданию соответствующего мифологического «обрамления», в пределах которого такая практика могла сохранять свой смысл и в усложнившемся мире. Особенность этого мифологического обрамления культовых действий состоит в том, что внутри него находят для себя место и оправдание одновременно и печаль, и надежда. Осирис становится объектом как ориентированного назад, в прошлое, оплакивания, которое соответствует ощущению потери, так и нацеленных в будущее действий, обусловленных верой в возможность восстановить нарушенный порядок. Миф расширяет временной горизонт «ситуации умершего», сдвигая границы этого горизонта вперед и назад, — и тем самым разрывает кольцо смерти. Все эти идеи воплощены в образе Осириса: он — оплаканный и восставший со смертного одра бог, который претерпел смерть и преодолел ее». 
      Я. Ассман говорит о надежде и вере египтян в неокончательность смерти и о возможности «манипулировать» с ней, а я думаю (почти убеждена), что, прежде всего, надо говорить не о надежде и вере, а о том, что первобытному человеку изначально было дано непознаваемое никакими научными методами религиозное чувство и знание, что смерти нет, существует жизнь вечная — отсюда и вера, и надежда, и сверхъестественная потребность в религиозно-драматических ритуальных действах.
      Интуитивное знание  сверхъестественного, ощущение возможности вечного бытия для каждого человека по примеру Осириса и под его защитой,  общечеловеческая тема жизни и смерти объясняет огромное влияние мифа на умы, сердца и души людей, которое, проявлялось и в желании принять участие в ежегодных мистериях Осириса в Абидосе. Поучаствовать в религиозных праздничных драматических действах, во время которых исполнялись — оживлялись различные эпизоды мифа, означало разделить с богом его судьбу, прикоснуться к вечности.
     О том, как проходили эти мистерии в эпоху Среднего царства, нам известно из биографических надписей сановников, сделанных на стенах гробниц и на  стелах, которые обычно устанавливались у входа в храм Осириса в Абидосе. Одним из наиболее известных является текст стелы Ихернефрета — верховного казначея царя Сенусерта III (XIX в. до н.э.). Памятник был опубликован немецким ученым Генрихом Шефером в 1904 г. и хранится в Берлинском музее под № 1204.
       Текст «заупокойной» стелы верховного казначея Ихернефрета представляет собой его собственный рассказ о том, как он по приказу его Особы — царя Верхнего и Нижнего Египта Сенусерта III отправился в Абидос с почетным поручением организовать проведение ежегодных религиозных праздничных действ в честь Осириса. Композиция текста такова, что его можно условно разделить на несколько логических частей. Сначала цитируется послание царя, в котором излагается приказ государя вельможе и хранителю печати царя, единственному семеру (можно условно сказать: другу), начальнику обоих домов золота, начальнику обоих домов серебра, верховному казначею, достопочтенному Ихернефрету отправиться в Абидос, чтобы привести в порядок священное место Осириса, убрать его белым золотом и сделать всё необходимое для удовлетворения сердца его Особы.
      Затем речь идет об организационных работах в храме. Сановник Ихернефрет рассказывает о том, как он поручил сделать для Осириса носилки из золота, серебра, лапис-лазури, дерева, изготовить статуи и часовни богов, которые должны были следовать за Осирисом во время праздничных торжеств. Ихернефрет особо подчеркнул, что он руководил работами по изготовлению ладьи «нешмет» (так называлась ладья Осириса, на которой он выезжал во время праздничных церемоний).  Рассказ о подготовке к празднику сановник завершает упоминанием о том, что он украсил статую Господина Абидоса лапис-лазурью, малахитом, белым золотом, всякими драгоценными камнями и возложил на бога все необходимые царские инсигнии.
      В основной части текста описывается ход праздничных торжеств, во время которых имели место драматические действа о судьбе Осириса, его жизни, смерти и воскресении. Религиозные действа, вероятно, продолжались несколько дней. Г. Шефер предположил, что они могли исполняться в течение части религиозного года, подобно христианским праздникам от первого предрождественского воскресенья до Троицы. 
Мистерии Осириса начинались с вывоза из храма статуи бога Упуаута (Имя Упуаут означает «Открыватель пути») в образе шакала. Упуаут — один из древних божеств загробного мира — выступал как защитник и путеводитель Осириса.  Затем, за своим предвестником, следовал сам Осирис. Он появлялся на ладье  «нешмет» как живой царь в полной силе и могуществе. Осирис ехал с триумфом как законный государь, подавляя восставших и расширяя свои границы. Во время драматического действа этих завоевательных походов одна группа участников, отождествлявшаяся с защитниками Осириса, управляла божественной ладьей «нешмет» и активно помогала богу отражать другую группу участников, отождествлявшихся с врагами Осириса. Ихернефрет, конечно, был в первой группе, о чем сам говорит так:
«Отбил я восставших против ладьи «нешмет» (и) подавил я врагов Осириса» (перевод здесь и далее мой — М. Л.).   
Затем следует фраза сановника, в которой таинственным образом обозначен кульминационный момент всего драматического действа:
«Организовал я великий выход, сопровождал я бога во время его выхождения». 
Г. Шефер верно предположил, что под словами «великий выход» имелся в виду выход Осириса, во время которого бог находил смерть от рук своего коварного брата Сетха: «это только кажется, что в нашем тексте совсем не идет речь о самом важном событии, смерти Осириса. На него намекается одной завуалированной фразой. В этом нет ничего удивительного, так как в тысячах текстов, в которых повествуется об Осирисе, об этом почти всегда умалчивали или упоминали лишь мимоходом таинственными словами. Ещё Диодор сообщал, что это принадлежало к вещам, о которых не говорят, и на самого грека Геродота (Геродот знал о мистериях Осириса в Саисе, но подробности хранил в тайне: Геродот II, 170-171 — М. Л.)  напал благочестивый страх говорить об этом» .
     Итак, «великий выход» — главное событие всего действа — совершался в тайне, в храме в присутствии узкого круга священнослужителей. Вероятно, он сопровождался страстным заупокойным плачем по умершему. Великий траурный плач мог исполняться не только непосредственными участниками драматического действа, но и подхватываться всеми присутствующими. Так, например, Геродот сообщал, что во время праздника Осириса в городе Бусирисе «все присутствующие мужчины и женщины — много десятков тысяч — бьют себя в грудь в знак печали» .
      После смерти Осириса бог Тот выезжал на ладье в Недит (место смерти Осириса согласно Текстам Пирамид)  и привозил тело великого бога. Ладья для покойного «Он (т.е. Осирис) появляется в правде»  оснащалась каютой и украшалась для отправления бога к месту погребения. Осириса хоронили в его гробнице в Пекер (Основываясь на данных раскопок Э. Амелино и Ф. Питри, Г. Шефер пришел к заключению, что место Пекер находилось в местности, ныне именуемой Умм-эль-кааб, примерно в 2 км к юго — юго-западу от храма Осириса в Абидосе).  Г. Шефер выразил мнение, что «когда во время драматических действ бога приносили в его гробницу, то, конечно, за ним следовала толпа людей с великим плачем, воплями и возлагала в гробницу обычные жертвоприношения. В текстах стел покойные также желали следовать за богом во время его путешествия в Пекер и получить часть жертвы, которая здесь приносилась и делилась. Как бог через гробницу в Пекер переходит в потусторонний мир, так и для душ всех верующих Пекер становится переходом в другой мир, где они, соединившись с богом, ведут блаженную жизнь» .
       После погребения Осириса начиналась заключительная часть мистерий: Хор (хотя его имя прямо не называется) побеждал врагов Осириса — Сетха и его сподвижников — в великой битве на водах Недит.
Ихернефрет описал это так:
«Я отомстил за Унен-неферу («Пребывающего прекрасным (счастливым)» — имя воскресшего Осириса)  в тот день великой битвы (и) подавил всех его врагов на водах Недит. Я сделал так, чтобы он взошел на великую ладью. Явил он свое совершенство. Наполнил я радостью сердца жителей востока, принес ликование жителям запада, (когда) они увидели красоту ладьи «нешмет». Она остановилась в Абидосе (и) привезла Осириса, первого среди Западных, господина Абидоса, в его дворец».   
Праздничная процессия со статуей бога возвращалась из Пекер. Пробужденный к новой жизни и вновь торжествующий Осирис въезжал в свой храм в Абидосе при всеобщем ликовании народа.
Таким образом, во время совершения религиозно-драматических действ миф об Осирисе оживал; для людей словно приоткрывалась завеса таинства жизни и смерти — великой тайны бытия, и, как писал Плутарх, становилось возможно «сопричастие богу», но всё же «только как образу туманного сновидения, которого можно коснуться познанием с помощью философии» или, лучше и точнее сказать, с помощью религиозной интуиции, некоего изначально данного человеку чувства, что мир — есть Тайна.
        У слов Плутарха имеется продолжение, которым уместно завершить эти размышления об образе бога Осириса, сокрытом в мифе:
«Когда же души освобождаются и переходят в невидимое, незримое, невозмутимое и непорочное обиталище, тогда этот бог становится для них владыкой и царем, из-за него они как бы привязаны к несказанной и невыразимой для людей красоте, созерцают ее и ненасытно стремятся к ней» .



                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Геродот. История., пер. Г.А. Стратановского, Л., 1972.
2. Плутарх. Исида и Осирис, Киев, 1996, перевод Трухиной Н.Н.
3. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта, М., 1976.
4. Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации, М., 1999.
5. Sch;fer H. Die Mysterien des Osiris in Abydos unter K;nig Sesostris III, UGA; IV, 2, Leipzig, 1904.
6. O'Connor D. Abydos. Egypt's first pharaohs and the cult of Osiris, London, 2009.



       N.B. Мои рисунки и необычные двуязычные открытки  на древнеегипетские темы можно посмотреть на моей странице в контакте в альбоме «Мои оригинальные открытки»: https://vk.com/album810533989_299982729

      


Рецензии