О фильме Свои

Когда этот фильм Месхиева "Свои" один раз показывали по телевидению, я заметил, что из него вырезали многие моменты, и вставили столько рекламы, что смотреть его было просто невозможно. Спрашивается зачем? Возможно это мне просто так показалось, а возможно работники телевидения выразили таким образом свое отношение к этой картине. А картина действительно для многих весьма неприятная.

Начинается все с того, что чекист, во время первых месяцев войны СССР и национал-социалистической Германии собирает документы павших бойцов, потом с аппетитом кушает кашу, пьет молоко из крынки, а через мгновение он и многие офицеры и солдаты бегут в панике от неожиданно напавших немецких солдат. Да, отрицать жуткие поражения советской армии в первые дни войны с нацистской Германией невозможно, но как-то это показывали вскользь, или же так, что нападали подло, при преимуществе в технике и технологиях, а красноармейцы не бежали в панике, получая пули в спину, а организованно отступали, берегли силы, чтобы дать достойный отпор или же сражались до последнего, гибли героически, уничтожая множество врагов. А какова сцена, когда чекист переодевается в гражданскую одежду, чтобы сдаться в плен, политрук пытается протестовать, но тоже переодевается и только рядовой снайпер пытается убивать врагов, но чекист его останавливает! Да, очень много советских военных попало в плен, особенно в начале войны, но ранее было как-то не принято изображать, чтобы чекист и политрук вот так взяли и сдались в плен, переодевшись в гражданскую одежду, потому что знали, что командиров в плен не берут, тем более политруков и чекистов. Обычно политруки показывали чудеса храбрости и самоотверженности и в безвыходных ситуациях не сдавались, а стрелялись. В общем этот момент совсем неприятный для большинства советских людей, разрыв шаблона какой-то.

Далее Месхиев продолжает нарушать неписаные законы кинематографа. В плену политрука грозится выдать советский солдат, требует, чтобы тот отдал ему свою миску каши, не скрывает своего антисемитизма. Ведь в СССР антисемитизма как бы не было, все народы были равны, хотя и был народ первый, среди равных. Чекист понимает, что миской каши от этого стукача ни комиссар, ни он не отделаются, потом без каких-то эмоций, спокойно и тихо режет горло стукачу опасной бритвой. Никакого пафоса, никакого героизма во всем этом нет. И потом этот чекист, услышав, что молодой снайпер жил неподалеку решает бежать, зачем-то взял в компанию ещё политрука, который хоть и не трус, но наивный недотепа. Побег удается, снайпер приходит в родную деревню к отцу и мачехе. И тут обнаруживается, что отец снайпера орденоносца не только полицейский, но и староста, и вовсе этого не стыдится. Да и почтения к бежавшим из плена никакого не испытывает, хотя и соглашается их спрятать. Да, многие граждане СССР на оккупированных территориях служили в полиции нацистов, но их показывали, как героев сугубо отрицательных, омерзительных, и старались о них много не говорить. А тут возникает харизматический образ бургомистра, наместника оккупантов, у которого есть своя правда. Советская власть, которой он служил его репрессировала, отправила в лагерь, он оттуда бежал, вернулся в родную деревню, и жил там, и ни один односельчанин его не выдал НКВД. С одной стороны к доносчикам всегда было плохое отношение, но с другой стороны это же был враг советской власти, которую все любили. В общем - не очень приятный для советского зрителя момент.

А потом этот староста, решает все-таки сдать двух компаньонов своего сына, а ему в награду за выдачу должны дать документы для сына. Чекист вовремя это дело пресекает, хочет убить и отца, и сына, но знает, что без них ему не выжить, потому откидывает прочь не только убеждения коммуниста и патриота, но и свои эмоции, и предлагает старосте сотрудничество. О них уже знает один из полицейских, родственник снайпера. И они решают, что этого родственника надо убить. И это убийство родственника родственником показано со всеми ужасными подробностями, с истерикой, с кровью, и образ врага, никакой-то там ариец, а полный бородатый русский мужик, которого забивали ножом, как борова, а политруку этот мужик сломал нос, когда тот первый кинулся на него. Это совсем не подвиг Гастелло или Матросова, это по мнению многих не стоит показывать в кино, это не эстетично.

И тут ещё начинается любовные истории, которые тоже весьма далеки от эстетических канонов любого патриотического массового кино. Снайпер без затей в бане лезет под юбку пышнотелой невесте, образ которой далек от современных понятий о женской привлекательности. Есть в этой сцене что-то животное, нет чувств, только инстинкт. Равно, как и реакция чекиста на молодую жену старосты. Он смотрит на неё, как кролик на удава, когда она зашла в уборную. Да, в жизни такое имеет место быть, но публике же на экране хочется романтики какой-то, пусть и сказки, но сладкой хотя бы. И не мудрено, что многих этот фильм возмутил. А потом всплывает образ полицмейстера, который хочет жениться на невесте снайпера. Да, он вроде и отрицательный герой, но умный, проницательный, догадался, что староста прячет сына и двух других беглецов, предлагает сделку, ему невесту, сыну свободу, а беглецов обратно в плен и берет дочерей старосты в заложники. И это все на фоне сцен населения вовсю служащего оккупантам, эти отряды полицейских. Соотношение положительных и отрицательных героев фильма какое-то не правильное - три беглых пленных, один из которых не очень-то разборчив в выборе стороны, и множество полицейских, их в фильме даже больше, чем немцев. Да, после ликвидации родственника полицейского беглецы грохнули немцев на мотоцикле, потому что им нужен был пулемет. Но они находят у оккупантов бутылку коньяка, напиваются, катаются на мотоцикле, одев каски врагов, политрук хохочет. Совсем это как-то по-детски, несерьезно.

У старосты безвыходная ситуация, он тоже пьет от отчаяния, ревнует свою жену к чекисту, а та изменяет мужу, потому что хочет ребенка. И бывшие бойцы красной армии решают помочь старосте, убить полицмейстера, который его загнал в угол. И ужасно неприятно для многих прозвучит характеристика, которая дается этому полицмейстеру, которая гласит, что он человек идейный, что ему все равно какой идее служить советской или немецкой. А потом ещё этот разговор еврея политрука со старостой. Не понятно политруку, почему советские, русские люди идут немцам служить, ведь обиженных на власть всегда много было, но не становится же предателем из-за этого. А староста говорит ему, что сам не хотел идти служить врагу, односельчане уговорили, чтобы он их интересы продвигал, защищал по мере сил от новой власти. И нет у политрука идейной ненависти к человеку служащему врагам, он его понимает. В общем не фильм, а сплошное разочарование, если не для всех, то для многих.

И потом начинается битва между беглыми пленными во главе со старостой и отрядом полицейских. Сначала все идет хорошо - устраивают засаду, убивают целый отряд полицейских, которые едут со своим начальником свататься и ничего не подозревают. Но сам виновник торжества уходит, поднимает тревогу, устраивает облаву. И опять на пленных охотятся не немцы, а прихвостни оккупантов босоногие колхозники, которые под пули кидаются ради новой власти. Политрук с его безрассудным героизмом сначала ранен, а потом жертвует своей жизнью, чтобы спасти остальных и делает это спокойно, безропотно, так что даже чекист начинает по нему рыдать, не говоря уже о молодом снайпере. От погони они уходят, полицмейстера снайпер убивает, когда они его выслеживают.

И развязка заставляет вспомнить "народную фашистскую поговорку" из фильма "Брат 2" - "Свой своему поневоле". Беглецы вздремнули, первым поднялся староста, в руках у него винтовка, его сын вскочил вслед за ним и встал рядом. И тут чекист понимает, что он в принципе не нужен, что старосте выгодно его сдать в обмен на документы для сына, и снайпер против отца не пойдет. И тут сын железного Феликса бросает автомат и рыдая кричит, чтобы его не убивали, потому что он свой. А мог бы умереть с достоинством, хоть попытаться убить предателя, а не хныкать и молить оставить его в живых. Но судил чекист старосту в меру своей испорченности, староста говорит ему идти к своим. Сын спрашивает, как отец выкупит дочерей, тот отвечает, что есть у него пара царских золотых червонцев, чтобы их заменили на других заложниц, а потом спрашивает сына, чего он стоит тут с ним, чего не идет с чекистом родину защищать. Да, сына ему прятать будет хлопотно, после такого погрома на полицейских, односельчане будут знать, что он прячет сына, что сын в этом погроме участие принимал, потому лучше не рисковать...

В этом фильме показывают то, что большинство знает, но чего знать не хотели бы, потому не любят когда об этом напоминают, да ещё и так весомо, грубо и зримо. На эти вещи хочется смотреть только с определенной стороны, чтобы они не раздражали.


   


Рецензии