Пушкин и его АзБука
Кто куда …
АбВГД. АБВГД-ейка
А, И, Б сидели на трубе … Кто остался. Никто. Ибо, труба дело и скопом вылетели в трубу… Крематория
А и Б
(1)
По какой «Азбуке» входил мальчиком с гувернерами в мир русской словесности гений нашей силлабо-тонической поэтики А.С. Пушкин?
Пушкин говорил, что его доход - 36 букв русского алфавита. Нам, чурекам, может показаться странным то, что Пушкин упоминал 36 букв, хотя в современном русском алфавите 33 буквы. Три пропали (но это не А И и Б)
Найти Азбуку или Букварь Саши Пушкина не удалось …
Обращаемся за ответом в «ЭРЖД»:
1. Находим стих, завершающий VII строфу VI главы "Евгения Онегина":
"И учит азбуке детей".
Исследовательница этой темы Н.И. Михайлова отметила: Это Пушкин описывает натуру сека Ленского г-на Зарецкого = того, что «отец семейства холостой». С помощью каких учебных книг мог Зарецкий учить детей азбуке? Это могли быть прописи, азбуки, буквари, которые во множестве издавались в конце XVIII — первой трети XIX века,
В черновиках ''Евгения Онегина" Пушкин называет букварь затасканным. В прозаическом отрывке "Записки молодого человека" Пушкин называет азбуку затасканной: по ней обучался сын смотрителя, "буян лет 9", упрямо "выдирая затверженные листы"
И приводит перечень таких пособий (включая из отдела редких книг Российской гос. библиотеки и в книжных фондах Государственного музея А.С.Пушкина):
"Подарок для детей, или новая Российская Азбука для обучения малолетних детей чтению с присовокуплением прописей, руководствующих к чистописанию, содержащая в себе: примерные нраво учительные письма и правила, касающиеся для обхождения; избранные повести; краткую Российскую грамматику, и басни с картинами. Собранная И.Т." Изд. 2-е, М., 1808.
"Азбука Российская новейшая или Букварь для обучения малолетних детей чтению, с молитвами, нравоучениями, краткими для детей повестями, с показаниями чисел и таблицы умножения". Спб., 1811.
"Подарок детям. В память незабвенного 1812 года = азбука, напечатанная в 1814 г.
«Драгоценный подарок детям или Новая и полная энциклопедическая азбука». М.,1816.
"Драгоценный подарок детям, или новейшая и полная Российская Азбука, содержащая в себе: Разные молитвы, Символ веры, Десять заповедей, краткую Священную Историю Ветхого и Нового Завета, Краткие правила из натуральной истории, Правила благонравия, Нравоучительные басни и повести, краткие правила Российской Грамматики и Арифметики". Изд. 2-е, М., 1820.
2. Ищем у Пушкина иные сведения:
В заметке «БУКВЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ СЛАВЕНСКУЮ АЗБУКУ» указано:
«Буквы, составляющие славенскую азбуку, не представляют никакого смысла. Аз, буки, веди, глаголь, добро etc. суть отдельные слова, выбранные только для начального их звука. У нас Грамматин первый, кажется, вздумал составить апофегмы из нашей азбуки. Он пишет: «Первоначальное значение букв, вероятно, было следующее, аз бук (или буг!) ведю — то есть я бога ведаю (!), глаголю: добро есть; живет на земле кто и как, люди мыслит. Наш Он покой, рцу. Слово (logoz) твержу... » (и прочая, говорит Грамматин; вероятно, что в прочем не мог уже найти никакого смысла). Как это все натянуто! Мне гораздо более нравится трагедия, составленная из азбуки французской. Вот она:
Eno et Ika;l
Trag;die
Personnages
Le Prince Eno
La Princesse Ika;l, amante du Prince Eno
L’abb; P;cu, rival du Prince Eno
Ixe }
Igrec gardes du Prince Eno
Z;de
Sc;ne unique
Le Prince Eno, la Princesse Ika;l, l’abb; P;cu, gardes.
Eno. Abb;! c;dez...
L’abb;. Eh! f...
Eno (mettant la main sur sa hache d’arme). J’ai hache!
4. 350
Ika;l (se jettant dans les bras d’Eno). Ika;l aime Eno (ils s’embrassent avec tendresse).
Eno (se retournant vivement). P;cu est rest;? Ixe, Igrec, Z;de! prenez M-r l’abb; et jettez-le par les fen;tres1).
________________________________________
(см. А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 7. История Пугачева, Исторические статьи и материалы, Воспоминания и дневники.
© Электронная публикация — РВБ, 2000—2023. Версия 6.0 от 1 декабря 2019 г)
И как оценивалась успеваемость Пушкина?
Табель успеваемости — это документ, выдающийся по окончании учебного заведения. В нем отражены предметы и итоговые оценки лицеиста Пушкина:
В русском и латинском языках Более понятливости и вкуса, нежели прилежания, но есть соревнование. Успехи хороши довольно.
Во французском языке Стал прилежнее и успехи постоянные. 2-й ученик.
В немецком языке При всей остроте и памяти нимало не успевает.
У адъюнкт-профессора д. Рененкампфа (по немецкой и французской словесности) Худые успехи, без способностей, без прилежания и охоты, испорченного воспитания.
В Мемориальном музей-лицее А. С. Пушкина в Царском Селе хранится журнал текущей успеваемости: в нем против фамилии Пушкинъ указано 15 оценок, из них шесть троек и пять неудов… Но по русскому, латыни и французскому Пушкин имеет «успехи довольно хорошие», понятливость и вкус, 2-й ученик по французскому. Француз одним словом… В одном из годовых аттестатов у Пушкина стояло "почетное упоминание" за пятерки по латыни, греческому языку и риторике.
В Свидетельстве об окончании Императорского Царскосельского лицея особо отмечены успехи выпускника только в изучении русской и французской словесности …
(2)
А какими тогда была азбука и/или алфавит ?
В ПИСМОВНИКе содержащем въ себ; НАУКУ РОССІЙСКАГО ЯЗЫКА СО МНОГИМЪ ПРИСОВОКУПЛЕНІЕМЬ РАЗНАГО УЧЕНАГО И ПОЛЕЗНОЗАБАВНАГО ВЕЩЕСЛОВІЯ (ВЪ САНКТПЕТЕРБУРГ;, при Императорской Академіи Наукъ. 1793 года) проф. Н.Г. Курганов записал:
“
Р;чь есть многихъ словъ сложеніе, совершенный разумъ изъявляющіе; на пр. начало премудрости есть страхъ Божій.
Слово есть изъ слоговъ или складовъ составленное какой либо вещи знаменованіе, несовершенный разумъ въ себ; заключающее: какъ начало премудрости.
Слогъ или складъ есть сложеніе двухъ или многихъ разныхъ буквъ въ одно м;сто: какъ слово, начало, состоитъ изъ трехъ слоговъ на-ча-ло-; а другое изъ четырехъ пре-муд-ро-сти. По сему первое слово называется тресложное, а второе четыресложное; а есть и страхъ односложныя.
Буквы суть неразд;лимыя части слова, которыхъ въ Россійской азбук; можно считать только 29, и оныхъ начертаніе и прежнія имена суть сл;дующія.
A, азъ.
Б, буки.
В, в;ди.
Г, глаголъ.
Д, добро.
Е , есть.
Ж, живете.
З, земля.
И, иже или I,
К, како,
Л, люди.
М, мысл;ие.
Н, нашъ.
О, онъ или О.
П, покой.
Р, рцы.
С, слово.
Т, твердо.
Ф, фертъ.
X, херъ.
Ч, червь.
Ш, ша.
Щ, ща или сча.
Ъ , еръ.
Ы, еры.
Ь, ерь.
;, ять.
Ю, ю.
Я, я.
А по Высочайшему повел;нію Царствующей Императрицы ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ при учрежденіи Народныхъ училищъ въ изданномъ Россійскомъ буквар; 1788 года Гражданскихъ буквъ показано 53, коихъ для легчайшаго изр;ченія должно произносишь тако:
А а |Б бе |В ве | Г ге | Д де | Е е | Ж же З зе | И ; | I ; | К ка | Л ;ль | М ;мъ | H ;нъ | О о | П пе | Р еръ | С ;съ | Т те | У у | Ф ;фъ | Х ха | Ц це | Ч Че | Ш ша | Щ ща | Ъ ;ръ
«
(3)
В период (бес-конечный) увлечения генезисом руси и Руси (с переходом руси в русичей, руских, руССких и великорусских в компании с квасно красно-, мало-, бело- , черно-, радужно- руссов) я встретил расшифровку тайнописи старого православного русьского алфавита в «Послании славянам» Ярослава Кеслера, которое началось с Завета:
Я знаю буквы:
Письмо — это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям —
Постигайте мироздание!
Несите слово убежденно —
Знание — дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!
И далее, потрясенные, читаем как словарь дешифровщика:
«
А теперь прочитаем Послание, содержащееся в праславянской Азбуке.
Азъ — «я».
Буки (букы) — «буквы, письмена».
Веди (веде) — «познал», совершенное прошедшее время от «ведити» — знать, ведать.
Объединяя акрофонические названия первых трех букв Азбуки, получаем следующую фразу:
Азъ буки веде — я знаю буквы.
Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки:
Глаголъ — «слово», причем не только изреченное , но и написанное .
Добро — «достояние, нажитое богатство».
Есть (есте) — 3-е л. ед. ч. от глагола «быть».
Глаголъ добро есте: слово — это достояние.
Живите (вместо второго «и» раньше писалась буква «ять», произносилось живйте ) — повелительное наклонение, множественное число от «жить» — «жить в труде, а не прозябать».
Зело (передавало сочетание дз = звонкое ц ) — «усердно, со рвением», ср. англ. zeal (упорный, ревностный), jealous (ревнивый), а также библейское имя Зелот — «ревнитель».
Земля — «планета Земля и ее обитатели, земляне ».
И — союз «и».
Иже — «те, которые, они же» (передавало придыхательный звук типа озвонченного английского h , греческого ; или украинского г ).
Како — «как», «подобно».
Люди — «существа разумные».
Живите зело, земля, и иже како люди —
живите трудясь усердно, земляне, и, как подобает людям,
Мыслите (писалось с буквой «ять», произносилось мыслйте , так же как и «живете») — повелительное наклонение, мн. ч. от «мыслить, постигать разумом».
Нашъ — «наш» в обычном значении.
Онъ — «оный» в значении «единственный, единый».
Покои (покой) — «основа (мироздания)». Ср. «покоиться» — «основываться на…». Мыслите нашъ онъ покои — постигайте наше мироздание.
Рцы (рци) — повелительное наклонение: «говори, изрекай, читай вслух». Ср. «речь». Рцы слово твердо — неси знание убежденно.
Слово — «передающее знание».
Твердо — «уверенно, убежденно».
Укъ — основа знания, доктрина. Ср. наук а, уч ить, навык , обыч ай.
Фертъ, ф(ъ)ретъ — «оплодотворяет».
Херъ — «божественный, данный свыше». Ср. нем. Herr (господин, Бог), греч. «иеро-» (божественный), англ. hero (герой), а также русское имя Бога — Хорс .
Укъ фъретъ Херъ : знание оплодотворяет Всевышний, знание — дар Божий.
Цы (ци, цти) — «точи, проникай, вникай, дерзай». Ср. аналогично многозначное нем. ziehe с преимущественным значением «проникни».
Червь (черве) — «тот, кто точит, проникает».
Ш(т)а (Ш, Щ) — «что» в значении «чтобы». Ср. укр. «що », болг. «ще ».
Ъ, Ь (еръ/ерь, ъръ ) — представляют собой варианты одной буквы, означавшей неопределенный краткий гласный, близкий к э . Вариант «Ь» возник позднее из iъ , — именно так письменно отображалась вплоть до XX в. буква «ять».
Раскатистый звук «р» произносится с обязательным первоначальным придыханием (начальный «ъ») и отзвуком (конечный «ъ»). Слово «ъръ», по-видимому, означало сущее, вечное, сокровенное, пространство-время, недоступное человеческому разуму, светоч, Солнце. По всей вероятности, «Ъръ» — одно из наиболее древних слов современной цивилизации, ср. египетское Ра — Солнце, Бог.
Юсъ (юс малый ) — «свет, старорусское яс ». В современном русском языке корень «яс » сохранился, например, в слове «ясный».
Ять (яти) — «постичь, иметь». Ср. изъять , взять и.т.д.
Цы, черве, шта Ъра юсъ яти! — Дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет постичь!
Совокупность приведенных выше фраз и составляет азбучное Послание :
Азъ буки веде.
Глаголъ добро есте.
Живите зело, земля,
и, иже како люди,
мыслите нашъ онъ покои.
Рцы слово твердо — укъ фъретъ херъ.
Цы, черве, шта ъра юсъ яти!
«
Аз Буки Веди …
Братья и сестры …
Свидетельство о публикации №223092600854