Взрывная волна

ВЗРЫВНАЯ ВОЛНА

Пиндосовский план ядерной бомбардировки СССР под названием «Operation Drobshot» дамокловым мечом висел  над моей Родиной. Страна, прилагая все усилия, строила ракетно-ядерный щит. Население готовилось к новой войне. В кино, перед сеансом показывали журнал-инструктаж о действиях населения в случае ядерного взрыва. От просмотра  этого журнала становилось страшно. В народе этот журнал прозвали «Инструкция о том, как обертываться в белую простыню и ползти на кладбище».
В начале 60-х одну из опор этого щита создавали и на моей малой Родине. Около пос. Юг Пермской области быстрыми темпами возводились Боевые Стартовые Позиции проекта «Шексна». Часть боевых стартовых  позиций уже несла Боевое Дежурство, другая часть достраивалась.  Позиции размещались в глухих лесах. Дороги к ним носили одни названия, что никак не соответствовало проекту. Первая часть  строительства была почти завершена. Дороги были на втором плане, а бытовая часть вообще была на последнем месте. От жилья в месте дислокации  до позиций, добираться приходилось 4-5 часов. «Человек», конечно, звучит гордо. А на деле может и в скотских условиях пребывать неопределенное время. Вот и начали строить первоклассную бетонную дорогу для тяжелой ракетной техники. На одном из участков была крутая гора под названием «высота 300».  Нужно было в этой горе вырыть большую щель, дабы был необходимый уклон. Огромное количество грунта необходимо было переместить. Подсчитали, сколько времени уйдет на эту работу, и прослезились – ни в какие разумные сроки не укладывались.  А промедление было смерти подобно. Решили переместить грунт направленным взрывом. Когда было все готово, оставалась еще одна, не маловажная деталь – не допустить в районе взрыва и на территории, примыкающих к трассе дороги нахождения людей.  В пяти километрах севернее  был крупный населенный пункт – рабочий поселок Юг. В этом поселке и развесили объявления о запрете нахождения в этом районе местных  жителей. Кроме того и по местной радиотрансляции несколько дней объявляли. А за день до взрыва все пути, ведущие к лесу в сторону строительства, были перекрыты воинскими пикетами.
Прочитали это объявление и мы, с другом детства отроком Мишей Язевым. Отроки были молодыми , беззаботными, и в соответствии с возрастом – глуповатыми. Мне было лет десять-одиннадцать, а незабвенный друг мой был старше на полтора года. 
К объявленному времени мы уже находились на крыше родительского дома. Родители были на работе, и никто нам препятствий не чинил.  Залезли на конек, и стали ждать, глядя в сторону взрыва. Вдруг над лесом поднялся грунт  на широком фронте. Такую мощь мы видели впервые в жизни, и поэтому были в восторге от увиденного зрелища. Секунд через 13-14 от нашего восторга не осталось и следа – пришла взрывная волна. И мы, беззаботно сидевшие на крыше, полетели вниз по дуге, от  воздействия этой самой взрывной волны.
. От травм нас спасло то, что двор был крытый. Вот на крышу этого двора мы и приземлились вполне благополучно. Полет с высоты трех метров, закончился благополучно, без синяков и ссадин. Если бы не было той крыши, то падать пришлось бы с одиннадцатиметровой высоты с немножко другими последствиями.  А поскольку история не терпит сослагательного наклонения, то имеем, что есть. Легкость в теле от свободного полета, отсутствие опоры. Сразу вспомнилась картина полета парашютиста, с  обрезанными стропами зацепившегося за самолет купола, и трагической встречей с землей-матушкой.
Подсчитали потом, что траектория полета была около шести метров. Ощущение от  полета было сказочное. Подобное  чувство возникло, когда  через много лет, летел самолетом Ил-18 из Питера в Пермь, и попали в грозовой фронт.  Самолет и в воздушные ямы падал, и после них свечкой взмывал на свой эшелон. Перегрузки были такие, что обломилось крепление пристежного ремня. Намотав ремень на руку, я и летал вверх ногами, и потом, прижатый перегрузкой, опускался в кресло вниз головой. Из моих карманов вылетали и  документы, и кошелек с деньгами, и ключи от дома. Вот когда я парил над своим креслом, ощущения были свободного полета и легкости тела. Все пассажиры сосредоточенно молчали.  Когда шасси самолета запрыгало по бетонке ВПП, все вздохнули с облегчением. А мне пришлось сползать между рядами сидений, и, путаясь между ногами соседей, заползать на свое место. Отрадно, что ноги были женскими.
 Вот так, мы, на своей шкуре, испытали ослабленное воздействие ударной волны. Потом уже, через несколько десятков лет, при встречах, весело смеялись над собственной любознательной глупостью.
   *     *     *
Дорогу, в конце концов, построили. Место взрыва стали называть «Тещин язык». На проезд до самой дальней позиции уходило не более 40 минут.

п. Юг -п. Звездный                2023 г.


Рецензии