маски и шуты

Стихи.руАвторы Произведения Рецензии Поиск Магазин О портале Ваша страница Кабинет автора 1 сообщение
 Итальянская комедия дель арте. Маски и шуты
Итальянская комедия дель арте. Маски и шуты
Алла Сорокина
« Ведь я не шут у трона короля…»,- так  с обидой сознавался персонаж известной песни. Но мнение, что быть «шутом» унизительно – несколько ошибочно и подтверждение тому многовековая история этого понятия. В литературе и драматургии   часто присутствуют некие «шуты», которые «у трона короля» управляют государством.
Теперь – по порядку.
     Представьте себе: шелковый  ярко синий свод неба, пышную зелень и сверкающее солнце… Это Италия. Именно там , во второй половине  16  века  появился театр масок, который назывался Итальянская «комедия дель арте». Название говорит  само за себя: сатира, буффонада,  сиюминутное отображение  жизни не в написанных  пьесах  классической формы, а в сценариях, намечавших  линию, развивающуюся в импровизациях, диалогах и  свободных интерпретациях   сюжета .
    Центром театральной и общественной жизни в это время была Венеция. Все, что питало  какие-нибудь инициативы, стремилось в этот город. В Венецию устремились и создатели «Комедии дель арте».
    Неизменной ареной выступлений, говоря современным языком, творческих коллективов,  являлась городская площадь. Издавна, например с 10- 14 веков ,  на площади, являвшейся средоточием городской  жизни, сердцем города, торговали лавки, крестьяне стояли у своих возов, предлагая различные продукты. Сновали монахи в капюшонах, опущенных на глаза. Городские женщины и девушки в одиночку и гурьбой ходили от лавки к лавке, прицениваясь к заморским товарам. И тут же, где-нибудь в тени, особенно густо топился народ, раздавались крики и смех. Выступал жонглер.
    Специальность жонглера была разная. В выступлении присутствовали все жанры, но именно в Италии  раньше всего достигли расцвета новеллы и песенки, причем импровизационные. Италия вообще, видимо славилась мастерами импровизации. Вспомним ,хотя бы Импровизатора-итальянца из  «Египетских ночей» А.С. Пушкина. Сюжеты песенок были просты и доходчивы до  публики. В своей книге «Итальянская народная комедия», к которой мы иногда будем обращаться, известный театровед  А.К. Дживелегов писал о том, что до нас дошел первый по времени сборник новелл, так называемый сборник «Сто старых новелл». 
   В 13- к началу 14 века в Италии на площадях появилась еще одна жанровая разновидность -  сказители.  Вероятно никакая другая публика не переживала с таким восторгом и с такой искренностью то, о чем пел ей сказитель. Некий  Поджо рассказывал об одном случае из жизни  на площади Св.Мартина. Однажды  простой человек, услышав, что сказитель, певший про Трою, на другой день дойдет до смерти Гектора, подошел к нему, дал денег, с тем, чтобы тот подождал убивать такого великого героя. То же повторилась и на другой день. И так продолжалось до тех пор, пока у почитателя Гектора не опустел кошелек. Когда давать стало нечего, копье Ахилла наконец достигло Приамова сына.
    Еще один жанр, непосредственно тянущийся к  образованию будущих народных представлений-  были сценки.  Жонглер, наконец,  доживет до такого времени, когда спрос на индивидуальные  выступления сменится другим, и он включится в постоянный или временный зрелищный коллектив.
    Комедия дель арте появилась, когда в Италии, в процессе роста ренессансной культуры были уже созданы многие театральные жанры. С 15 века: пастораль, фарс,  в меньшей степени –трагедия. Трагедия в Италии была скорее жанр литературный,  нежели  театральный.   В то время в этом  литературном жанре блистали такие авторы как Людовико Ариосто и Макиавелли. Музыкальный жанр как бы естественно влился в комедию дель арте.
     В то время в Италии никаких постоянных театров не существовало, не было зданий, где могли сколько- нибудь регулярно даваться  представления и, что самое главное, не было профессиональных актеров. До появления профессиональных театров существовали бродячие труппы со своими героями. Так в Германии, например, таким героем был Гансвурст, или Арлекин,  и представления давались по типу комедии дель арте (шуточные интермедии), в Англии, в средние века, странствующие актеры разыгрывали рыцарские сюжеты и новеллы по типу итальянских, а главным героем у них был Клоун.  В России такими актерами были скоморохи- музыканты. Певцы, шутники. Они царили в городах на масленичных гуляниях , ярмарках, развлекали народ кукольными представлениями. И конечно- главным героем был несравненный Петрушка.
   Как мы знаем из истории  возникновения театров в Европе и России всегда инициатива принадлежала одному человеку- фанатично преданному этому делу.  Так, в Германии, например, некоему Гансу Саксу, а в России Федору Волкову, открывшему в 1750 году в Ярославле первый профессиональный театр.
     В Италии таким деятелем оказался Анджело  Бельоко. Его театр  стал прямым предшественником Итальянской народной комедии дель арте.
Бельоко был актер и драматург. Первоначально его актерская профессия была как будто ведущей, очень скоро темперамент писателя и драматурга взял верх. Постепенно вокруг него создалась небольшая группа товарищей, которая стала ядром его будущей труппы. Бельоко в своем творчестве   исходил из  народных зрелищных форм:игр, песен, плясок, сценок на понятные и близкие простому люду темы. Но что было самое ценное в находках Бельоко, это то, что сценки, например, могли быть какого угодно содержания: буффонные комедийные, даже трагические. Характер роли мог меняться от одной пьески к  другой, но образ  актера  оставался неизменным. Актеры выступали в них со своими постоянными образами и именами, в одном и том же костюме…И так из постоянных типов родились МАСКИ итальянской комедии дель арте. А.К. Дживелегов очень подробно и обстоятельно разъясняет разницу  между масками, скажем в греческом театре и масках итальянской народной комедии:  маска комедии дель арте- совсем не то, что маски античного театра. Там- это всегда маска закрывающая лицо актера. Существовали маски трагедии, маски комедии и маски равнодушия. В Италии  маски имели значение, но не все  актеры комедии дель арте играют в масках. Маски- обычный атрибут комических персонажей, и то не всех. Маска скорее имеет значение как характер персонажа, его предназначение в том или ином действе. Одна раз и навсегда. Образ, в котором актер воплощает свою артистическую и сценическую индивидуальность. Маска- это ключ, в котором актер ведет мелодию своей роли. И совершенно исключено , если бы, к примеру, актер сегодня играл одного персонажа, а завтра другого. Маска- как суть образа и характера прикипает к актеру намертво. Это, так сказать, постоянная величина. Переменная- импровизация, которая, как было сказано выше, обуславливается драматургическим материалом., то есть сценарием. Сюжетная линия постоянная, а начинка- диалоги, монологи, текст пьесы  создаются  импровизационно,   это зависит от мастерства актера.
    Маски комедии дель арте все с комическим или лирическим оттенком, трагических масок не существует, даже если в сценарии присутствуют кровавые драмы и убийства…
 Какие же маски- персонажи комедии дель арте составили ее главную группу: Панталоне, Бригелла, Доктор, Арлекин.  Иногда в других труппах присутствовали Пульчинелла, Скарамучча, Тарталья. Важнейшие отдельные маски- Капитан, Влюбленные, и всегда Дзани-слуги  просцениума, связующее звено между действиями,  образы веселых и жизнерадостных карнавальных буффонов. Служанки Коломбина,  Смеральдина и Фантеска.
    Панталоне, Венецианский купец, скупой и очень богатый. Вечная жертва всяких проделок. В «Старых новеллах»  этот образ фигурирует несчетное количество раз. В итальянской художественной комедии, например, у Макиавелли- он постоянный предмет сатиры.
    Черная мантия-главная принадлежность костюма Доктора. И вообще, черный -это его цвет. Весь его костюм в мрачных черных оттенках. Черная симфония костюма слегка оживляется  большим   белым воротником. Доктор чаще  всего юрист. Он сыплет латинскими цитатами, но перевирает их нещадно. У него в голове все перепуталось: мифология, Цицерон, поэты… Он путает трех Граций с тремя Парками, Ахиллеса с Геркулесом и т.д. В конце концов Арлекин и Коломбина, перед которыми выкладываются такие  плоды учености  почтенного Доктора, сначала слушают внимательно, потом обращаются в бегство.
    Бригелла- себе на уме. Он горазд на всякие выдумки . Его девиз: «Даю, чтобы получить взамен». Арлекин не так изворотлив как Бригелла. Он добр и наивен.  Бригеллу актер должен играть так, чтобы вызвать восхищение его ловкостью. Арлекина- чтобы вызвать сочувствие. Кстати иногда Арлекин – это и Труффальдино. Разница в местных и диалектических особенностях.
       Однажды группа актеров шла из Неаполя, возвращаясь с очередной гастроли. На пути им встретился виноградник. Плоды эти всегда веселят сердце и сборщики винограда, особенно женщины были настроены игриво и стали задевать актеров, осыпая их шутками, дразнилками. Актеры разумеется не остались в долгу, так как импровизационные словесные перепалки были их профессиональным  приемом. Работники, конечно не выдержали конкуренции и стали смолкать, но один парень не сдавался и покорил этим актеров. Они спросили его имя и решили пригласить к себе в труппу. Парень согласился. И, примкнув к труппе,  вскоре выдвинулся на одно из первых мест. Звали его Пуччо д, Аньелло. Так в труппе комедии дель арте появился персонаж по имени  Пульчинелла.
     В комедии Микельанджело Буонаротти Младшего «Ярмарка» , в которой выводятся персонажи  комедии дель арте, попавшие в ярмарочную суматоху, есть такие строки: …Смотрите,
              Как Капитан Кордон стоит заносчив,
               Ноги  вперед;  как черные усища
               Закручены свирепо.
     Тарталья по- итальянски значит заика. Актеры придумавшие эту деталь, очевидно, искали новый сатирический прием.   Когда, к примеру, Тарталья изображал судью, разбирательство дела превращалось в фейерверк таких звуков, которые складывались в нечто совершенно несусветное.
     Влюбленные – Беатриче и Флориндо, Клариче и Сильвио, имена могли меняться, суть одна- высокая, лирическая трактовка темы любви, а рядом буффонная, плотская. В интересах интриги за любовь должна была идти борьба. «Бесплодных усилий любви» сценарий не терпел.
    Маски в течение двух столетий  представляли собой галерею современников, живую, яркую.  Народ с удовольствием наблюдал за  приключениями героев, живо реагируя на их ссоры, перепалки, объяснения в любви. И  даже,  хоть писанная комедия  Карло Гольдони и стала крепко в репертуаре театра, маски все равно  продолжали привлекать  и развлекать публику.
     Например, «Женитьба Фигаро» Бомарше , написанная  в 1779 году, через полтора века после зарождения  итальянской комедии масок, пестрит именами персонажей, впрямую отсылающих нас к ней.
    Фантеска – Мирандолина, Доктор, Тарталья- судья, Сюзанна и Фигаро- это и пара влюбленных, но не классическая, а Дзани.
Теперь, что касается шутов.  Венец  образа шута  в пьесе Шекспира «Король Лир»,- тот самый  « Шут у трона короля». Совпадает и по времени- 1606-1607 г.г. Шут от слова шутник, но шутовство считалось уважаемой профессией. Шуты обычно были людьми высокообразованными и интеллигентными. Они постоянно находились при короле, беседовали с ним  и имели право высказывать свои мысли и суждения, а иногда даже давать советы королю. Это если речь идет о «шутах у трона», потому, что были и другие. Любопытная деталь.  У Шекспира  где-то я встретила фразу: «Все  краски мира, кроме желтой».  И что бы это значило? А вот что- желтый  цвет-  цвет дураков. В костюмы красножелтой, пестрой расцветки, наряжали шутов низкого пошиба. Мало того , они носили и колпаки с тремя концами- ослиными ушами и хвостом.  В комедии Шекспира «Двенадцатая ночь» группа шутников разыграла Мальволио, передав ему  якобы просьбу графини Оливии прийти к ней на свидание в желтых подвязках…
    В заключение хочу сказать,  для того чтобы современный актер смог проникнуть в мир  далекого прошлого надо прочувствовать, ощутить специфику  главного принципа итальянской комедии масок… надеть на себя мысленно маску. Сродниться с ней, и тогда получится  « переселиться в чужой восторг»   этих волшебных образов.
 фу


я не автор            Стихи.руАвторы Произведения Рецензии Поиск Магазин О портале Ваша страница Кабинет автора 1 сообщение
 Итальянская комедия дель арте. Маски и шуты
Итальянская комедия дель арте. Маски и шуты
Алла Сорокина
« Ведь я не шут у трона короля…»,- так  с обидой сознавался персонаж известной песни. Но мнение, что быть «шутом» унизительно – несколько ошибочно и подтверждение тому многовековая история этого понятия. В литературе и драматургии   часто присутствуют некие «шуты», которые «у трона короля» управляют государством.
Теперь – по порядку.
     Представьте себе: шелковый  ярко синий свод неба, пышную зелень и сверкающее солнце… Это Италия. Именно там , во второй половине  16  века  появился театр масок, который назывался Итальянская «комедия дель арте». Название говорит  само за себя: сатира, буффонада,  сиюминутное отображение  жизни не в написанных  пьесах  классической формы, а в сценариях, намечавших  линию, развивающуюся в импровизациях, диалогах и  свободных интерпретациях   сюжета .
    Центром театральной и общественной жизни в это время была Венеция. Все, что питало  какие-нибудь инициативы, стремилось в этот город. В Венецию устремились и создатели «Комедии дель арте».
    Неизменной ареной выступлений, говоря современным языком, творческих коллективов,  являлась городская площадь. Издавна, например с 10- 14 веков ,  на площади, являвшейся средоточием городской  жизни, сердцем города, торговали лавки, крестьяне стояли у своих возов, предлагая различные продукты. Сновали монахи в капюшонах, опущенных на глаза. Городские женщины и девушки в одиночку и гурьбой ходили от лавки к лавке, прицениваясь к заморским товарам. И тут же, где-нибудь в тени, особенно густо топился народ, раздавались крики и смех. Выступал жонглер.
    Специальность жонглера была разная. В выступлении присутствовали все жанры, но именно в Италии  раньше всего достигли расцвета новеллы и песенки, причем импровизационные. Италия вообще, видимо славилась мастерами импровизации. Вспомним ,хотя бы Импровизатора-итальянца из  «Египетских ночей» А.С. Пушкина. Сюжеты песенок были просты и доходчивы до  публики. В своей книге «Итальянская народная комедия», к которой мы иногда будем обращаться, известный театровед  А.К. Дживелегов писал о том, что до нас дошел первый по времени сборник новелл, так называемый сборник «Сто старых новелл». 
   В 13- к началу 14 века в Италии на площадях появилась еще одна жанровая разновидность -  сказители.  Вероятно никакая другая публика не переживала с таким восторгом и с такой искренностью то, о чем пел ей сказитель. Некий  Поджо рассказывал об одном случае из жизни  на площади Св.Мартина. Однажды  простой человек, услышав, что сказитель, певший про Трою, на другой день дойдет до смерти Гектора, подошел к нему, дал денег, с тем, чтобы тот подождал убивать такого великого героя. То же повторилась и на другой день. И так продолжалось до тех пор, пока у почитателя Гектора не опустел кошелек. Когда давать стало нечего, копье Ахилла наконец достигло Приамова сына.
    Еще один жанр, непосредственно тянущийся к  образованию будущих народных представлений-  были сценки.  Жонглер, наконец,  доживет до такого времени, когда спрос на индивидуальные  выступления сменится другим, и он включится в постоянный или временный зрелищный коллектив.
    Комедия дель арте появилась, когда в Италии, в процессе роста ренессансной культуры были уже созданы многие театральные жанры. С 15 века: пастораль, фарс,  в меньшей степени –трагедия. Трагедия в Италии была скорее жанр литературный,  нежели  театральный.   В то время в этом  литературном жанре блистали такие авторы как Людовико Ариосто и Макиавелли. Музыкальный жанр как бы естественно влился в комедию дель арте.
     В то время в Италии никаких постоянных театров не существовало, не было зданий, где могли сколько- нибудь регулярно даваться  представления и, что самое главное, не было профессиональных актеров. До появления профессиональных театров существовали бродячие труппы со своими героями. Так в Германии, например, таким героем был Гансвурст, или Арлекин,  и представления давались по типу комедии дель арте (шуточные интермедии), в Англии, в средние века, странствующие актеры разыгрывали рыцарские сюжеты и новеллы по типу итальянских, а главным героем у них был Клоун.  В России такими актерами были скоморохи- музыканты. Певцы, шутники. Они царили в городах на масленичных гуляниях , ярмарках, развлекали народ кукольными представлениями. И конечно- главным героем был несравненный Петрушка.
   Как мы знаем из истории  возникновения театров в Европе и России всегда инициатива принадлежала одному человеку- фанатично преданному этому делу.  Так, в Германии, например, некоему Гансу Саксу, а в России Федору Волкову, открывшему в 1750 году в Ярославле первый профессиональный театр.
     В Италии таким деятелем оказался Анджело  Бельоко. Его театр  стал прямым предшественником Итальянской народной комедии дель арте.
Бельоко был актер и драматург. Первоначально его актерская профессия была как будто ведущей, очень скоро темперамент писателя и драматурга взял верх. Постепенно вокруг него создалась небольшая группа товарищей, которая стала ядром его будущей труппы. Бельоко в своем творчестве   исходил из  народных зрелищных форм:игр, песен, плясок, сценок на понятные и близкие простому люду темы. Но что было самое ценное в находках Бельоко, это то, что сценки, например, могли быть какого угодно содержания: буффонные комедийные, даже трагические. Характер роли мог меняться от одной пьески к  другой, но образ  актера  оставался неизменным. Актеры выступали в них со своими постоянными образами и именами, в одном и том же костюме…И так из постоянных типов родились МАСКИ итальянской комедии дель арте. А.К. Дживелегов очень подробно и обстоятельно разъясняет разницу  между масками, скажем в греческом театре и масках итальянской народной комедии:  маска комедии дель арте- совсем не то, что маски античного театра. Там- это всегда маска закрывающая лицо актера. Существовали маски трагедии, маски комедии и маски равнодушия. В Италии  маски имели значение, но не все  актеры комедии дель арте играют в масках. Маски- обычный атрибут комических персонажей, и то не всех. Маска скорее имеет значение как характер персонажа, его предназначение в том или ином действе. Одна раз и навсегда. Образ, в котором актер воплощает свою артистическую и сценическую индивидуальность. Маска- это ключ, в котором актер ведет мелодию своей роли. И совершенно исключено , если бы, к примеру, актер сегодня играл одного персонажа, а завтра другого. Маска- как суть образа и характера прикипает к актеру намертво. Это, так сказать, постоянная величина. Переменная- импровизация, которая, как было сказано выше, обуславливается драматургическим материалом., то есть сценарием. Сюжетная линия постоянная, а начинка- диалоги, монологи, текст пьесы  создаются  импровизационно,   это зависит от мастерства актера.
    Маски комедии дель арте все с комическим или лирическим оттенком, трагических масок не существует, даже если в сценарии присутствуют кровавые драмы и убийства…
 Какие же маски- персонажи комедии дель арте составили ее главную группу: Панталоне, Бригелла, Доктор, Арлекин.  Иногда в других труппах присутствовали Пульчинелла, Скарамучча, Тарталья. Важнейшие отдельные маски- Капитан, Влюбленные, и всегда Дзани-слуги  просцениума, связующее звено между действиями,  образы веселых и жизнерадостных карнавальных буффонов. Служанки Коломбина,  Смеральдина и Фантеска.
    Панталоне, Венецианский купец, скупой и очень богатый. Вечная жертва всяких проделок. В «Старых новеллах»  этот образ фигурирует несчетное количество раз. В итальянской художественной комедии, например, у Макиавелли- он постоянный предмет сатиры.
    Черная мантия-главная принадлежность костюма Доктора. И вообще, черный -это его цвет. Весь его костюм в мрачных черных оттенках. Черная симфония костюма слегка оживляется  большим   белым воротником. Доктор чаще  всего юрист. Он сыплет латинскими цитатами, но перевирает их нещадно. У него в голове все перепуталось: мифология, Цицерон, поэты… Он путает трех Граций с тремя Парками, Ахиллеса с Геркулесом и т.д. В конце концов Арлекин и Коломбина, перед которыми выкладываются такие  плоды учености  почтенного Доктора, сначала слушают внимательно, потом обращаются в бегство.
    Бригелла- себе на уме. Он горазд на всякие выдумки . Его девиз: «Даю, чтобы получить взамен». Арлекин не так изворотлив как Бригелла. Он добр и наивен.  Бригеллу актер должен играть так, чтобы вызвать восхищение его ловкостью. Арлекина- чтобы вызвать сочувствие. Кстати иногда Арлекин – это и Труффальдино. Разница в местных и диалектических особенностях.
       Однажды группа актеров шла из Неаполя, возвращаясь с очередной гастроли. На пути им встретился виноградник. Плоды эти всегда веселят сердце и сборщики винограда, особенно женщины были настроены игриво и стали задевать актеров, осыпая их шутками, дразнилками. Актеры разумеется не остались в долгу, так как импровизационные словесные перепалки были их профессиональным  приемом. Работники, конечно не выдержали конкуренции и стали смолкать, но один парень не сдавался и покорил этим актеров. Они спросили его имя и решили пригласить к себе в труппу. Парень согласился. И, примкнув к труппе,  вскоре выдвинулся на одно из первых мест. Звали его Пуччо д, Аньелло. Так в труппе комедии дель арте появился персонаж по имени  Пульчинелла.
     В комедии Микельанджело Буонаротти Младшего «Ярмарка» , в которой выводятся персонажи  комедии дель арте, попавшие в ярмарочную суматоху, есть такие строки: …Смотрите,
              Как Капитан Кордон стоит заносчив,
               Ноги  вперед;  как черные усища
               Закручены свирепо.
     Тарталья по- итальянски значит заика. Актеры придумавшие эту деталь, очевидно, искали новый сатирический прием.   Когда, к примеру, Тарталья изображал судью, разбирательство дела превращалось в фейерверк таких звуков, которые складывались в нечто совершенно несусветное.
     Влюбленные – Беатриче и Флориндо, Клариче и Сильвио, имена могли меняться, суть одна- высокая, лирическая трактовка темы любви, а рядом буффонная, плотская. В интересах интриги за любовь должна была идти борьба. «Бесплодных усилий любви» сценарий не терпел.
    Маски в течение двух столетий  представляли собой галерею современников, живую, яркую.  Народ с удовольствием наблюдал за  приключениями героев, живо реагируя на их ссоры, перепалки, объяснения в любви. И  даже,  хоть писанная комедия  Карло Гольдони и стала крепко в репертуаре театра, маски все равно  продолжали привлекать  и развлекать публику.
     Например, «Женитьба Фигаро» Бомарше , написанная  в 1779 году, через полтора века после зарождения  итальянской комедии масок, пестрит именами персонажей, впрямую отсылающих нас к ней.
    Фантеска – Мирандолина, Доктор, Тарталья- судья, Сюзанна и Фигаро- это и пара влюбленных, но не классическая, а Дзани.
Теперь, что касается шутов.  Венец  образа шута  в пьесе Шекспира «Король Лир»,- тот самый  « Шут у трона короля». Совпадает и по времени- 1606-1607 г.г. Шут от слова шутник, но шутовство считалось уважаемой профессией. Шуты обычно были людьми высокообразованными и интеллигентными. Они постоянно находились при короле, беседовали с ним  и имели право высказывать свои мысли и суждения, а иногда даже давать советы королю. Это если речь идет о «шутах у трона», потому, что были и другие. Любопытная деталь.  У Шекспира  где-то я встретила фразу: «Все  краски мира, кроме желтой».  И что бы это значило? А вот что- желтый  цвет-  цвет дураков. В костюмы красножелтой, пестрой расцветки, наряжали шутов низкого пошиба. Мало того , они носили и колпаки с тремя концами- ослиными ушами и хвостом.  В комедии Шекспира «Двенадцатая ночь» группа шутников разыграла Мальволио, передав ему  якобы просьбу графини Оливии прийти к ней на свидание в желтых подвязках…
    В заключение хочу сказать,  для того чтобы современный актер смог проникнуть в мир  далекого прошлого надо прочувствовать, ощутить специфику  главного принципа итальянской комедии масок… надеть на себя мысленно маску. Сродниться с ней, и тогда получится  « переселиться в чужой восторг»   этих волшебных образов.

как


Рецензии