Размышление о двухэтажности ума

Пора бы мне вплотную размыслить над тем, что же такое человек с его способностью мыслить «двумя этажами ума».
Первый человек – Адам, по слову святых отцов, не имел такой способности – весь его ум целостно был направлен на своего Создателя.
Как у младенца: всё его младенческое естество направляется на мать, так и у сотворённого человека – вся его безгрешная сущность направлялась к Творцу.

Когда же первые люди Адам и Ева совершили отступление от Бога – ум их сразу же раздвоился на добро и зло:
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
Бытие, глава 3
Ум человека, согрешившего непослушанием, приобрёл именно ту особенность – раздваиваться и мыслить мозгом (рассудком) и мыслить разумом (умом души).
За века и годы отступления от Творца в человеке плотское и душевное начало так тесно переплелись между собой, что теперь нужно проявлять немало сил и старания чаду Божию, чтобы привести свой ум в целостность – единство.

Постоянной молитвой он стремится душой к Господу; очищает свой ум от страстей и Бог помогает ему в этом, особенно когда человек проявляет сознательность и постоянство в сих трудах.
Лень умственная поощряется духовными врагами человека: они всячески подстрекают чад Божиих на различные умственные забавы и отвлечения суетой.
Отпавшие от Творца ангелы превратились в бесов, а, не имея плоти, каковую имеет человек, они для него невидимы. Демонам это на руку, дабы творить различные козни несчастному юдольнику – человеку.

Наверное, немногие из людей приходят к той изначальной способности, которую имели Адам и Ева до грехопадения – к своей цельности. Нам остаётся только приобретать навык в постоянной молитве, чтобы тот мозговой «базар» который устраивается духами зла в наших умах – стихал и исчезал совсем. Ведь через этот внушаемый мысленный базар создаётся хаос противоречий в человеческом естестве и пока в человеке первенствует мозг – до тех пор бесам легко внушать ему свои лукавства…

Характерны такие возникающие вопросы к нашим священникам:
«Обьясните, пожалуйста, вот бывает, чего-то очень боишься, лезут в голову мысли о плохом, ты вроде пытаешься их отогнать, но они настойчиво к тебе возвращаются и ты волей-неволей принимаешь их, развиваешь, как ты поступишь, если это случится, потом очнувшись опять отгоняешь эти мысли от себя, думаешь – бред, со мной не может такого произойти. Какое-то время все тихо, потом заново мысли, страх, и опять по кругу…

Ответ отца Олега Моленко:
Согласно опыту святых отцов, существует только четыре источника наших помышлений: 1 - от Бога, 2 - от Ангела Хранителя или посланника от Бога, 3 - от своего падшего естества, 4 - от падших ангелов - демонов. По направлению эти источники можно свести к двум противоположным: от Бога и от бесов.
Помышления от Бога приносят в душу умиротворенность, ясность, разрешение существовавшей проблемы, перемену мучительного состояния на покойное, научение спасительному, полезное указание, укрепление в вере, утверждение в надежде, усовершенствование в любви, внушение благоговейного страха пред Богом, привлечение к смиренномудрию, осознание греховности, ненависть ко греху, решимость твердо противостоять греху и бороться со страстями, расположение к молитве и деланию добродетелей, возрастание упования на Бога и стремления к Богу и т.п.
Помышления от бесов приносят в душу смятение, лишение мира, неуверенность, маловерие, смущение, сомнения, уныние, отчаяние, подавленность от грехов, безнадежие, зависть, ненависть, чувство мести, озлобленность, раздражение, гнев на людей, недовольство обстоятельствами, похоть, пристрастие к земному, возгорание какой-либо страсти, богозабвение, богохульство, ропот, упование на себя или другого человека, самодовольство, превозношение, горделивое осуждение других людей, ложное чувство собственной значимости и правоты с желанием подчинить ему других людей, обиду на других, навязчивые мысли о плохом, о том что Бог оставил и не поможет и т.п.
Внушая подобные греховные помыслы, бесы стремятся остаться незаметными, внушая, что эти помышления происходят от самого человека, а иногда – от Ангела или от Бога. Но смущение души и мучительное состояние, включая состояние животного или безпричинного страха и безпокойства, выдает демонов с головой.
Демоны внимательно наблюдают, как человек относится к их внушениям. Если человек принимает их, собеседует с ними и услаждается ими, то они радуются согрешению и погибели человека. От этого они получают над человеком, принимающим их помыслы, все большую и большую власть. При этом человек соразмерно лишается помощи и защиты со стороны Бога. При таком положении случается, что бесы пытаются исполнить внушенные ими опасения или плохие картины, которыми они пугали человека. Делают они это с целью закрепления доверия к их внушениям…»

Сентябрь, 2023


Рецензии