муслим магомаев народный артист ссср

я не автор          Стихи.руАвторы Произведения Рецензии Поиск Магазин О портале Ваша страница Кабинет автора 1 сообщение
 Муслим Магомаев - Народный артист СССР
Муслим Магомаев - Народный артист СССР
Али Албанви
Муслим Магомедович Магомаев (1942–2008) — лезгинский, советский, и российский эстрадный и оперный певец (баритон), актёр, композитор. Заслуженный артист Азербайджанской ССР (1964). Народный артист Азербайджанской ССР (1971) — за большие заслуги в развитии искусства. Народный артист СССР (1973) — за большие достижения в развитии советского музыкального искусства. Заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР.


Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в г. Баку. Его отец — лезгин Магомед Магомаев (1916–1945), театральный художник, погиб на фронте за 15 дней до Победы, мать — Айшет Магомаева (1921–2003), драматическая актриса, сталинская стипендиатка. Дед по отцу — Абдул-Муслим Магомаев, композитор, чьё имя носит Азербайджанская государственная филармония. О происхождении матери, Айшет Ахмедовны, Муслим Магомаев писал, что она родилась в Майкопе, её отец по национальности был турком, а мать наполовину адыгейкой, наполовину русской. О происхождении отца он говорил, что мать его была татаркой (его бабушка Багдагуль-Джамал была родной сестрой Али и Ханафи Терегуловых).


В интервью украинскому журналисту Дмитрию Гордону в 2007 году, пусть и с небольшими оговорками, Муслим Магомаев подтвердил своё лезгинское происхождение по отцу, и при этом начисто отверг чеченскую и азербайджанскую составляющую свой крови. В частности, на реплику ведущего:


Дмитрий Гордон: Говоря об интернационализме не многие наверняка знают, думают, что вы азербайджанец чистокровный, не многие знают, что отец у Вас ЛЕЗГИН, а мать смещение трёх кровей — турецкая, адыгейская и русская...


Муслим Магомаев: ...а бабушка татарка.


Дмитрий Гордон: Ой!


Муслим Магомаев: К тому же еще! Поэтому у меня столько смешанных кровей. К тому же еще и неизвестно, а может мой отец и не азербайджанец. Согласно семейной легенде, его деда — кузнеца Магомеда — несмышленым ребенком выкрал знаменитый Шамиль, который скакал по горам и считал, что проблемы Кавказа можно решить, только перемешав его многочисленные народы. Для этого он брал малых детей и перевозил из одного селения в другое. Мой прадед в результате оказался в Грозном, а откуда его привезли, остается загадкой.


Дмитрий Гордон: В свое время я много общался с Махмудом Эсамбаевым, которого мог слушать часами. Он был замечательным человеком, великолепным рассказчиком, но однажды, я знаю, вы с ним жутко поссорились. На какой, если не секрет, почве?


Муслим Магомаев: Да все на той же! В Кремлевском Дворце съездов шел правительственный концерт, посвященный какой-то очередной годовщине, и вот смотрю, перед выходом на сцену, там, где гримуборная и разминаются балерины, стоит Махмуд, что-то увлеченно рассказывает, а вокруг толпится куча народа. Увидел меня и обрадовался: «А вот и Муслим. Скажи, кто ты по национальности?». Я в ответ: «Азербайджанец», и все хором: «Во-о-от!». Он вспылил: «Ты не гордишься тем, что чеченец?». — «Хм, а с чего ты это взял? — спрашиваю. — Разве ты знаешь, откуда мой прадед, где его корни? Это, во-первых, а во-вторых, уж прости, бабушка у меня — татарка, у мамы Бог знает сколько кровей, так кем мне себя считать? Спасибо Боженьке, — подвел я черту, — что таким создал, поэтому я убежденный интернационалист и нации для меня без разницы».


Муслим Магомаев всегда подчёркивал свою гражданскую принадлежность (имеется в виду место рождения, а не национальность) говорил:


«Азербайджан — мой отец, Россия — моя мать».


Мать, лишившись мужа, выбрала театральную карьеру, уехав в Вышний Волочёк, затем в Мурманск, где работала в областном драматическом театре и снова вышла замуж. По матери у Муслима есть брат Юрий и сестра Татьяна. После войны Муслим рос в семье дяди, старшего брата отца Джамала Муслимовича Магомаева, заместителя Председателя Совета Министров Азербайджана. Учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории (ныне средняя специальная музыкальная школа им. Бюльбюля) по классу фортепиано и композиции. Талантливого ученика приметил профессор консерватории, виолончелист Владимир Аншелевич, который стал давать ему уроки. Аншелевич не ставил голос, а показывал, как его филировать. Опыт, приобретённый на занятиях с профессором-виолончелистом, потом пришёлся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в «Севильском цирюльнике». Так как в школе не было вокального отделения, Муслим в 1956 году был принят в Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы, учился у преподавателя Александра Милованова и его многолетнего концертмейстера Тамары Кретинген (окончил в 1959 году). По признанию самого Магомаева, в школе он был исключён из пионеров и не вступал в комсомол.


Первое его выступление состоялось в г. Баку, в Доме культуры бакинских моряков, куда пятнадцатилетний Муслим пошёл втайне от семьи. В семье были против его ранних выступлений из-за риска потерять голос. Однако он сам решил, что его голос уже сформировался и потеря ему не грозит. В 1961 году дебютировал в профессиональном Ансамбле песни и пляски Закавказского военного округа. В 1962 году стал лауреатом VIII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки за исполнение песни «Бухенвальдский набат». Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства 26 марта 1963 года. Его первый сольный концерт состоялся 10 ноября 1963 года в Концертном зале им. П. Чайковского.В 1963 году стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжал выступать на концертной эстраде. В 1964–1965 годах стажировался в миланском театре «Ла Скала» (Италия).

В 1960-е годы выступал в крупнейших городах Советского Союза, в спектаклях «Тоска» Дж. Пуччини и «Севильский цирюльник» Дж. Россини (среди партнёров — Мария Биешу). Предложение перейти в труппу Большого театра не принял, не желая ограничивать себя рамками оперных спектаклей. В 1966 году представлял СССР на 2-м Международном конкурсе эстрадной песни стран Интервидения «Золотой ключ» в Братиславе (Чехословакия). В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли певца в театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Брюно Кокатрикс предложил ему контракт на год, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьёз рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что он должен выступать на правительственных концертах.


В 1969 году на Международном фестивале в Сопоте певец получил I премию, а в Каннах в 1969 и 1970 годах на Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий (MIDEM) — «Золотой диск», за многомиллионные тиражи грампластинок. В 1973 году, в возрасте 31 года, получил звание Народный артист СССР, последовавшее за званием Народного артиста Азербайджанской ССР (29.04.1971). В этом же году он принял участие в озвучке мультфильма «По следам бременских музыкантов», исполнив партии Трубадура, Сыщика и Атаманши, сменив Олега Анофриева, озвучившего первую часть мультфильма. В 1974 году представлял СССР на престижном международном фестивале Tokyo Music Festival в Японии. С 1975 по 1989 год был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР. В 1960-е и 1970-е годы популярность певца в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. Гастролировал за рубежом.


В концертном репертуаре певца было более 600 произведений (арии, романсы, песни). Он автор более 20 песен, музыки к спектаклям, мюзиклам и кинофильмам. Также был автором и ведущим цикла телепередач о жизни и творчестве звёзд мировой оперной и эстрадной сцены, в том числе — американского певца Марио Ланца, написал книгу о нём. Последние годы жизни он прожил в Москве, отказываясь от концертных выступлений. Занимался живописью, вёл переписку с поклонниками через свой веб-сайт. По поводу прекращения выступлений говорил: «Каждому голосу, каждому таланту Бог определил определённое время, и перешагивать его не нужно», хотя с голосом проблем не было никогда. Одной из последних его песен стала песня «Прощай, Баку» на стихи Сергея Есенина, записанная в марте 2007 года.

Муслим Магомаев скончался 25 октября 2008 года на 67-м году жизни в Москве от ишемической болезни сердца на руках у своей супруги Тамары Синявской. Соболезнования по поводу кончины артиста высказали государственные деятели России, Азербайджана, Украины, Белоруссии, многие известные деятели культуры и искусства, которые близко знали певца и работали вместе с ним. 28 октября 2008 года в концертном зале имени П. Чайковского прошло прощание с певцом, в тот же день гроб с его телом был доставлен спецавиарейсом в столицу Азербайджана. 29 октября 2008 года церемония прощания прошла в Азербайджанской государственной филармонии им. М. Магомаева в Баку, после чего он был похоронен по мусульманским канонам на Аллее почётного захоронения рядом со своим дедом — известным советским композитором, дирижёром Муслимом Магомедовичем Магомаевым. Проститься с Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с телом покойного вынесли под звуки написанной и исполненной им песни «Азербайджан». В траурной процессии принимали участие президент страны Ильхам Алиев, вдова певца Тамара Синявская и его дочь Марина, прилетевшая из США.


Первая жена — Офелия Велиева (1960—1963 годы) (род. 1940), была однокурсницей по Бакинскому музыкальному училищу. От этого брака у Магомаева есть дочь — Марина (род. 1963). Отец Офелии, Шамсаддин Вели оглы Велиев, учёный-химик, работал в Академии наук. Марина живёт в США, в Цинциннати, вместе с семьёй — мужем Аликом (Александром) Козловским, сыном близкого друга Магомаева поэта Геннадия Козловского, и сыном Алленом Максвеллом.


Вторая жена — Тамара Ильинична Синявская (род. 1943), оперная певица (меццо-сопрано), многолетняя солистка Большого театра, народная артистка СССР (1982). Их роман начался в Баку осенью 1972 года, поженились 19 декабря 1974 года в Москве. Регистрацию брака двух оперных исполнителей организовал художник Таир Салахов.


Автор: ‘Али Албанви

На фото: Муслим Магомедович Магомаев.


Литература


1. Муслим Магомаев. «В гостях у Дмитрия Гордона». 2/2 (2007) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/WjvS9, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.08.2021). — Яз. рус.

2. Муслим Магомаев: «Милиция меня до сих пор узнает, а вот сам себя в зеркале — увы, не всегда» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gordon.com.ua/tv/m-magomaev/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.08.2021). — Яз. рус.


© Copyright: Али Албанви, 2021
Свидетельство о публикации №221081601396


Рецензии