Бурлаки на Волге И. Е. Репина

           "Бурлаки на Волге" И. Е. Репина
      

                Введение

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова – это поэтический эпос. «Бурлаки на Волге» (1870—1873) И.Е. Репина – это эпос русской живописи. Однако чтобы прочитать этот эпос не только глазами, но и сердцем нужно знать его художественный язык. В этой небольшой статье делается попытка понять символический язык великого русского художника и проникнуть в смысл его произведения. 

             Образ русского народа

Картина выражает великое терпение народа, с которым он в течение многих столетий беспрекословно «тянул лямку» непосильного труда. У этой картины сама собой напрашивается мысль: как эти бурлаки упорно тянут за собой против течения тяжёлую барку, так же  простые русские мужики, напрягая все свои силы, каждый раз вытягивают свою родину из самых сложных ситуаций, в которые она попадает. (Над баркой развивается флаг торгового флота России, впервые отмеченный в этом качестве в 1705 году, идентичный с современным российским триколором.) Причём порядок цветов на нём обратный: флаг на мачте возможно перевернул ветер, или его неправильно повесили. На корме барки виднеется какая-то надпись, первое слово которого, похоже, "Богъ".

Лица бурлаков выражают незаурядность каждого их них. Благодаря этому художнику удалось создать на фоне Волги собирательный образ народа всего лишь  в нескольких лицах. Впереди "нижегородский борец" и поп-растрига Канин  - сила и ум народа. Однако ведёт за собой бурлаков тот, кто смотрит вперёд (Канин)  "...Что все истории и все романы перед этой фигурой!" (И.Е. Репин). Борец, хотя и впереди, но склонил свою голову к нему, как к главному. То есть сила народа подчиняется уму. В двух первых бурлаках есть что-то от Минина и Пожарского, от Достоевского и Толстого, от Платона Каратаева и Тихона Щербатого.

Позади них долговязый бурлак с трубкой флегматично покорился своей судьбе. Он не напрягает все свои силы, как два коренника.

"Илька-моряк", вызывающе смотрящий на нас, выражает нарождающийся протест. Он ближе всех ко зрителю и является предупреждением: терпение народа не бесконечно.

Задумавшийся о своей судьбе подросток с крестом на груди  символизирует на картине молодое поколение. Кажется, что, подняв голову, он  обращается на картине к Богу, как бы спрашивая Его по какому пути ему идти: последовать примеру коренников, моряка или покорившегося своей судьбе. Слева от него бурлак воплощающий болезнь, а слева - старость. Так что в этой тройке символически представлена вся недолгая жизнь русского человека из народа. Позади них угадываются представители других национальностей: татарин и грек.

Не только бурлаки, но и рулевой на барке изо всех своих сил налёг на массивный руль, чтобы корабль не подошёл слишком близко к берегу и не сел на мель.


                Символика исторического пути русского народа

Перед нами символически представлен русский народ в его историческом движении. Он идёт против течения и тянет за собой всю державу. Ему помогают другие народы в этой связке. Что же представляет собой течение, против которого мужики тянут Россию как огромную барку? Всемирное служение мамоне* .

Этот народ презирают, называют "пьяницей", "мракобесом" и "нищебродом", а он в "отрепьях" и "лаптях" продолжает свой тяжёлый путь. Пока "бурлаки" упорно тянут  за собой Россию, дух народа не подчинится власти денег и не погибнет в общем отступничестве от христианских ценностей. Крестик на груди отрока (Ларьки) подчёркивает смысл этого движения. Да и Канин как никак был когда-то священником. Эта идея на картине выражена не навязчиво. Зрителю даётся возможность самому догадаться, более того определить своё место среди героев Репина или  оспорить эту идею.

----------
* Мамона в библии это  имение, богатство, земные блага.


                Волга - символ Росии

Волга на картине (в её почти трёхметровом развороте) это символ необъятной России и её истории. Колорит пейзажа уникален: жёлтый цвет песчаного берега с элементами охры мягко переходит в бледно-голубые воды реки, на мелководье отливающие лёгкой желтизной, а они в свою очередь в бледно-сиреневое небо. Благодаря этим мягким пастельным тонам, плавно переходящим друг в друга, создаётся впечатление разлитого повсюду зноя. Блестящие полоски воды в воздушном мареве мягко светятся, не слепя глаз. Это просто какой-то русский Нил! Cправа на песчаном берегу образовалось небольшое углубление, заполненное речной водой. Мачта барки отражается не только в реке, но и в этом мелком бочажке, что ещё больше создаёт впечатление взаимопроникновения  реки и берега, незаметного перехода одного в другое. Благодаря этому художественному приёму возникает ощущение, что  пространство картины и пространство зрителя тоже перетекают друг в друга. Так что при внимательном рассмотрении сам не замечаешь как растворяешься в этих водах. Сама собой приходит мысль, что песня "Из далека долго течёт река Волга" родилась именно из этого речного пейзажа. Глубина пейзажа на горизонте представляет это самое "издалека". Воображение зрителя уходит вдаль по руслу реки на сотни и сотни километров. И как завет самой России-матушки в душе отзываются слова песни, написанные через 90 лет  после создания картины:

     Сказала мать: "Бывает все, сынок,
     Быть может, ты устанешь от дорог,-
     Когда придешь домой в конце пути,
     Свои ладони в Волгу опусти".

        (Лев Ошанин, 1962)


                Итог

Герои картины изображены почти на одной линии на фоне реки и неба, как на барельефе, порождённом величественным пейзажем. На фоне этого зноя, который буквально размаривает зрителя, работа бурлаков кажется особенно тяжёлой. В этом "барельефе" есть что-то героическое: какая-то былинная твёрдость и упорство. И ты приходишь сюда, чтобы почерпнуть их у этой картины. Благодаря редкому мастерству художника эта картина  широко и объёмно раскрывает то, что было только намечено в  некрасовских стихах:

       "Выдь на Волгу: чей стон раздается
       Над великою русской рекой?
       Этот стон у нас песней зовется —
       То бурлаки идут бечевой!.."

      ("Размышления у парадного подъезда" 1858)

То есть она придаёт некрасовскому образу бурлаков величественный эпический размах и глубокий историко-философский смысл.


Рецензии