Игра Этюды. Богатство

http://proza.ru/2023/09/11/96
Этюд № 6  «Радость»

Про денежную реформу 1961 я знаю не понаслышке, я хорошо помню то время, мне было уже 10 лет. Правда, моих родителей слухи о реформе (вернее, о том, как она будет проходить), которые гуляли в народе с конца 60-го года, волновали мало: лишних денег не было, жили от зарплаты до зарплаты. Ну, реформа и реформа, три месяца можно будет ещё старыми деньгами расплачиваться, сколько их там у нас - ерунда, и менять ничего не придется. А зарплату в январе выдадут уже новыми, 100 рублей вместо тысячи, и цены тоже в 10 раз уменьшатся.

Мама поминала ещё реформу 1947 года: вот ужас-то был, деньги надо было поменять в течение недели, обменных пунктов было мало, стояли в очередях и днём, и ночью. Не успел поменять - всё, считай, деньги сгорели. А ведь зима была, холодно... Она была из всех окружающих самая молодая, стояла за всех: за свекровь, за её подруг и родственников. Те периодически наведывались, давали маме сбегать куда-то погреться, но основная-то нагрузка пришлась на неё, она потом чуть не месяц от бронхита не могла избавиться. По сравнению с реформой 1947 года денежная реформа 1961 года была как пуховая перина против тюфяка, набитого камнями.

Поэтому когда в газетах опубликовали условия обмена старых денег на новые и выяснилось, что старые монеты номиналом 1, 2, 3 копейки остаются в обращении, мы все были приятно удивлены. Особенно я: у меня была копилка, в неё течение года все кидали монетки, основную долю которых как раз и составляли эти совсем мелкие. Открывали копилку - запечатанную жестяную банку с прорезью - в январе, на мой день рождения. Там набиралось 10-12 рублей (около рубля по новому), родители обычно ещё добавляли мне сколько-то и покупали подарок.

В этот раз дня рождения ждать не стали, копилку открыли сразу. Монеты номиналом 5, 10, 15, 20 копеек отложили в сторону: набралось около четырех рублей, т.е. 40 копеек по-новому. Посчитали остаток, оказалось - больше шести рублей, вместе с отложенными сорока копейками - аж 7 рублей новыми деньгами! Это по-старому - семьдесят! Никогда в жизни я таких громадных денег в руках не держала: мне давали 3 рубля в неделю на карманные расходы и ещё отдельно - рубль на кино. А тут - семьдесят! Шутка ли!

- Забери их все, — сказала мама. - Купишь на них, что захочешь. Ты уже большая девочка, можешь распорядиться этими деньгами по своему усмотрению.

- А подарок на день рождения? - спросила я.

- Подарок мы тебе уже купили, получишь в день рождения, ждать немного осталось, — ответила мама.

Сказать, что я была счастлива - это не сказать ничего. Моё сердце пело от радости, радость рвалась наружу, как пузырьки из бутылки с газировкой, кружила голову. Мне надо было с кем-то поделиться ею.

В соседнем доме жила моя одноклассница. Я пошла к ней. Рассказала "денежную" историю.

- Здорово! - восхитилась Светка. - И что ты купишь на эти деньги?

- Не знаю, я ещё не решила. Я буду, наверно, понемногу тратить, чтобы на подольше хватило.

- Так неинтересно, — сказала Светка. - Понемногу тебе и так дают. Надо купить что-то дорогое на все деньги сразу!

И мы со Светкой пошли "по магазинам". Магазинов поблизости было два: универмаг и продовольственный. Мы обследовали их оба: купить было нечего. В универмаге не было ничего детского, в продовольственном - ничего вкусного. Не было даже мороженого: его привозили раз в неделю из Ленинграда и только в летнее время. Можно было купить каменных ирисок "Золотой ключик", но это было неинтересно, на ириски мне хватало "карманных" денег, которые давала мама. Хотелось шоколада, но его не было. Были шоколадные конфеты с помадкой "Ласточка" и "Радий", которые я не любила.

Радость потихоньку испарялась. Ну, зачем деньги, если на них ничего нельзя купить? И тут я вспомнила: в бакалейном отделе есть грецкие орехи! Мне давно хотелось их попробовать, но мама не соглашалась: они стоили очень дорого, 30 рублей за килограмм.

- Светка, давай купим грецких орехов, — предложила я.

- А ты их уже пробовала?

- Нет.

- И я нет. Ну, что, возьмём немного? Если понравится, купим побольше.

Мы купили орехи. Принесли домой. Расколоть не смогли - не знали как. Дождались папу. Папа стал их колоть молотком. Первый орех оказался черным внутри. И второй, и третий...  Нормальными на вид были четыре штуки из десяти. Мы их с опаской попробовали - выяснилось, что они горькие. Пришлось выкинуть все. Они, наверное, несколько лет лежали в магазине и в конце концов испортились.

- Да, не лёгкое это дело - потратить кучу денег, когда не знаешь, чего хочешь, — усмехнулся папа.

- Я знаю, чего хочу. Я же не виновата, что в магазине этого нет.

- Так что ж ты будешь делать со своим богатством?

- Книги куплю. Они точно не портятся.


Рецензии
Хороший выбор вы сделали, Элина! Книги - настоящее богатство!

Мила Стеценко   29.09.2023 22:24     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Мила! Я уже тогда понимала, что библиотека - это, конечно, хорошо, но свои собственные книги - куда лучше!

Элина Плант   29.09.2023 22:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.