Народные представления о развитии ребенка у русски
В годовалом возрасте малыша несли к повитухе и она осуществляла постриг, если длина его волос была более трех сантиметров. Это делалось, чтобы волосы и сам ребенок лучше росли. Крестная мать дарила ему рубашку и поясок. Ребенка одевали в ненадеванную новую рубаху, ставили около печного столба и подпоясывали красным пояском, желая ему быть таким же крепким и благодатным, как печной столб.
В 3 года девочек и мальчиков начинали различать по полу и одевали в разную одежду, имевшую символику половой дифференциации. В 6-7 лет детей окончательно дифференцировали, как представителей мужского и женского пола: девочку приобщали к женскому ремеслу как работницу, а мальчика первый раз сажали на коня.
Принцип связи умственного развития и физического проявлялся очень просто – считалось, что чем лучше развита рука, чем мельче и бисернее работу она способна выполнять, тем лучше соображает голова. Дурак никогда тонкой работы не сделает.
В народе считалось, что познать мир можно только через чувства: не будет никакого проку от ума и мастерства человека если его сердце недоброе, а душа черствая. Поэтому старались разбудить у дитяти душу, чтобы могла она переживать и радость и горе, и тоску и веселье. У ребенка тренировали эмоции лаской и строгостью, мудростью и обрядами, страхами и преодолением страхов.
Первые 2-3 года ребенок усваивал основные стереотипы поведения, это:
– половое поведение;
– благочестивое и хамское поведение;
– поведение, соответствующее различным эмоциональным состояниям.
И еще один принцип – это познание мира через ощупывание, облизывание, высматривание и выслушивание. Иными словами, дитя должно было познать, что если дотронуться до острого – будет больно; подойдешь к краю стола – упадешь и испугаешься или ушибешься и т. п. Малыша учили где опасно, а где нет, не ограничивая его свободу, а лишь наблюдая и оберегая, чтобы ребенок не получил увечья, позволяли ему знакомиться с опасностями, чтобы взрослея и набираясь опыта он мог самостоятельно заботиться о своей жизни и здоровье.
Из этнографических экспедиционных материалов, собранных автором в 1984-1987 годах в Киевской, Днепропетровской, Московской, Тверской, Костромской и Ярославской областях России.
Свидетельство о публикации №223092801418