Как я покупал яхту в Норвегии

                Вступление

       О том, почему я решил купить парусную яхту и переехать туда жить, я когда-нибудь напишу отдельный рассказ. Это будет совсем другая история. Сейчас же я расскажу, как люди становятся владельцами не очень дорогих лодок в Европе, какие трудности и эмоции таит в себе этот путь. Может быть кому-то это будет полезно.

       Моё знакомство с парусом началось более двадцати лет назад с недельного чартера в средиземке. После этого я просто влип в яхтинг, и с тех пор никогда больше не тратил летний отпуск на пляжные отели, экскурсионки и прочие радости массового туризма. Только яхтинг! Только хардкор!

       Пятнадцать лет назад я получил свои первые корочки баребоут шкипера и с тех пор хожу самостоятельно. Мечта о собственной лодке и жизни на ней появилась давно, но всё казалось нереальным. Я часами просматривал предложения о продаже парусных лодок, размышлял и всё время натыкался на вопрос: Как бросить привычный уклад, порядок, комфорт и привычки? Как рискнуть и начать работать удалённо? Как ты будешь чувствовать себя вдали от друзей? Наверное, все задаются такими вопросами, но сейчас не об этом. В общем, я решился.


                Старт

       Для начала я продал машину, моторный катер и старенькую дачу и решил брать лодку в Норвегии. Почему? Там дешевле, во всяком случае мне так показалось. Во-вторых, там лодки частенько принадлежат одному владельцу и не сдаются в чартер. В-третьих, норвежцы, как потом и вправду оказалось – образцовые хозяева лодок.

       Сначала я постарался разобраться с технологией приобретения парусного судна. Интернет говорил, что всё просто:

1. Выбор региона покупки
2. Мониторинг предложений на яхтенных сайтах. Выбор нескольких вариантов
3. Предварительный созвон с продавцами и определение дат просмотров
4. Выезд на место, вояж по предлагаемым лодкам, выбор своей мечты.
5. Заключение контракта, оплата аванса (как правило 10%) Подписанные доки пока остаются у продавца.
6. Проверка технического состояния лодки (сюрвей), ходовые испытания.
7. Оплата остатка, получение оригинала контракта
8. Снятие с регистрации прежним владельцем (у меня это было в виде электронного письма норвежского регистратора)
9. Регистрация лодки под флаг
10. Оформление страховки

       Вроде просто, но есть нюансы. Во-первых – язык. С моим средним уровнем Entermediate соваться в незнакомую страну и неизведанные процессы было страшновато.

       Во-вторых – гражданство. Наличие у тебя красного паспорта отпугивало большинство продавцов, регистраторов под флаг и страховщиков. Причины понятны. Сейчас, опять же, не об этом. Мои первые попытки провести телефонные переговоры с брокерами о покупке на Мальте и в Греции наткнулись на категорический отказ: - «Сорри. С русскими не работаем».

       В-третьих – банки. Перед покупкой я начитался о трудностях при переводе денег в Европу. Местные банки просто не хотели связываться с моими соотечественниками, очевидно боясь попасть под санкции, и россиянам сейчас приходится выкручиваться при помощи кэша, крипты и прочих радостей.

       Требовался помощник, способный решить все эти задачи. Всемирная сеть предлагала несметное количество брокеров. Но все они обычно представляли интересы продавца и решать специфические проблемы покупателей не были готовы. Находились русскоязычные ребята, но они, как правило предлагали, что-то одно – регистрацию флага, сюрвей, обучение… Я же искал того, кто решит всё под ключ.


                Лена

       Наконец, после долгих мытарств, я нашёл такого человека. В Ютубе. Это была Лена. Русскоговорящая украинка крымского происхождения. Живёт в Испании, на собственной лодке с двумя детьми. Влюблена в яхтинг. Смелая. Строит свой бизнес, помогая таким горемыкам, как я. Берётся решать всё, не опасаясь европейских властей, тюрьмы, бандитов и мошенников. Уверен, будет президентом какой-нибудь страны. В будущем. А пока она предложила мне свои услуги. Дорого.

       В первый раз, когда я услышал цену, я был ошарашен. Видя мои сомнения будущий президент предложила мне скидку в 25%, если я оплачу сразу. В голове всплыл кусок тренинга продавцов, где мы разбирали виды стимулирующих скидок. По-моему, это называлось – скидка за принятие решения. В ответ я напряг мозг и вспомнил один из десяти заповедей при покупке: – «Не покупай под давлением», и отказался.

       Зря. На рынке всё равно никого другого не было. Наверное, я плохо искал. Когда я обратился к Лене месяц спустя, цена увеличилась на 40%. Её посты и ролики в Ютубе набирали обороты, и она казалась уже настоящим воротилой яхтенного бизнеса. Судя по её словам на неё работало десятки специалистов по всей Европе. Я согласился. Хорошо, хоть договорился разбить работу и оплаты на пять этапов. Ну, что. Оплатил первый. Понеслось!

       Кроме подбора лодок и ведения переговоров с продавцами, Лена предлагала дополнительный формат – дистанционный просмотр яхт, видео сеансы с владельцами и много чего интересного. Меня это устраивало. Работа закипела. Она договаривалась по телефону, её представитель выезжал на место и проводил первичный осмотр лодки, делал запись видео или проводил видеоконференцию. Техника, блин…

       Через пару недель после старта я, наконец выбрал лодку. Бавария-42 2005 года, недалеко от Осло. Как договаривались, оплатил вторую часть контракта, и даже попросил сделать сюрвей, Получив отчёт на норвежском языке, увидел, что стоимость этих работ составила 870 евро. Нехило пару ребят заработали за день. Ну ладно, это входило в стоимость второго этапа.

       Позже отчёт перевели на английский, и с трудом разобравшись, я понял, что он касался только состояния риггинга (мачта, ванты, штаги, фалы…). Проверкой корпуса, двигателя и прочего оборудования никто не занимался. Моя ошибка – подумал я – надо было сразу всё подробно описать. Из отчёта следовало, что стоячий такелаж сюрвейеры рекомендуют поменять. Уверенности поубавилось. Я продолжил смотреть варианты. Но не всё шло гладко.


                Трудности дистанционного подбора

       Первым делом, некоторые лодки оказывались уже проданы. Яхт в Норвегии очень много, но хорошие экземпляры по разумной цене разлетались, как горячие пирожки.

       Во-вторых, часть владельцев отказывалось продавать лодки русским. Они объясняли, что есть какой-то закон (которого никто в глаза не видел), запрещающий продавать россиянам. Для таких случаев Лена предлагала решение – продажа через норвежского посредника, который делал вид, что слыхом не слыхивал про этот закон и с удовольствием «съедал» три – пять процентов от суммы сделки, плюс комиссии на дополнительный трансфер денег. Поэтому, сходу покупать через неизвестного человека я отказался.

       Но, самое главное я понял для себя, что дистанционная покупка таких вещей, как яхта – полная хрень. Во всяком случае лично для меня. Все эти видео просмотры и отчёты дорогущих сюрвейеров вызывали сомнения. Когда я это осознал, я сдал квартиру в аренду, пристроил кота и вылетел в Норвегию. Предварительно договорился с Леной, что её человек мне поможет на месте провести переговоры и повозит посмотреть лодки.


                Андрей

       Этим человеком был Андрей, крепкий симпатичный парень, уехавший из Украины лет десять назад, который оказался никаким ни сотрудником Лены, а раскручивал собственный бизнес под названием «Help to buy yacht», помогающий таким, как я покупать лодки. Блин, где он был месяц назад?!

       Он встретил меня в аэропорту Бергена на стареньком Гольфе, с отвалившимся глушителем, который ревел, как гоночный Феррари. Машину он купил по случаю, за 500$, но чтобы починить глушак в Норвегии – очередь месяц. В стране, помешаной на экологии, где подавляющее большинство авто - бесшумные электромобили, всю последующую неделю мы были на пике внимания окружающих водителей, пешеходов и полиции. Багажник и заднее сидение его авто с трудом вместило мою сумку. Всё было забито инструментом и запчастями для яхт.

       Время непростое, поэтому вопрос возможных политических разногласий прояснили сразу. Определив, что мы из одного окопа тему закрыли.
 
       Я ещё не забронил гостиницу и Андрей гостеприимно пригласил меня переночевать на яхте, которую он купил за очень небольшие деньги и собирался после наведения порядка продать за хорошую цену. Яхта оказалось древним Colin Archer с армоцементным корпусом, на мой взгляд в состоянии почти полного раздобайства. Пришлось даже заехать в соседний магаз, купить подушку и спальник.

       После пары коктейлей и паручасового трёпа мы разбрелись по каютам. За окном лил дождь, иллюминатор над моей койкой немного протекал. Я отодвигался от падающих сверху капель, укутавшись в тёплый спальник закрывал глаза и улыбался. Это было настоящее счастье.


                Норвегия

       За четыре дня мы проехали Из Бергена до Осло, посмотрели пять лодок. Первая лодка была в Ставангере. Это была сорокадвухфутовая Бавария с 19 летним стажем и одним хозяином. Мне она сразу понравилась, хотя не хватало части оборудования. Ещё немаловажный фактор, владелец сразу согласился на прямую продажу человеку с русским паспортом.

       Приехать на место - это было правильное решение. Та лодка, на которую я изначально запал ещё будучи в России, при личном осмотре оказалась не так хороша, как её конкуренты. Я сразу простился с потраченными на сюрвей деньгами. Остальные лодки тоже были в проигрыше первой, и мы вернулись в Ставангер, сменив за время поездки четыре гостиницы.

       Жильё в Норвегии стоит как чугунный мост. Впрочем, как и еда и всё остальное, за исключением подержаных лодок и стоимости стоянки в маринах. Это, наверное, потому, что лодки здесь есть практически у каждого. Большие или маленькие, одна или несколько.

       Обрадовали владельца своим выбором, выторговав установку радара и АИСа за ту же стоимость. Подписали контракт. Ханс – владелец яхты любезно разрешил мне пожить на его лодке, пока мы оформляем документы и проводим платежи. Пожав Андрею руку, расплатился за его услуги (по очень резонным ставкам) и он с рёвом укатил по делам в Берген.

       Обрадовал Лену, которая тут же попросила оплатить третью часть своих услуг – контракт был уже подписан, оставалось только самая малость - перечислить деньги. Я оплатил. Всё-таки, у неё в этот день был день рождения.


                Платежи

       Я подготовился к покупке заранее, сделав две зарубежные карты – грузинскую и казахскую, постепенно сакоммулировав там денежные средства в американской валюте. Сразу после подписания контракта сделал пробный перевод 500 долларов на карту Ханса, который он получил через секунду. Ничего не предвещало беды.

       У казахского банка Фридом две возможности перевода денег зарубеж:

1. С карты на карту. Комиссия 1%.  Ограничения: Только в теньге, не более 5 000$ за операцию, не более 20 000$ в день, не более 50 000$ в неделю.

2. СВИФТ. Комиссия 0,5%. Ограничения: Не менее 50 000$. Может занять до семи дней.

       Ханс пожелал получить все деньги сразу и на счёт. Похоже он немного побаивался русских. Ну, это нормально.


                СВИФТ

       Выбрав второй вариант, я отправил запрос на перевод через приложение и, не ожидая быстрого ответа укатил в Хорватию к друзьям пожить на катамаране. Мне надо было там забрать гитару, привезённую с родины. Там же я получил первый ответ из банка от некой Жолдыз: «Подтвердите легальность ваших средств». Я проинформировал владельца об ответе. Ханс спокойно ждал.

       Блин, я же уже отсылал все договоры купли-продажи, декларации о доходах им полгода назад, когда проходил комплайнс. Ну ладно, сделаю это ещё раз. На это ушла вся хорватская неделя. Требовалось всё – договоры, справки с места работы, выписки на получение ЗП, выписки на переводы в казахстан. В итоге, сделав всё я выдохнул, вернулся в Ставангер на лодку, проинформировал владельца и стал ждать ответ. Ханс настороженно ждал.

       Ответ пришел через три дня: «В переводе отказано». Точка. Но почему?!!! Я ещё два дня переписывался с Жолдыз и наконец выяснил причиину – «Яхты находятся в санкционном списке». Ещё два дня я перекапывал все возможные списки, и ничего подобного не найдя я ещё пару дней доблил банк возмущенными запросами.

       Еще через пару дней получил официальный ответ, который вкратце звучит так: «Имеем право отклонить любую операцию, без объяснений причин. Не выпендривайся». Точка.

       Я решил перейти к первому варианту оплаты – с карты на карту, проинформировал владельца. Ханс нехотя согласился получить деньги на карту, озабоченно ждал, но намекнул на наличие у него других покупателей.


                С карты на карту

       На следующий день, сделав два успешных перевода по 4800$ с карты и приободрившись, я после третьей попытки получил ответ: «Операция отклонена. Обратитесь в банк». Оставшуюся часть дня я провёл в переписке с казахами, получая очень вежливые, но абсолютно невразумительные ответы: «Это не мы, это его банк не принимает, Попробуйте меньшую сумму, попробуйте завтра».

       На следующий день позвонил Хансу, описал проблему, попросил заехать в банк и проверить, нет ли там ограничений. Он тут же это сделал и сообщил, что его банк ничего не получал и полностью открыт. Я сказал, что буду пробовать. Ханс сказал, что у меня есть неделя. Многочисленные покупатели настойчиво хотят его лодку. Но он продолжал нервно ждать.

       Не буду описывать ту неделю. Это был ад. Я пробовал и пробовал разными суммами перевести деньги Хансу, потом себе в Грузию, и даже Андрею на карту. В результате несколько переводов прошло: два мне, один Андрею и один Хансу. После этого всё полностью обрубило.

       В перерывах между попытками я связывался с банковскими консультантами и роботами, которые просто бесили меня требованием по двадцать раз предоставить свой ИИН, № паспорта и 4 цифры карты. Мне хотелось всех убить, а роботов раздавить под прессом. Все они были издевательски вежливы. Я выучил манеры и акценты всех банковских служащих. Запомните их имена с этих пор я их ненавижу: Руслан, Фатима, Елназ, Абдулла, Алысбек, Мурат, Алибек, Таисия, Ильяс, Меруерт, Тимур.

       В отчаянии, позвонив своему банковскому специалисту в России, получил совет – снять деньги в банкомате (2% комиссии), а Хансу положить их на счёт.


                Наличка

       На следующее утро двинул в местное отделение SpareBank, где у Ханса был счёт. Позвонил ему, предложил эту идею. Он, назвав меня русской мафией, обречённо пробормотал – Пробуй…

       В отделении было человек десять посетителей, ожидающих очереди к специалистам. Банкомат, к которому я подошёл был почти в центре зала. По-моему, все посетители обратили на меня внимание. Похоже, я не похож на норвежца. Успешно сняв 20 000 крон (максимальную сумму, в переводе около 2 000$), я отошёл от банкомата и позвонил Хансу. «Жди, буду через пару минут» - ответил он.

       Войдя в зал, он взял талончик к специалисту. Судя по номеру, ждать нам нужно было минут двадцать. Я спросил, что мне делать, продолжать снимать деньги? Он кивнул. Ну что ж… Я снял деньги ещё восемь раз. По мере моих действий два моих кармана штанов постепенно набухали, а глаза окружающих посетителей округлялись.

       На восьмой раз уже пошли мелкие купюры, и я исчерпав возможности аппарата победно отошёл от него с оттопыренными карманами. Разговоры в зале прекратились. Все были в шоке и молча уставились на меня. Я действительно, почувствовав себя мафиози, спокойно расположился в кресле рядом с Хансом, подсчитывая в уме, сколько банкоматов мне придется ещё ограбить.

       Нашим банковским консультантом оказалась толстая дородная норвежка. Когда я предъявил ей девять банкоматовских выписок и толстую котлету с купюрами, глаза её тоже округлились. Они с Хансом долго переговаривались на норвежском, она дала мне закрывающийся пакет для моей котлеты и выписок. Замуровав в него деньги мы вышли из банка.

       Ханс сказал, что больше снимать деньги мне не следует. Ему позвонят из службы безопасности и скажут, что нам делать дальше. Я уже представлял, как мы будем объезжать банкоматы Норвегии в сопровождении машин с мигалками и ждал положительного исхода. Напрасно.


                Вне закона

       Ханс позвонил на следующий день и сказал, что деньги от меня он принять не сможет ни в каком виде. Точка. Ранее перечисленные деньги его банк вернёт назад. Я вне закона. Точка. Мне надо либо найти посредника, либо собирать монатки. Я упросил его взять тайм аут и пожить ещё несколько дней у него.

       Если честно, я уже устал бороться за эту лодку. В обед я машинально открыл сайт с предложениями яхт и обнаружил новый вариант в районе Осло. Позвонил Андрею, попросил связаться с владельцем, договориться о встрече.

       Но для начала надо было разобраться, что делать с котлетой наличных. Как минимум надо попробовать обменять кроны на евро. Неожиданно для себя я узнал, что в Норвегию нельзя ввозить больше 2 500 долларов – можно загреметь в тюрьму.

       Приехал на электричке в Ставангер. В обменном пункте компании Форекс девушка мило улыбнулась, занесла мои паспортные данные в свой комп и спросила, какую сумму я хочу обменять. Увидев котлету, она быстро ретировалась в подсобку и стала куда-то звонить. Я не стал дожидаться маски шоу и вышел на улицу, запутывая следы.

       Найдя альтернативный обменный пункт (в Норвегии оказалось всего лишь две компании) попробовал обменять всего 20 000 крон. Получилось, но только один раз. Мне сказали, что у них ограничения по сумме. В общем не буду утомлять читателей, я с трудом обменял всю сумму в Осло, при помощи шапошных знакомых, которых удалось упросить несколько раз сходить в обменник. Котлета с евро оказалась чуть тоньше, но я хотя бы знал, что могу её потратить в Европе.


                Новая лодка

       Нет худа без добра, очутившись в Осло с задачами обмена валюты, я заодно посмотрел новую лодку. Она мне понравилась ещё больше, стоила чуть дешевле, на год новее, и хорошо экипирована. Видно, кто-то сверху, видя мои мытарства сжалился надо мной и показал, какая именно лодка мне нужна.

       Кроме того, хозяин чуть русскоговорящий известный фотограф (про него даже есть статья в википедии), не видел во мне мафию. Он с интересом выслушал историю моих битв и на всякий случай предложил ограничить контракт двумя неделями, в течение которых я должен перевести деньги.

       Мы подписали бумаги и я отправил задаток - 10% со своей грузинской карты через СВИФТ. Деньги пришли сразу! Я понял, что нужно срочно перекачать деньги в Грузию и свифтом оплатить всю сумму сразу. Казахи не имели права тормознуть мои деньги – я переводил себе на счет. Подав заявление на перевод всего остатка, я стал ждать их на грузинском счёте.

       Всё-таки жизнь, это зебра. В этот день у меня началась белая полоса. Я позвонил Хансу, сказал, что битва закончена моим полным разгромом. В качестве репараций я предложил ему оставить себе ранее перечисленные деньги (около 1800 евро), я всё-таки прожил на его лодке 18 дней. Как оказалось, многочисленные покупатели его лодки куда-то растворились.

       Джонас, так звали нового владельца не разрешил мне жить на его лодке до полной оплаты и мне пришлось уехать к дочери в Париж. Нет худа без добра, я наконец то увидел внуков! Кроме того, настроение поднялось, когда я узнал, что вернулись деньги от Ханса на грузинскую карту. Я их тут же отправил заявку на оплату новой лодки и стал ждать прихода основной суммы от казахов.


                Грузины

       На этом белая полоса закончилась. На следующий день пришёл запрос из Грузии, мол что это за деньги, идущие к ним из Норвегии и Казахстана? И какие у меня планы их использования. Я сутки готовил развёрнутый ответ на английском (спасибо Ирине из Новосибирска – моему преподу в SkyEng), отправил его и стал ждать, надеясь, что грузины лучше казахов.

       Напрасно. Через пару дней получаю ушат на голову: Верховным банковским решением они возвращают казахский перевод обратно. Мой счет будет заблокирован через пару дней, я обязан забрать остаток куда-нибудь себе в другой банк, либо снять наличными. Я вне закона. Точка.

       Раздавленный морально, я с трудом добился перевода норвежских денег к себе на счёт во Фридом. К четвергу основная сумма вернулась на казахский счёт, остаток так и завис в между Грузией и Казахстаном, где-то над Каспием, перевод почему-то не прошел. Карта перестала работать.

       Всё это смазывало впечатление от общения с семьёй. Я был похож на барахтающегося утопающего, тщетно раз за разом пытаясь перечислить небольшие суммы с казахской карты. Ничего не помогало. До пятницы. Это был день окончания контракта.


                Белая полоса

       Наверху точно кто-то есть, потому, что в пятницу что-то произошло. У меня неожиданно прямо с утра прошли все четыре разрешённых платежа. Я перечислил 20% стоимости! Обрадованный Джонас прислал смску о получении.

       На всякий случай попробовал сделать ещё один, сверх разрешённого лимита, и он снова прошёл! Там в банке очевидно что-то сломалось. Я сидел и раз за разом делал небольшие переводы, каждый раз получая от Джонаса подтверждения.

       В результате я перевёл ему все необходимые деньги. Битва закончена! Я на радостях вышел на улицу и не знаю зачем, проходя мимо банкомата, сунул заблокированную грузинскую карту ему в пасть и попросил 300 евро. Банкомат, пожужжав для приличия выплюнул требуемую сумму. Я открыл приложение - зависшие деньги снова вернулись на грузинский счёт. Я оплатил мелкую покупку в магазине – карта работала!
 
       Подняв голову, я посмотрел на небо, пытаясь разглядеть того, кто мне помогал. Никого не обнаружив, я всё-таки поблагодарил Его и позвонил Джонасу с известием, что я возвращаюсь в Осло. Лодка моя!

       Сейчас я сижу, пишу эти строки и думаю, что пора оторваться от компа, встать и пойти прикрыть брандер-щит. Вечереет и из кокпита поддувает свежим ветерком. Да, мне осталось только зарегистрироваться, застраховаться и можно в путь! Но это уже другая история…


Рецензии