34. Александр Проханов

И последним, о ком мне хотелось бы написать- это о русском патриоте, редакторе газеты "День" и "Завтра", журналисте, писателе и общественном деятеле Александре Проханове. А отличие от всех замечательных, выдающихся деятелей 20-го столетия, о которых я смогла упомянуть в этой книге, и которые ушли уже в мир иной, Александр Проханов - наш современник. Ему в феврале 2023 года исполнилось 85 лет, но он продолжает занимать активную жизненную позицию, давать интервью, писать статьи и романы. Дай Бог ему здоровья и еще много лет жизни.

Проханов так говорил о себе и своей судьбе: "Я себя ощущаю в этом мире, как разведчик, которого Бог послал на задание. Я должен пройти по всем кругам жизни, испытать рай и ад на земле. Я очень много повидал на своем веку. Я принимал роды, я видел расстрелы в Афганистане, запуски космических кораблей и ядерные взрывы на полигоне. Я испытал боль ревности и счастье любви. Я честно выполняю свое задание и не щажу себя. Я всегда иду туда, где могу приобрести зерна нового опыта. Когда меня не станет, я покажу Богу все эти зерна, потому что никогда не собирал труху и не отсиживался в теплом местечке".

***
Александр Андреевич Проханов родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси. Он – выходец из старинного и знатного рода русских молокан, которых еще Екатерина Великая сослала в Закавказье. Его дед И. С. Проханов – известный религиозный деятель, публицист начала ХХ в. Еще при царизме предки писателя, спасаясь от религиозных гонений, бежали в Закавказье. Родители хотели, чтобы их сын появился на свет в родовом доме, принадлежавшем прадеду Титу Алексеевичу Фефелову и уехали туда перед родами. А через пару недель вернулись обратно в Москву, где жили постоянно, уже с новорожденным сыном.

В столице Александр Проханов учился в школе № 204 на Миуссах. После школы поступил в Московский авиационный институт им. Орджоникидзе, который окончил в 1960 году. Еще в институте начал писать стихи, а затем и прозу. Несколько лет проработал инженером-ракетчиком. Создавал противотанковые снаряды. Уже тогда его жизнь делилась надвое: с одной стороны – увлечение космосом, высокими технологиями, военными операциями; с другой – прекрасное знание русского фольклора, древних русских песен и плачей XVI–XVII вв. Он увлекся путешествиями по русскому Северу, а затем и вообще резко поменял жизнь. Бросил свою любимую оборонку. Уехал работать лесником сначала в Карелию, а затем в Подмосковье. Стал активно печататься в «Литературной газете», в «Сельской молодежи».

В 1967 году в газете «Литературная Россия» был опубликован рассказ Проханова «Свадьба», сыгравший значимую роль в его литературной судьбе. Рассказ увидел Юрий Трифонов, отметивший талант молодого прозаика. Он не только пригласил Проханова на встречу, но и помог ему издать первую книгу — «Иду в путь мой», посвященную русской деревне и ее людям. Книга вышла в 1971 году с предисловием Трифонова, в котором он отметил патриотизм молодого писателя: «Тема России, народа русского для Проханова не дань моде и не выгодное предприятие, а часть души". Друзья и соратники Проханова отмечают одну его важную черту характера - он до конца верен дружбе, не умеет предавать друзей, даже когда расходится с ними во взглядах.

В конце 60-х гг. Александр Проханов стал корреспондентом «Литературной газеты». В 1975 году вышел в свет его первый роман «Кочующая роза», в основу которого легли впечатления писателя от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии. Его журналистская звезда взлетела после очерков с острова Даманский. В 1969 году он стал единственным корреспондентом, оказавшимся в центре российско-китайского конфликта и детально описавшим его в своих репортажах. Его очерки о событиях на Даманском читала вся страна в «Литературной газете».

С той поры на протяжении двух десятков лет именно от «Литературной газеты» Проханов объездил практически все «горячие точки» планеты. Побывал везде, где  хоть в какой-то мере были задействованы советские военные специалисты: в Никарагуа, в Анголе, в Эфиопии, в Кампучии. Увешанный гранатами и автоматом, он переправлялся по рекам Латинской Америки. Перекрашенного в негра, чтобы не засекли вертолетчики, его брали с собой в партизанские рейды в Анголе. Белые заложники ценились обеими сторонами, и поэтому привычна была маскировка. Он не раз ходил с воинскими колоннами через знаменитый перевал Саланг и одним из первых оказался вместе с войсками в освобожденном от полпотовцев Пномпене.

И, наконец, Афганистан, где он пробыл в целом более года. Александр Проханов прошел самыми опасными маршрутами, участвовал в боевых операциях. Афганцы рассказывали о Кандагаре, как Проханов с фотоаппаратом бежал вместе с десантниками в ту самую «зеленку», откуда стреляли, где многих ждала смерть.

В начале 1980-х, появляются в печати его рассказы на афганскую тему — «Седой солдат», «Мусульманская свадьба», «Кандагар». В 1982 году журнал «Роман-газета» опубликовал роман «Дерево в центре Кабула», открывший афганский цикл в отечественной литературе. Извилистые перипетии афганской революции излагались увлекательно и подробно, взглядом очевидца. Удивительно, но когда к творчеству Проханова обращаются правдивые рецензенты, даже из враждующего лагеря, то наряду с критикой всегда звучит признание его таланта, пусть и сквозь зубы.

Впоследствии в 1980-х писатель еще не раз возвращался к военной тематике — романы «В островах охотник..», «Африканист», «И вот приходит ветер», «Рисунки баталиста» стали событием для любителей военно-политической литературы. Политическая тетралогия, возникшая в результате поездок в Афганистан, Кампучию, Мозамбик, Никарагуа. Горящие сады планеты, горящие сады в душе автора. «У меня одна командировка следует за другой, одна вещь сразу за предыдущей, и все они вопят, кричат – им больно, им некогда. И я не могу ждать. То, что я видел, не может не потрясти человека».

Ремесло военного корреспондента, подзабытое за годы после Великой Отечественной, благодаря Проханову вновь получило почетный статус. Журналистские командировки стали для него бесценным источником литературного материала. Бесстрашие русского солдата, победы русского оружия и величие России стали для него основной темой
Книги Александра Проханова стали выдающимся образцом жанра: яркий, образный язык и напряженный сюжет не отпускают читателя до самого конца.

Вот метод творческой работы Проханова-журналиста: когда он приехал в Чернобыль, он познал это бедствие на трех уровнях. Он летал вместе с вертолетчиками, сбрасывавшими песок на реактор. Он прошел с шахтерами по туннелям под реактором. Он вместе с мальчишками-солдатами прошел путь к реактору и по земле. Кто еще из журналистов может рассказать о таком изучении события? И с учетом того, что в Чернобыль Проханов прилетел сразу после возвращения из Никарагуа, где в партизанских джунглях подхватил малярию..

Романы Александра Проханова конца советского периода – это романы-исповеди одного человека о целом мире, это моментальные снимки нашего времени, сфотографированные
честным и объективным художником. Рассказывая о мире, он рассказывает и о себе. Его исповедь перемежается с репортажем. Однако он не позволяет информации, какой насыщены романы, замыкаться на самой себе.

Принят в Союз писателей СССР в 1972 году. С 1985 года – секретарь правления Союза писателей России. С 1989 года на короткий период стал главным редактором журнала «Советская литература». С декабря 1990 года – главный редактор газеты «День». Газета была задумана как орган Союза писателей, еженедельная литературная газета, но в силу надвигающихся событий стала одним из центров русского национального сопротивления.

А в постсоветское время Приднестровье, Чесня, Донбасс. В 90-е годы А. Проханов вместе с журналистами газеты "День" и другом И. Шафаревичем поехали в Приднестровье. Они находились в сырых окопах вместе с казаками, в расположении батальона «Днестр». Он позднее вспоминал: "Мы шли по дамбе Дубоссарской плотины, а с противоположной стороны Днестра смотрели на нас в свои окуляры румынские снайперы".

В Чечню Проханов приезжал несколько раз, об этой войне написана его книга "Чеченский блюз". В 2014 году Проханов едет в Донбасс, где встречается с премьер-министром Донецкой Народной республики Александром Захарченко. Одним из первых Проханов призвал Россию защитить людей Донбасса, приветствовал присоединение Крыма, назвав его «крымским чудом», «венчанием Крыма и России».

***
Главная идея у Александра Проханова – это идея государства. Все его герои – государственники. Вот почему с неизбежностью он разминулся с писателями-шестидесятниками, типа Евтушенко или Вознесенского и почему с еще большей неизбежностью сблизился с традиционалистами-почвенниками, с лидерами деревенской прозы – В. Беловым и В. Распутиным. С разных эстетических сторон они пришли к единому этическому выводу – спасти русский народ ныне и во веки веков может только мощное, созидающее государство. Его можно сравнить с Николаем Гумилевым, который даже сидя в большевистской тюрьме, думал о великой России и приветствовал поход Красной армии на Иран.

Проханов при всей своей идеологичности никогда не вступал в партию. По сути своей он антимарксист. Но его друзья и соратники всегда были уверены в том, что как государственник он верно служил и будет служить государственным интересам России. Таким же он был бы и сто лет назад, служа Государю Императору, таким будет и в будущем, при любой власти – если эта власть будет стремиться к созданию великой России, будет верно служить национальным интересам России – будь то монарх, президент или еще кто. Он не боится ни смешанной экономики, ни предпринимательства, ни народного капитализма, ни государственной собственности. В этом смысле он не идеолог, не политик и больший плюралист, чем все нынешние демократы.

Он романтизировал свое государство, находя в нем место всем народам, всем религиям, всем обычаям. Он уже тогда, в ранние годы творчества был законченным государственником, что применительно к России и русскому народу обязательно обозначает и имперское сознание. Он - за подчинение наднациональным ценностям, отсутствие национального эгоизма в любой форме, что означает отсутствие любых расовых комплексов. Вероятно, что только в случае ликвидации у русских имперского мышления (если такое случится), мы выработаем наконец-то русский национальный эгоизм, ставя интересы своего этноса выше всего остального.

И поэтому распад СССР стал для Проханова огромной трагедией. Впрочем, послушаем его самого: «Распад СССР – это и скорбное расступание земель, и бешенство пучин, это наползающие враждебные континенты, сламывающие хребет Евразии. Будто тектонические могильные створки хотят сомкнуться над шестой частью суши. Мы переживаем геополитическую трагедию. Мы – опрокинутая, побеждаемая, плененная цивилизация, попавшая в петли, раскинутые цивилизацией чужой, совращенная манками, уготовленными над волчьей ямой".

Предчувствую надвигающиеся трагические события, ведущие к развалу СССР,  А.Проханов написал свое знаменитое «Слово к народу», ставшее идеологическим манифестом ГКЧП. Он написал "Слово..", убежденный в правоте всего заявленного. Проханов интуитивно предчувствовал распад страны, деградацию экономики, гибель культуры, эскалацию войн. Жаль, что это слово не было услышано народом. Жаль, что не нашлось умных и сильных государственных лидеров.

Частично текст этого обращения я уже приводила в главе о деревенщиках. А другую часть опубликую здесь:
"Что с нами сделалось, братья?
Почему лукавые и велеречивые властители, умные и хитрые отступники, жадные и богатые стяжатели, издеваясь над нами, глумясь над нашими верованиями, пользуясь нашей наивностью, захватили власть, растаскивают богатства, отнимают у народа дома, заводы и земли, режут на части страну, ссорят нас и морочат, отлучают от прошлого, отстраняют от будущего — обрекают на жалкое прозябание в рабстве и подчинении у всесильных соседей?
Как случилось, что мы на своих оглушающих митингах, в своем раздражении и нетерпении, истосковавшись по переменам, желая для страны процветания, допустили к власти нелюбящих эту страну, раболепствующих перед заморскими покровителями, там за морем, ищущих совета и благословения?
Братья, поздно мы просыпаемся, поздно замечаем беду, когда дом наш уже горит с четырех углов, когда тушить его приходится не водой, а своими слезами и кровью. Неужели допустим вторично за этот век гражданский раздор и войну, снова кинем себя в жестокие, не нами запущенные жернова, где перетрутся кости народа, переломится становой хребет России?
Обращаемся к вам со словами предельной ответственности, обращаемся к представителям всех профессий и сословий, всех идеологий и верований, всех партий и движений, для коих различия наши — ничто перед общей бедой и болью, перед общей любовью к Родине, которую видим единой, неделимой, сплотившей братские народы в могучее государство, без которого нет нам бытия под солнцем.
Очнемся, опомнимся, встанем и стар, и млад за страну.
Скажем «Нет!» губителям и захватчикам.
Положим предел нашему отступлению на последнем рубеже сопротивления.."

"Слово.." было опубликовано 23 июля 1991 года в «Советской России», позднее оно было напечатано в газете "День". Статья появилась за месяц до путча и, по мнению "серого кардинала" перестройки Александра Яковлева, явилось «по сути идеологической программой августовских мятежников».

Под обращением кроме Проханова подписались Юрий Бондарев, Юрий Блохин, Валентин Варенников, Эдуард Володин, Борис Громов, Геннадий Зюганов, Людмила Зыкина, Вячеслав Клыков, Валентин Распутин, Василий Стародубцев, Александр Тизяков. Трое из подписантов – Варенников, Стародубцев и Тизяков – войдут в ГКЧП во время государственного переворота в августе 1991 года.

После провала августовского путча Союз писателей СССР отстранил Проханова от редактирования газеты «День», а письмо было признано «позорным».

О ГКЧП Проханов написал роман «Последний солдат Империи». В начале им был  написан один вариант, в котором он, как и другие патриоты прославлял членов ГКЧП как героев, как людей, пошедших на великие жертвы во имя державы. Это была определенная идеализация последних лидеров советской державы, которую можно было оправдать их страданиями, их содержанием в тюрьме. А. Проханов переписывался с ними, встречался после выхода из тюрьмы. Газета «День» провела торжественный вечер в кинотеатре «Ударник» сразу же после их освобождения в конце 1993 года, и тогда была сделана уникальная историческая фотография всех участников встречи.

Однако позднее Проханов переписал первоначальный вариант романа «Последний солдат Империи», и поразил своих читателей иным, нетрадиционным для патриотов подходом к ГКЧП. Теперь Проханов отзывался о них так: "И все ГКЧПисты, многие из которых были моими друзьями, это люди уходящие. Это не клубни, это ботва. Меня это страшно разочаровало. Тем более, что я был разочарован во всех институтах советских, включая армию, в которой я служил всю свою жизнь и шел с русскими войсками. Эта армия трусливо убежала из Москвы, бросила на произвол свое государство. И госбезопасность, которая, по существу была инициатором перестройки и создала эти ужасные условия. Когда распался Варшавский договор, она объединила Германию, создала народные фронты в СССР и под эгидой Крючкова вошла в ГКЧП и не выполнила свое предназначение. Они не арестовали Ельцина и дали ему возможность влезть на танк и провозгласить свой ельцинизм".

И в последнем варианте романа читатель встречает вместо полулегендарных героев откровенных пораженцев, имевших всю полноту власти, могучую армию, МВД, прекрасные спецслужбы, многочисленный партийный аппарат, и за три дня все пустивших по ветру, слабаков, сдавшихся кучке негодяев, не пожелавших принять последнее сражение, пасть или победить.

***
В лихие 90-е Проханов открыто выступил против Ельцина и его либеральных, губительных реформ. Я хорошо помню это время, вся пресса, радио, телевидение дружно поддерживала Ельцина, а растерянный народ бедствовал и чувствовал себя все хуже. И только прохановская газета "День" и "Советская Россия" отваживались говорить правду и выступали против политики Ельцина и его подельников. Но эти газеты достать было трудно - в обычных киосках они не продавались. Помню, как мы специально ехали к Гостиному Двору в Питере, чтобы достать эти издания. Между колоннами стояла какая-нибудь потрепанная фигурка у наспех сооруженного прилавка и за копейки продавала патриотические газеты.

Нас это не смущало, ведь мы тоже были жертвами лихих 90-х и еле-еле сводили концы с концами. Наш прекрасный, академический НИИ практически развалился, во всяком случае зарплаты сотрудникам выдавать перестали. Выживали, кто как мог, научные сотрудники отправлялись в вояжи в Польшу или Финляндию, а потом стояли у метро и торговали - кто тушенкой, кто сгущенкой. Придя к Гостиному, мы поскорее раскупали эти газеты, пока не подошел ОМОН и не прикрыл нашу патриотическую лавочку. Ведь это была  единственная отдушина! И возможность узнать о текущих событиях из уст единомышленников. И еще с огромной благодарностью вспоминаю я телевизионную программу "60 секунд" А. Невзорова.

Помню, как все мы отчаянно переживали в сентябре-октябре 1993 года, ведь в Москве происходило что-то непонятное, неестественное и абсолютно противозаконное. Я не могла поехать в Москву, тогда моей дочурке было всего несколько месяцев. Но вырвалась к поезду, к моменту отправления в Москву питерцев-добровольцев для защиты Белого дома и передала им все мои сбережения. Конечно, сумма была небольшая, почти все мы тогда нищенствовали, но главным было огромное желание хоть чем-то помочь.

Кровавые октябрьские события 1993 года в Москве стали следствием конституционного кризиса 1992. Итогом противостояния ельцинской команды управленцев и депутатов Верховного совета РФ стали две попытки импичмента Ельцину в парламенте.

Первый раз депутаты попытались отрешить президента от должности в марте 1993 года, второй раз – 21 сентября 1993, тогда депутаты отреагировали импичментом на противозаконный ельцинский указ № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Тогда здание Дома Советов окружила милиция и ОМОН. Вплоть до 2 октября ситуация вокруг Дома Советов накалялась, с конца сентября к Белому дому стекались защитники, и вскоре все перешло в кровопролитие.

"Утром я поехал в Кремль. Ощущение беспокойства не покидало меня всю ночь. Белый дом, хоть и окруженный милицией, ОМОН-ом, все равно представлял страшную угрозу Москве. Я принял решение. О нем не знает никто. Больше такого парламента у России не будет", - писал Борис Ельцин в своих мемуарах [1].

Первые выстрелы прозвучали 3 октября на Новом Арбате, где протестующие после митинга решили прорваться к Дому Советов и мэрии Москвы, им удалось смять оцепление. По приказу Ельцина, сотрудники милиции и ОМОН открыли по демонстрантам беспорядочный огонь из пистолетов и автоматов. Поверх голов стрелял крупнокалиберный пулемет БТР. Среди митингующих появились пострадавшие. Также были убиты два сотрудника милиции. Последующее заключение комиссии Госдумы сделало вывод, что они погибли от выстрелов своих сослуживцев.
На помощь митингующим от Дома Советов пришла группа вооруженных автоматами активистов. Завязалась стрельба. Ельцин объявил в Москве чрезвычайное положение. В столицу были введены внутренние войска.

Протестующие пошли к Останкино, чтобы потребовать прямого эфира, в котором им было отказано. При штурме телецентра завязалась новая кровавая перестрелка. В результате уже к девяти вечера протестующие отступили к Дому Советов.
Ночью 4 октября Ельцин отдал приказ на штурм Дома Советов. Утром у Дома Советов завязался бой, по парламенту вели огонь несколько БМП, БТР и танки. Работали правительственные и иностранные снайперы, которые стреляли и в защитников и в войска, специально накаляя обстановку. То есть происходило примерно то же самое что в 2014 году в Киеве. Защитники Белого дома начали покидать горящее здание.

А вот отзыв одного из свидетеля события, военного эксперта: «3-4 октября – это время Ельцина и звериного типа либералов, которые за власть, в отличие от Горбачёва, держались так, что они не только умыли бы кровью Москву, а пошли бы вообще до конца. И конечно, сейчас, спустя годы, я понимаю, что и защитники Белого дома, и депутаты – все они были обречены, потому что все они изначально не понимали, с кем имеют дело, они жили иллюзиями начала 90-х, что люди, вышедшие на улицы, могут что-то решить, как это было с коммунистами в 1991-м. А здесь пришли уже совершенно другие звери, которые держались намертво, потому что они понимали, что с ними будет, если они проиграют».

По его мнению, «в 1993 году люди выходили не за СССР, но все видели, куда катится страна, все понимали, что вместо демократии и свободы пришло воровство олигархии, полное беззаконие и нищета. И все вышли как раз не "за", а "против". Люди вышли против Ельцина, против этого режима».

Александр Проханов был одним из защитников Белого дома. Он вспоминал: "Разгром оппозиции в 1993 году у Дома Советов оказался катастрофическим. "Завалили" практически все организации, которые в ту пору существовали. Арестовали всех лидеров. Была сломлена воля как оппозиционных движений, так и народа в целом. Танковые выстрелы по Белому дому загнали свои болванки в подкорку людей. Казалось, что либералы торжествовали, что чудовищный факел, который они зажгли в центре Москвы, – это символ их победы".

Газету "День" запрещали 3 раза, но окончательный ее разгром состоялся в октябре 1993 года. Тогда здание редакции было захвачено автоматчиками, а вся техника редакции разгромлена и уничтожена. Под угрозой ареста в октябре 1993 года Проханов ушел в леса, где скрывался у своего друга В. Личутина вместе с В. Бондаренко и Е. Нефедовым. Там же было принято решение выпускать новую газету. Ее назвали «Завтра». Газета стала ведущим органом патриотической оппозиции, в ее редколлегию вошли В. Распутин, Т. Глушкова, В. Клыков, И. Шафаревич. С. Куняев и др.

Об октябрьских событиях Проханов написал роман "Красно-коричневый". Это не только хроника, летопись, икона нашего времени, роман стал на долгие годы вперед нашим оружием, знаком Победы. Роман замечательный, всем надо его прочитать. Он рассказывает о полковнике спецназа в отставке, попавшем в Москву в самое смутное время 1993 года, и присоединившемся к русскому сопротивлению. Сражавшийся и погибший, герой как бы канонизирован прохановским романом. А с ним, вымышленным художественным образом, канонизированы и все реальные погибшие герои октября 1993 года, к каким бы течениям патриотической оппозиции они ни принадлежали. Это произведение напомнило мне романы о первой мировой войне Эрих Мария Ремарка. В нем тоже много лирических трогательных страниц, хотя, в целом, он более мужественный и героический.

Ведь и по моей судьбе октябрьские события проехали тяжелым катком, погибли близкие мне люди, а я оказалась за границей. Но я поклялась, что когда-нибудь об этом обязательно напишу, и в 2017 году вышла моя книга "Лихолетье" о расстреле Белого Дома..

Под аккомпанемент танковых выстрелов была принята либеральная Конституция, состоялись первые выборы в Госдуму, на которых либералы же должны были победить. Однако Госдума оказалась в итоге патриотической. Это был феномен, который всех поразил. Почему кровь, страх, ненависть, доминировавшие в политике, культуре, СМИ, не привели к победе либералов на тех первых выборах?

***
В 85-летний юбилей А.А.Проханова в 2023 году многие журналисты пришли его поздравить и воспользовались возможностью взять у писателя интервью. С его ответами на некоторые вопросы мне хотелось вас познакомить:

Вопрос о патриотизме. А. Проханов: Русские патриоты — те, кто, невзирая на всю кромешность войны, сражается за Россию, идёт вместе с нею в её могучую контратаку. Атака происходит бросками. Первый бросок был сделан в Югославии десантниками, захватившими под носом у натовцев Приштину. Ещё один рывок был сделан на Кавказе на Второй чеченской. Третий рывок собрал в кулак разгромленные Ельциным и Гайдаром корпорации, и заводы стали выпускать могучее русское оружие. Четвёртый рывок — Мюнхенская речь Путина. Пятый — Крым. Шестой — Донбасс. Русская атака будет продолжаться. И в ней сгодятся "Цирконы" и сапёрные лопатки, "Марш артиллеристов" и идея чучхе.

Вопрос об отношении к Ельцину. А.Проханов: Когда за сроком давности исчезнет его  неприкосновенность, множество клювов вопьётся в тело мёртвого свирепого носорога, явившегося в русскую историю как убийца великого государства. Ельцину припомнят совершённый им первый госпереворот, когда вернувшийся с Фороса Горбачёв не получил от Ельцина похищенные у него государственные полномочия, и Ельцин стал диктатором Советского Союза.
Ему не простят второго совершённого государственного переворота, когда он в Беловежье в нарушение всех норм и практик распустил Советский Союз, и в руке у него была не авторучка, не самопишущее перо, а чудовищный зазубренный топор, который он тупил, рубя по костям умирающей, кричащей от боли страны.
Ему припомнят третий государственный переворот, когда его танки расстреляли парламент в центре Москвы, и смрад этого пожара до сих пор витает над ельцинской могилой на Новодевичьем кладбище.
Ему припомнят уничтожение великой советской цивилизации, закрытие заводов, научных школ, учебных заведений. Он отворил ворота врагу, впустил его в русские министерства, гарнизоны, научно-исследовательские институты, и тогда в каждом правящем кабинете сидел цээрушник.
Ему припомнят его суверенитеты, которые обернулись кровавыми чеченскими войнами. Припомнят его пьянство, невежество, омерзительные выходки, вроде той, когда он, прилетев в Америку, прилюдно помочился на шасси самолёта.

Вопрос о Чубайсе. А. Проханов: Анатолий Чубайс — это политическая падаль. Когда-то могущественный, надменный, один из самых ярких ядовитых цветов в том букете, который собрал вокруг себя Борис Ельцин. Сейчас его расклёвывают, припоминают те злодеяния, которые он совершил по отношению к народу и государству.
Ему припоминают бесчеловечные и преступные залоговые аукционы, передавшие в одночасье всю великую советскую собственность горстке бессовестных деляг. Чубайс, ненавидя коммунизм и боясь его возвращения, создал свирепую беспощадную группировку богачей, которые захватили бесценные богатства русской цивилизации, создали либеральную диктатуру, опрокинувшую народ в бесправие, бедность, беспросветную немоту.
Ему припомнят пресловутую коробку из-под ксерокса, когда на присланные из Америки доллары он покупал избирателей, создавал культ Бориса Ельцина и того, полумёртвого, вновь тащил в Кремль. Ему припомнят разрушение единой энергосистемы России, когда он передал в частные руки великие советские электростанции, а вырученные деньги растворились, и ни копейки из них не попало в бюджет. Ему припоминают созданное им пресловутое "Роснано", которое явилось гигантской пробоиной в государственном бюджете, откуда истекали несметные деньги, а взамен российская экономика получала мыльные пузыри.

Вопрос о войне на Украине. А. Проханов: Война на Украине — грозная, загадочная, пугающая. Она — не то, за что себя выдаёт. Её не понять, слушая официальные сводки или размышления высоколобых знатоков на ток-шоу. В ней много пугающего, отталкивающего. Иные патриоты, мечтавшие о русском реванше после краха 1991 года, о русской контратаке, теперь ужасаются, рвут волосы, брюзжат, причитают..
Но не они ли мечтали о русском величии? Не они ли славили солнце Крыма, которое взошло, как чудо, приглашая всех нас нежиться на крымских пляжах? Почему же теперь, когда Россия угрюмо, мощно и страшно пошла в контратаку, разрывая на себе тельняшку, разматывая кровавые бинты, почему лик этой атакующей России так испугал и возмутил их? Легко было в 1991 году разломать и разрушить величественный дом советского государства. Трудно теперь камень за камнем возводить попранное русское величие.

Вопрос о Северной Корее. Проханов: Сколько грязи было вылито либералами на Северную Корею! Какая лютая глубинная ненависть текла из них при одном упоминании об азиатской красной стране, застрявшей у них, как кость в горле. И как им было не ненавидеть Корею! Советский Союз грохнулся, подточенный короедами. Россия покорно легла под железную стопу Америки. Все народы мира корчились и томились под этой пятой. И только Северная Корея, затянув пояс, превратив свой народ в единый оборонный батальон, не подчинилась гегемону. Поставила на стартплощадки баллистические ракеты, создаёт на подземных заводах ядерные боеголовки. И американский президент Трамп, плывший на авианосце наказать своевольную страну, отвернул.
Когда прежде я приходил в северокорейское посольство в дни национальных торжеств, там были редкие горстки русских почитателей чучхе, сохранивших вопреки либеральному террору верность своим привязанностям. Теперь же в дни торжеств на посольских приёмах тесно от офицеров, представителей МИДа, чиновников министерств и корпораций. И они, стоя, благоговейно слушают гимн Северной Кореи и славят товарища Ким Ир Сена.

Вопрос об отношении к Сталину. А.Проханов: В Великих Луках поставлен памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину — бронзовый, в рост, на высочайшем постаменте. Это не робкий бюст, установленный престарелым сталинистом на приусадебном участке. Это не памятники, которыми изобилуют Дагестан и Осетия.
Памятник стоит в самой сердцевине русских духовных земель, на Псковщине, где всё дышит святостью, сияет русскими смыслами. Он возведён у проходной крупнейшего предприятия города — завода "Микрон", его ежедневно видят тысячи людей. Памятник поставил капиталист — собственник завода.
На открытие собрались рабочие, городской люд. Священник окропил памятник святой водой, мусульманский муфтий произнёс пламенную речь.
Власти не пришли на открытие. Они испугались исходящего от памятника излучения, боялись, что на них загорится одежда.
Почему спустя семьдесят лет после кончины вождя народ любит Сталина, пронёс его имя сквозь все хуления, поношения, гигантскую антисталинскую пропаганду, выскабливающую имя Сталина из русской истории? Что связывает сегодняшних русских со Сталиным?
Мы тоскуем по той пёстрой семье народов, которая жила в Советском Союзе.
Дружелюбных, поистине братских, соединённых одной территорией, с едиными озёрами, реками, хребтами, одними песнями и стихами, одним великим трудом и творчеством. Мы страдаем от грызни, которую учинили между собой вчерашние народы-братья.
Это широкое общественное течение возникло в годы краха государства, в период умаления и унижения всего русского, родного, национального. Оно несёт в себе фундаментальные основы русской культуры, исповедует ценности России вечной.

Вопрос о значении государственности для русского народа. А. Проханов: Государство для русского народа является высшей ценностью. Есть государство — есть народ, есть его исторический путь, его историческое творчество. Нет государства — и исчезает народ, исчезает само историческое время, а то, что недавно было великой Россией, превращается в чудовищные руины. И в великих потрясениях разверзается русский ад, время останавливается, появляется антивремя, и слово «Россия» вымарывается из истории.
В конце XX века народ искусился на посулы хитроумных лукавцев и отказался от своего государства. И великая цивилизация, которую народ созидал в мучениях, в кровавых трудах, в несметных жертвах, эта цивилизация пала, и великие потрясения испепелили Россию.
Но в который раз повторилось пасхальное чудо русской истории, и страна обрела государство. И оно, зыбкое, хрупкое, исполненное несовершенства, подняло народ из праха, повело его от великих потрясений к величию.
Сегодняшняя Россия движется от великих потрясений к величию. Это движение происходит в муках, в крови, в слезах, в грохоте донбасской войны. И это движение, согласно законам русской истории, неодолимо.

Вопрос: "В одном из романов вы называете президента Путина «новым Сталиным», который противостоит «новому Гитлеру». В чём аналогия?"  А.Проханов: Это, конечно, метафоры. Но аналогия простая, она просматривается: после краха советского государства и после мёртвой зоны 90-х годов Путин является новым архитектором России, и в этом смысле он подобен тому вождю Сталину. В этом его роль историческая похожа, при всей разнице его методик, его внутренних политических и психологических черт.. Я пережил конец моей красной родины, я пережил пустоту, которая образовалась после крушения Советского Союза, и я пережил медленное восстановление русской государственности при Путине после Ельцина. Это соответствует моей философии «Симфонии пятой империи», когда Российское государство проходит имперский путь свой триумфально, падает в пропасть, исчезает, а потом вновь возрождается. И я видел возрождение моей страны, сейчас нахожусь на восходящем витке ее становления, мучительном трагическом, но восходящем. Поэтому моя поддержка сегодняшних событий связана с тем, что я поддерживаю русскую историю, как таковую. Я нахожусь в синхроне с восстановлением пятой русской империи.

Вопрос: Что нас ждет в противостоянии с НАТО? А.Проханов: У нас нет ни одного шанса проиграть. Потому что мы на восходящем витке русской истории. После чудовищных поражений 1991-го года, после этих мертвых десятилетий, где России, по сути, не существовало, а ворочался какой-то странный моллюск, который управлялся американскими разведчиками в чубайсовских конторах, где Козырев хотел отдать японцам Курилы, где мы сами распиливали наши действующие подлодки. Вот после этой тьмы кромешной мы начали вставать, подчиняясь закону русской истории: после каждого падения - воскресать.

Список литературы:

1. Беляков С.. Солдат красной империи. Взгляд (29 июля 2008).
2. Все интервью Александра Проханова на радио «Эхо Москвы» // echo.msk.ru
3. Завтра (Беседа с А. А. Прохановым В. Кожемяко) // Советская Россия, № 131, 4 ноября 1995.
4. Проханов А. Полное собрание сочинений в 15 томах. Книжный клуб «Книговек», 2010.
5. Проханов А. А: «Поступь русской победы» — Москва. Книжный клуб «Книговек». 2012.
6. Проханов, Александр Андреевич. М. : Большая российская энциклопедия, 2015, стр. 650.
7. Фирсов С. Л. Феникс и его пепел. Новые сказки о великом вожде // Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал. 2021. — № 1 (94).
8. Цепляев, Виталий.  Русское поле пора вспахать. Россия может изменить весь мир, считает Александр Проханов // Аргументы и факты : газета. — 2014. — № 15 (1744) за 9 апреля.
9. Griffiths E. Aleksandr Prokhanov and Post-Soviet Esotericism : [англ.]. ibidem Press, 2017.


Рецензии
Безусловно, А.Проханов - знАчимая фигура в истории современной России. Жизнь его сложилась так, что пришлось пройти все круги ада на земле. Отсюда - широкий кругозор и огромное желание видеть Россию мощной и сплочённой. Это желание, думаю, есть у всех здравомыслящих граждан России. Но не все имеют такой могучий голос, как А.Проханов. Потому его уверенность в завтрашнем дне придаёт силы другим. Но не стоит забывать, что он рупор, а не стратег.

Есть некоторые моменты в Вашем, Полина, очерке, которые хотелось бы уточнить.

Первое. Например, о Чубайсе. Никакой он не "гений Перестройки" (как и Гайдар). В начале 1970-х он, будучи человеком честолюбивым и горделивым, оказался в группе диссидентов (так тогда называли недовольных властью и желающих изменить мир). Как он стал членом Бильдербергского клуба, где молодых студентов (особенно экономичесикх ВУЗов Ленинграда) готовили к будущей перестройке, мне неведомо. У нас, его однокурсников, были другие цели и задачи: мы обретали профессию.

Ещё несколько наших студентов ходили на те заседания (на частной квартире). Кто-то что-то сразу понял и оставил это занятие. А кто-то продолжал посещать. Они потом при новой власти все оказались в Москве и ещё долго поддерживали друг друга.

То есть, и Гайдара, и Чубайса завербовали ещё задолго до перестройки. Кто был главным кукловодом - можно догадаться.

Это (подготовка кадров) было сделано западниками не только в России, это было во всех странах, где готовилась смена режима.

Например, в Португалии (1974 год после смерти упёртого правителя Салазара, который крепко держал страну). Или в Греции (1973 год после низвержения монархии).

То есть, это не гением Чубайсом придуманы схемы приватизации и проведения чековых аукционов, это хорошо разработанная схема (скорее всего, госдепом). Которая внедрялась во всех странах, где произошли перевороты. Чубайс был одним из исполнителей.

Второй момент. Когда Проханов говорит о "мёртвой зоне" 90-х, забывает заслуги Е.Примакова и В.Черномырдина, которые в 1993-1994 годах остановили "скакунов перестройки", приняв ряд экономических законов. В частности, о невозможности покупки земель и недр иностранцами. Это было огромным достижением! Ну и многое другое они сделали для России, чтобы сохранить её целостность (уже Российской Федерации, имею ввиду, не СССР).

Знаю это не понаслышке, в то время мне вместе с моими коллегами пришлось быть активными участниками экономического строительства новой России (о повороте назад речи не могло быть, старая система социалистической экономики себя изжила). Успешным движение могло быть только вперёд. И, конечно, забывать об огромной роли этих фигур (Черномырдина и Примакова) нельзя. Они были как бы предтечей прихода к власти в России "нового архитектора" - В.В.Путина.

Вы, Полина, проделали огромную работу по сбору материала. Такие люди, как А.Проханов, очень нужны России! Лично я всегда с удовольствием слушаю его выступления - открытые, правдивые, ранящие в самое сердце. Таким рупором был ещё В.Жириновский (вечная память ему).

С уважением,

Татьяна Сергеевна Дмитриева   30.09.2023 23:49     Заявить о нарушении
Спасибо Татьяна Сергеевна за внимание к моей работе и Ваши высокоинтеллектуальные, патриотичные, подробные отклики. И спасибо за то, что я Вас узнала, познакомилась с таким интересным, прекрасным человеком. Спасибо за то, что вы сделали для России. Теперь Вы- мой избранный! Всего Вам самого доброго и творческих успехов!

Полина Ребенина   01.10.2023 11:06   Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Полина, за высокую оценку моего труда! А я благодарю тех, кто шёл рядом со мной, не предал, подставил локоть в трудную годину. Жаль, многие из них не дожили даже до 70!

В те времена было не до того, чтобы искать себе какие-то почести или заслуги (ордена, медали и почётные грамоты порой заменялись свидетельством о смерти).

Трудное было время, груз ответственности перед доверившимися тебе людьми давил, но надо было жить и думать о будущем наших детей. Потому пришлось участвовать в процессе законотворчества новой России с кулаками. По чайной ложке, по сантиметру, но продвигались вперёд.

Это только кому-то, далёкому от тех проблем, может показаться, что мы все тогда гнались за рублём. Просто, оказавшись у истоков, видели что и как нужно и можно было изменить. Что греха таить? Чиновники во все времена не хотели перемен, чем меньше хлопот, тем им спокойнее. И приходилось с такими бороться!

Сегодня, когда наши пенсии уравнены с теми, кто таких проблем не знал, можно бы было обижаться. Но понимаем, что социальное обеспечение ВСЕХ ПЕНСИОНЕРОВ должно быть равным и соответствовать возрасту. На то оно и СОЦИАЛЬНОЕ!

А нам, пройдя сквозь огни и воды, и так посчастливилось прожить не пустую, а наполненную событиями жизнь. В которой было всё: и горе и радости, и периоды нищеты и периоды благополучия. Благо, с мужем были всегда на подмоге друг другу. Были времена, когда невозможно было свести концы с концами. Тогда Господь посылал ему такую работу, где платили продуктами.

Однажды он работал в дальнем районе у одного большого предпринимателя (мясокомбинат). Каково же было моё удивление, когда ему за хорошую работу к деньгам ещё дали 3-л банку настоящей сметаны, свиную вырезку и 2 кг сливочного масла.

Посчастливилось не обозлиться, не скатиться до уровня скулящего щенка, стать мудрее и крепче.

Сегодня нам уже не нужны никакие царские хоромы, довольствуемся обычным домиком в селе на берегу реки, огородиком и садом, которые обустроили на свой вкус.

И радуемся, что окружают нас такие же простые люди, пенсионеры из числа врачей, водители, парикмахеры, даже скотоводы! Помогаем друг другу и живём в ладу.
И, конечно, хотелось бы ещё пожить, помочь детям в воспитании внуков, увидеть их взросление.

Именно ради этого и живём, ради этого, будущего наших детей, приходиться бороться и сегодня.

И в молитвах к Богу просим об устроении века будущего, в котором жить нашим детям, внукам, правнукам.

Ещё раз благодарю Вас, Полина! Вы тоже прошли тернистый путь и знаете, каково там, на чужбине. Где всё чужое, от культуры до образа жизни и религии!

С уважением к Вам,


Татьяна Сергеевна Дмитриева   01.10.2023 18:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.