Героизация германского нацизма в СССР

    Героизацией нацистов в СССР после победы в Великой Отечественной войне занималась советская киноиндустрия. А кино, как известно, в недавнем прошлом являлось основным средством государственной пропаганды.
    Кто-то скажет, что автору этих слов пора на прием к психиатру… Пробуем разобраться.
    Те, кто родом из СССР должны помнить какими бравыми, чистенькими и дисциплинированными изображались нацисты в советских художественных фильмах о Великой Отечественной войне. На их фоне, усталые и грязные воины Красной Армии в начале войны, массово сдававшиеся в плен гитлеровцам, выглядели прямой противоположностью солдатам и офицерам объединенной Европы, в очередной раз начавшей поход на Восток. Напомню, первые походы против схизматиков (православных) и татар объявлялись римскими папами еще в XIII в. Для примера:
     «Русские княжества, изнурённые бесконечными междоусобными войнами, разгромленные войсками Батыя, оказались в тяжёлом положении. Усиливалось давление католического Запада; крестовые походы, объявленные против православных христиан и татар, должны были привести к слиянию православия с набирающей силу римской католической Церковью.  В 1243 году Ярослав Всеволодович собрал близких ему князей и предложил заключить союз с Батыем, признав того царём.  Его сын, князь Александр, продолжил политику отца: отказавшись от предложения римского папы Иннокентия IV принять католическую веру окончательно связал себя с Ордой. А вот старший брат Александра, Андрей Ярославович, наследовавший после смерти отца Великое княжество Владимирское, породнился с князем Даниилом Галицким и вместе с ним принял сторону «латинян»! Тогда Александр Ярославович, получив в наследство   Киевское княжество, заручился поддержкой хана Батыя и его сына Сартака. Во главе своей дружины и татарской конницы Неврюя он вступил в битву с объединённым войском Андрея Ярославовича и Даниилы Галицкого. И победил в ней! Андрей бежал в Швецию. Александр Ярославович занял Владимирский престол, бывший к тому времени первым среди русских княжеств. Очередной крестовый поход против «схизматиков и татар» не состоялся. Русские земли стали частью Улуса Джучи» (1).

    В последующие века западная литература русских рисовала дикими, грязными варварами. В их числе в начале XIX в. была написана известная книга французского аристократа Маркиза де Кюстина о путешествии в Россию, изданная и переизданная в Европе и Америке.
    А каким показывалось одно из могущественнейших средневековых государств Евразии (Европы и Азии) Золотая Орда в советской кинематографии? Все теми же дикими и оборванными варварами в нестиранных лохмотьях, какими в XIII в. изобразили их европейские путешественники (шпионы и папские легаты) в Золотую Орду и столицу Монгольской империи.
    Тогда как археологи обнаруживают совершенно иные реалии на развалинах ордынских городов, которых было немало на территории современного Казахстана и российского Поволжья. Насчитывалось не менее полутора сотен городов, в т.ч. причерноморские колонии Генуи и Венеции.  Население каждого из крупнейших городов Золотой Орды (Сарай-Берке, Великий Булгар на Волге и Солхат в Крыму) составляло от 70 000 до 150 000 человек, что сопоставимо с крупнейшими городами того времени в Западной Европе.
    Арабский историк ал-Омари среди наиболее известных городов и областей Золотой Орды отмечает Хорезм, Сыгнак, Сайрам, Яркенд, Дженд, Сарай, Маджар, Азак (Азов), Акчакерман, Кафу, Судак, Саксин, Укек, Болгар, Дербент, а также земли Сибирь и Ибирь, Башкирд и Чулыман (2).
    Построенные города в Золотой Орде отличались продуманной системой водоснабжения и утилизации отходов.  В т. ч. из фонтанов, к которым вода поступала по обожженным глиняным трубам, а не только из колодцев горожане могли получать питьевую воду. Археологи обнаружили и редчайшие сооружения для Средневековья – общественные туалеты (3). Не случайно городская культура в целом здесь оказалась более устойчивой к эпидемиям инфекционных заболеваний. А потому от ужасной пандемии чумы в XIV в. Улус Джучи пострадал в значительно меньшей степени, чем Западная Европа, где погибло более половины населения, хотя начиналась она в Азии. Про каменные общественные бани с подогревом полов в золотоордынских городах написано много.

    А теперь попробуем вспомнить советские художественные фильмы, где фашистские офицеры показаны оборванными, голодными и униженными. Возможно и были единичные кадры с такими «победителями», но это только в кинохронике военных лет. А в художественных фильмах, они всегда в ладно сшитых красивых мундирах, преимущественно образованные, и сплошь графья да бароны.
    
    И что в итоге? А в итоге мы имеем сформированные представления о потомках Золотой Орды, как о грязных варварах, угнетавших русских на протяжении трехсот лет. Потомками их сегодня являются большинство нерусских народов России и бывшего СССР, которых в сетях интернета часто называют азиатами, мигрантами и прочими нежелательными элементами… Активизировались западные спецслужбы, возбуждая в России межнациональную рознь. И в России, также, как в Европе, нацистская чума поднимает голову. Зараженная кинофильмами с изображениями внешнего превосходства «истинных арийцев», молодежь далеко не всегда понимает, что все направлено на решение окончательного вопроса с Россией – ее уничтожение! Не имея возможности победить Россию в прямом военном столкновении, коллективным западом взята на вооружение концепция развала ее изнутри. Ведь Монгольскую империю никто не победил в боях, она распалась…   
    И опять вопрос к кинематографистам. Почему до сих пор не создано художественного фильма о битве на Куликовом Поле, если её можно называть первой военной победой русских над объединенным Западом? Ведь оттуда накачивался деньгами сепаратист Мамай, решивший захватить Москву! Да, в итоге той битвы произошло прекращение ордынских междоусобиц 1359 – 1380 гг. (великая замятня) и утверждение хана Тохтамыша в Сарае. Но так было и с этим ничего не поделаешь, пусть даже факты истории не укладываются в рамки официально признанной концепции о значении Куликовской битвы!
Литература:      
1. Ахматнуров С. Дмитрий Донской. Ростов н/Д: Феникс, 2011. С. 6-7.
2. СМИЗО, 1884, с. 236; Измайлов И. Ак-Орда // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. 3: Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV вв. Казань, 2009. С. 190 – 194.
3. Зиливинская Э.Д. Жилые постройки Сарая по материалам раскопок 1984 года // Историко-археологическое изучение Поволжья. Йошкар-Ола: МарГУ, 1994. С. 114–120.
    В качестве иллюстрации кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны".
    Прибайкалье, п.Нижний Кочергат, сентябрь 2023 г.


Рецензии