Против шерсти. 78. Цыплят по осени
В моём случае эти самые «цыплята» как бы тоже имеются в наличии, поскольку занимаюсь репетиторством и каждую осень учеников прибавляется. Сия деятельность связана напрямую с музыкой. Да, это не те школьные предметы, от которых якобы зависит будущее челов, планирующих когда-то иметь хорошие заработки и по утрам пить кофе с бутербродами, рассматривая пейзаж за окном из собственной квартиры. Это, так сказать, программа минимум, ибо мы, и я в том числе, заточены на это всей нашей системой, и у каждого из нас есть ещё свои какие-то цели материального порядка.
Так вот, раз есть и другие интересы, то музыка даёт возможность опробовать себя и в этой сфере деятельности. Грех жаловаться, но свою копеечку имею и в карман к государству не заглядываю в ожидании очередной прибавки к основной зарплате. Я больше скажу: репетиторство даёт в разы больше тех копеечек, которые система платит мне за мою работу. А вот так сегодня.
Тут ещё осень раздухарилась и «бабье лето» правит балом по-взрослому. В самый раз смотаться на природу, а времени и нет на это у меня, поскольку ученики идут валом. Понятное дело, что это радует. Если и дальше так пойдёт, пущусь в пляс вприсядку.
Кстати, часто анализирую свою эту работу и сравниваю с тем, как было всё подобное раньше. Сегодняшний контингент, если брать детей, совсем другой. Раньше я занимался всякими проектами и это было куда интереснее, чем сегодняшние потуги. В былые времена у меня на обучении одновременно находилось до четырёх коллективов игравших в жанре ВИА. Для тех, кто не в курсе: ВИА – это вокально-инструментальные ансамбли. С ранних лет и до институтского возраста мои воспитанники посещали стены эстрадного объединения «Эксперимент», которое я основал в 1982 году. Интересное было время: работал за копейки и получал от этого удовольствие.
Замечу, что во многих городских сегодняшних коллективах работали и продолжают это делать выпускники тех лет. Назову только часть из всего списка: кавер-группа Appolo, «Шум», FUSION NIGHT, группа ASTERIUS. Есть и коллективы созданные моими учениками: группа «Мёд кураре», «Фронтир», вокальный ансамбль «Дарь». Стоит вспомнить и такие группы, как «Лысые игрушки», «Массаракш», «Чёрный квадрат», «Джазма». Ну, последние четыре уже перестали существовать по разным причинам.
И вот день сегодняшний, где у меня нет никаких больше проектов.
Если честно, когда у учеников отсутствует мотивация, пропадает смысл их тянуть в какие-то задумки. Да, желающих обучаться у меня много, но это интерес не постоянный. Чаще всего этого хотят родители детей, чем сами дети. Ну, вот такая странность наблюдается. И потом, любой проект – это финансовые затраты. К примеру, сейчас один мой экс-ученик пытается слепить что-то из своих воспитанников. Чувствую, что шишек набьёт он себе отменных на этой задумке. Почему? Так изначально им нарушен принцип постепенности в обучении. Дидактика в подаче материала на низком уровне, а отсюда и результат будет так себе. Приплюсуйте к этому неумение правильно интонировать самим преподавателем и слабую его теоретическую подготовку, в виду отсутствия специального музыкального образования. Всё это делает его детище заложником непонятных пока для меня музыкальных амбиций. Куда это всё приведёт? В лучшем случае никуда. А в худшем, потребуется через какое-то время некоторым его ученикам хороший психиатр. И самое главное: у педагогов есть заповедь, как и у врачей. Какая? Не навреди. В данном случае уже сейчас к одержимости этого моего экс-ученика много вопросов.
Ну, с этим чуть позже. Я же возвращаюсь к своим «птенцам». Есть интересный приём в преподавании: занимается музыкой не только ребёнок, но и его родители. Замечу, что это сегодня пользуется большим спросом. Между прочим, изначально не ставлю цель сделать из ученика музыканта. Даю информацию и только потом он решает для себя, на сколько ему это важно. Обратите внимание: сам, а не его родители. Самостоятельность приветствуется. И потом, это потом в жизни ему пригодится. Что именно? Самостоятельно принимать решения и нести за это ответственность.
Есть случаи, когда, к примеру, ребёнок занимается в нескольких кружках и они разные по своим направлениям. Ни в коем случае нельзя перетягивать одеяло на что-то одно. Всему есть время. Главное не мешать ему разобраться в своих предпочтениях. И когда ученик выбирает спорт или рисование, а не музыку, никогда не огорчаюсь, ибо это лишнее. Бывает, что возвращаются через какое-то время. И это нормально. Человеку свойственно постоянно себя искать в каких-то интересных делах. Музыка в этом списке почти на первом месте стоит.
Приведу пример: родительница занимается у меня вокалом и решает привести ко мне свою дочу, которая ещё посещает активно акробатику. Спрашиваю её: «Какие песни она считает взрослыми, а какие детскими?» Ответ прозвучал следующий: «Там, где мат – это взрослые, а все остальные песни детские». Ребёнок учится во втором классе. Браво!
Да, надо постараться детей наших не лишать детства. Времена сложные и они во всём этом растут, черпая столько негатива из наших буден. Вот, а ещё вдобавок к этому попадётся педагог, не имеющий представления, что и как делать с этими душами и всё: пиши пропало.
Ну, худо-бедно как-то выруливаю в этой области. Детей ведут и есть результат. Кстати, оценок не ставлю, ибо их хватает им в школе. У меня же установка такая: от интереса к знаниям, от знаний к творчеству, от творчества к профессионализму. У каждого есть право «сойти на любой станции». И это нормальною. И потом, никого не уговариваю. Каждый берёт от занятий моих столько, сколько ему требуется.
Сколько прошло учеников через стены эстрадного объединения «Эксперимент», никогда не подсчитывал. Кто-то запомнился больше, кто-то меньше. Кого-то, вообще, не помню. С кем-то до сих пор поддерживаем отношения, а кому-то указал на дверь. К счастью, таких всего человека три. До какого-то времени терпел их, а потом «рубанул» и выпроводил за пределы своей территории.
Если по каждому пройтись из этих троих, то люди как люди, но какая-то «жаба их душит». Вот, и от этого они какие-то неадекватные. Почему-то они решили, что именно я помешал им вскарабкаться на «звёздный Олимп». Замечу, что им никто не препятствовал стать музыкантом, но они выбрали совсем другие профессии. Да, это беда, когда мечтали об одном, а потом система стала им платить копеечки совсем за другое. Странно, что они не в курсе, что профессии можно совмещать. Эти пошли совсем другим путём: совместили горячительные напитки со своим теперешним ремеслом. Сделали они это осознанно. Теперь вот полезли в мой адрес с претензиями. Пришлось их выпроводить.
Кстати, свой «кусок хлеба» имеют: один тянет лямку на производстве, другой открыл свой магазинчик, третий таксует. Не бедствуют, но что-то их постоянно гложет после очередного стакана. Вот это мне непонятно. И потом, кто им вбил в головы, что стать музыкантом легко? В подростковом возрасте один уровень, а дальше так: или ты топчешься на месте, или двигаешься вперёд. Знаю много хороших музыкантов, но они в жизни своей ничего не добились. И кто им в этом виноват?
Что касается меня, то не стал карабкаться непонятно куда. Выбрал для себя педагогическую деятельность. Параллельно занимаюсь писательством. Имею высшее педагогическое образование. Работаю в международном литературном жюри. Казалось бы, кое-чего достиг. Вместе с тем, продолжаю постоянно учиться. Интересы мои разносторонние: постигаю создание музыки с помощью компьютера, пишу книги, занимаюсь звукорежиссурой. Всё это прекрасно совмещаю с педагогической деятельностью в области музыки.
И самое главное: чтобы в жизни это всё приносило удовольствие, надо любить то, чем ты занимаешься. У меня так. И по-другому никак.
Свидетельство о публикации №223092800206