Зеркальце ТОЛИ

 Тала (бур.), тал (монг.) – степь
 Тальци (бур., монг., русск.) – название сибирских сёл   
 Толи (бур.), толь (монг.) – зеркальце из нефрита или бронзы 
    
 Выше мы писали:  речь возникла из понятий священных. Вспом-ним шаманскую атрибутику и священное зеркальце шамана «толи»,  его изготавливают из бронзы, но до изобретения металла эти круглые, полированные вещицы делались из нефрита диаметром 8 – 10 см. Обычное домашнее зеркало у монголов и бурят называется словом «гэрэл». Понять, для чего шаманистами использовались зеркальца-толи, нам поможет название самого бурят-монгольско-русского словаря – «буриад-монгол-ород толь». Здесь «толь» мы можем понимать, как перевод-переход слов с одного языка на другой. Древние предподагали, что нефритовые зеркальца, служили шаману, как вспомогательный инструмент. Зеркальце «толи» помогали душам их обладателей переходить из одного мира земного, в другой потусторонний мир. Возможно, покойному клали зеркальце на лоб и предполагали, что луч отражаемый зркальцем станет дорогой-указателем душе покойного в иной мир. Наверное, этот обычай был распространён не только на востоке. Русские люди до сих пор имеют обычай завешивать зеркала, когда в доме покойник. А чего стоит суеверие с разбитым зеркалом? Любой русский уверен, что разбить зеркало – это к покойнику. Здесь уместно вспомнить и древнее гадание на зеркалах; оно заключается в том, что человек, чаще девушка, или вдова ставят друг перед другом два зеркала – отражаясь, друг в друге, они создают илюзию множества. Считается, что если долго смотреть в одно из зеркал, то в конечном отражении можно увидеть покойного человека, или жениха. Стоит вспомнить и о том, что этруски клали в саркофаги  круглые бронзовые зеркальца. Сейчас они во множестве выставлены в греческих  музеях. Таким образом, зеркальца-толи имели сакральный смысл перевода души в потусторонний мир. Как могли люди подойти  к созданию круглых зеркалец, и почему им придавался и придаётся до сих пор такой большой смысл? Вероятно здесь заложена мистичность отражения света  в воде, в полированных камнях, а позже и в металле, то есть, наличие живого, истинного света и света отраженного. По всей Сибири очень много слов с корнем «таль»: речки «Тальцинки», бурятские сёла «Тальцы». Есть много и чисто русских слов, это «тальник», «проталина», реки «Таловка», «Таловая». А в Германии есть селение с названием «Виперталь» –  поляна вепрей»,  слово «таль» немцами понимается, как часть чего либо, отсюда «тален – делить». У русских  слово «таль» превратилось  в «доля», даль», «дол», «долина», «длина», но слово «таль» просле-живается в слове «проталина».Так же в русском языке «доля» – часть целого и удел человека. Русское выражение – «толи да, толи нет», соот-ветствует выражению «бабушка надвое сказала», из этого понятно, что вера в зеркало, как переводчика души утратилось. Зеркальце «толи» потому так называется, что принадлежит двум мирам – этому и потустороннему. Вероятно, зеркальце «толь» произошло от более раннего «таль». Немцы серебряные деньги назвали словом «taler», они имеют блеск зеркалец и талой воды, служат обмену-переходу. От немецких талеров в США возникло слово «dollar» со  значением доли. Вспомним русское слово «толика».  Доллар США сохранил значение слова «долька» – и является одной небольшой частью общей денежной массы Америки. Подобно тому, как у немцев, словом «таль» называ-ется поляна, у бурят и монголов словом «тала» называется степь. Нужно заметить ещё один интересный обычай в древнем Китае. Если древние этруски, скифы и сарматы, считали достаточным, для перевода души в мир иной, класть в саркофаг одно бронзовое зеркальце – но, не такими простаками были мудрые китайцы. У императоров древнего Китая был обычай, для своих похорон делать целые костюмы из блестящих пластин нефрита. Наверное китайский император думал про себя: «Если одно нефритовое зеркальце может перевести человека в потусторонний мир, то уж целый нефритовый костюм перенесёт меня прямо в райские кущи». Зеркальца «толи» из латуни, до сих пор ипользуют в своих обрядах буддисты, более того они их продают в своих лавочках при дацанах. Не так давно я был  Бурятии, и естественно не приминул посетить Иволгинский дацан. Там я увидел знаменитого старца Итигилова, превратившегося в «сомати». Он сидит в кресле и производит впечатление восковой фигуры. По крайней мере, на покойника он точно не похож. В этом же дацане, я купил в храмовом ларьке латунное зеркальце-толи. Почему именно нефрит, изначально считался у шаманистов священным камнем, и почему именно из него стали изготавливать священные зеркальца, со времён неолита – можно только гадать. 


Рецензии