От Меня будут тебе плоды

конспект проповеди на праздник Жатвы, аудио можно послушать по ссылке https://youtu.be/PLNTb2mQdbA

Вступление

Нам кажется: Осия – это далеко и неактуально. Не все скажут, где эта книга в Библии находится. О чем же она? Книга Осии очень ярко раскрывает две темы: жизнь в грехе людей, которые хорошо знают о Боге, и выход из этого положения. Когда мы читаем эту книгу, нам надо одной ногой стоять в Израиле VIII в. до н.э., а другой – в Бресте в сентябре 2023 года.

Слушайте эту книгу двумя ушами: одним прислушиваясь к тому, что Бог говорил Северному царству в последние десятилетия его существования, а другим – к тому, что Он говорит нам как конкретным людям и как церкви сегодня.

Мы не можем читать эту книгу и ее последнюю главу без того, чтобы не почувствовать движение в своей душе. Не знаю, как у вас, но у меня при чтении возникает желание по-новому вернуться к Господу, обратиться к Нему, обновиться в познании.

Я буду дальше говорить призывную проповедь к тем, кто еще не обращен, но в самом начале скажу обращенным: не может быть передано через нас то, что не произошло с нами.


Последняя глава книги Осии отвечает на четыре вопроса, которые наверняка стоят перед теми, кто еще не обратился к Господу. Вот эти вопросы по поводу покаяния:

• Ст.1: А стоит?
• Ст.2-4: А как?
• Ст.5-9: А получится?
• Ст.10: А что потом?

В моей проповеди будет четыре части, в каждой из которых я отвечу на один из этих вопросов, точнее, я рассмотрю ответы, которые предлагает Господь через Осию.


1. Ст.1: А стоит?

Если у кого-то возникает вопрос «А стоит ли», то послушайте первый стих: «Опустошена будет Самария, потому что восстала против Бога своего; от меча падут они; младенцы их будут разбиты, и беременные их будут рассечены».

В этом стихе описаны последствия грехов, о которых говорят предыдущие 13 глав. В другом переводе этот стих звучит еще более резко: «Самария понесет наказание, потому что восстала против своего Бога: они падут от меча, их младенцы будут изрублены на куски, у беременных будут вспороты животы».

Страшные слова – зачем я их читаю в праздничный день, да еще повторяю в другом переводе? Затем, что хочу подчеркнуть: грех приносит страшные последствия.

Если бы Юрий Дудь взял интервью у миллиона людей, попавших в ад, я уверен, ни один из них не сказал бы: «Да ничего страшного, жить можно, и компания неплохая». Там все стенают, там всем так плохо, что люди не могут не скрежетать зубами.

Посмотрите вперед на два варианта разворачивания вашей жизни – вы верующий, вас хранит Господь, и вы неверующий, живете по своим похотям. И посмотрите вниз, на ужасную геену, над которой Бог вас держит, как противного паука, и только милость удерживает Его от того, чтобы разжать пальцы.

Стоит уверовать, стоит каяться? Точно стоит.


2. Ст.2-4: А как?

Осия проповедует практично. Он не только призывает обратиться, но и указывает четыре конкретных шага, как это сделать.


А. Признай, что у тебя все плохо

Во втором стихе сказано «ты упал от нечестия твоего». В другом переводе «ты споткнулся о собственный грех».

Первый шаг возвращения к Богу – это принять на себя ответственность за отход от Него. Когда мы падаем, когда у нас что-то не получается, то мы обычно обвиняем кого угодно, только не себя.

Осия прямо говорит: «ты упал от нечестия твоего». Денис Самарин рассказывает такую историю:

Шли два брата, один из них был на замечании. И он говорит другому: «Ты знаешь, из-за чего у меня все проблемы в жизни? Ты знаешь, из-за чего меня взяли на замечание? Это все из-за того, что у меня не хватает смирения». Долгая пауза, и добавляет: «Якобы».

Другая подобная история:

Муж и жена поругались и не разговаривают. Через время она решила помириться: «Ладно, не дуйся, мы с тобой оба виноваты». Помолчала и добавила: «Особенно ты».

Извините за прямоту:

• в ваших нынешних проблемах виноваты вы – и не якобы,
• сохрани вас Господь, чтобы вы не попали в геену огненную, но если вы там окажетесь, то только по собственной вине и за собственные грехи – и здесь нет места «якобы» и оправданиям. 

К концу Лук.15 становится ясно, что потерялись два сына, не один. Налицо математическая прогрессия:

•  1/100 овец = потеряны 1%
•  1/10 монет = потеряны 10%
•  2/2 сына = потеряны 100%

«Потому что все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим.3:23). И вы тоже.

Хорошая новость в том, что признание своей испорченности – первый шаг к решению проблемы. Без этого первого шага второго не сделать.

Евангелие – это радостная весть, которая не работает без разоблачающей вести. Иисус начал проповедь Евангелия со слова «Покайтесь».


Б. Подготовь слова покаяния

В третьем стихе назван второй шаг: «Возьмите с собою молитвенные слова». Я несколько дней изучал эту главу и понял, что это именно о словах молитвы покаяния. Об этом говорят контекст (обличение в грехе) и само содержание молитвы в этом и следующем стихе.

Я, как и все вы, слышал много рассказов о покаянии, и знаете что – обратил внимание, что во многих из них в определенный момент звучали слова «Я решил покаяться». Человек еще не покаялся, не обратился к Господу, но уже захотел этого, и больше того – решил.

В этом году мой старший сын обратился к Господу, и когда я говорил с ним об этом, он тоже мне сказал, что в обед принял такое решение – и это помогло ему вечером выйти сюда вперед и помолиться с покаянием.

Может быть, кто-то тоже решил обратиться к Господу. А кто-то только захотел. Проповедь будет продолжаться еще минут 15-20, потом будет пение церкви – вы можете успеть захотеть и решить сейчас, в эту минуту.

Лучший совет, который я как проповедник Евангелия могу вам дать: начните готовить слова молитвы покаяния прямо сейчас. Возьмите их в свои руки прямо сейчас.


В одном переводе третий стих заканчивается так: «Вместо быков мы приносим слова уст наших».

• У евреев не было проблем с жертвоприношениями, но у них были проблемы с богопознанием.
• Наша молодежь сегодня принесла в жертву Богу замечательного быка музыкального славословия, но если ваши сердца не спасенные, правильным заключительным аккордом этого праздничного богослужения будут слова покаяния. Быки и слова – что больше перед Богом?

В Ос.5:6 об этом сказано: «С овцами своими и волами своими пойдут искать Господа и не найдут Его». Жертв недостаточно. Красивых песен и стихов, праздничной одежды недостаточно.

Бог призывает к покаянию. И путь покаяния очень простой – не веди быка, приготовь слова. Готовьте эти слова, готовьте.


В. Реши отказаться от греха

В третьем стихе приведен кусочек молитвы покаяния, которой учит Осия: «отними всякое беззаконие».

Отказ от старого образа жизни, который уводил нас от Бога, – это третий шаг к Нему. Не знаю, как вы, но я помню за собой покаяния, когда я просил у Бога прощения за определенный грех и сразу знал, что в ближайшее время буду его повторять.

Покаяние, которому учит Осия, это покаяние плюс решение расстаться с грехом. Причем бывает, что мы сразу знаем, что не сможем бросить какой-то грех, настолько он к нам прирос. Поэтому здесь стоит такое яркое слово: «отними от меня беззаконие», т.е. оторви его от меня, освободи меня. Воззовите так к Богу, проверьте Его.

Много лет назад произошел такой случай. Брат приехал в незнакомую общину. Побыл на собрании. Потом его пригласили домой в одну семью, он сидит там в комнате с братом, заходит жена того брата и снимает с себя платье.

Он удивился, а оказалось, что под этим праздничным платьем у нее повседневное платье. Так мы можем не отложить ветхое, и оно будет вылазить постоянно.

Я хочу, чтобы вы облеклись в одежды праведности, которые дает Христос. Но Павел в двух посланиях повторяет, что перед облечением в святость надо совлечь с себя нечистоту и грех.


Г. Выбери одного Спасителя

В четвертом стихе сказано «Ассур не будет уже спасать нас; не станем садиться на коня».

• Во-первых, евреи должны были перестать полагаться на политический альянс для решения своих проблем: «Ассур не будет уже спасать нас».
• Во-вторых, они должны сказать: «не станем садиться на коня». Возможно, имеется в виду Египет, страна, которая снабжала Палестину лошадьми. Т.е. речь о военных силах.
• В-третьих, им пора осудить идолопоклонство: «и не будем более говорить изделию рук наших: боги наши». Другими словами «не будем пытаться справиться с этим другими способами, без Тебя».

Иисус учил, что у человека не может быть два господина. Осия добавляет к этому, что у нас не может быть двух спасителей.

Если вы выбираете Спасителем Иисуса, то не садитесь на коней самоправедности, надежды на свою или чью-то силу, достижения, связи. К Иисусу нельзя пригарцевать на коне, перед Ним надо склониться на колени.


3. Ст.5-9: А получится?

Я не раз слышал от молодых людей, которые еще не доверили свою жизнь Иисусу, что их останавливает неуверенность: а получится ли у них?

• Вот они выйдут и покаятся, а вдруг завтра на учебе они не смогут вести себя по-христиански?
• А вдруг рождение свыше не случится?
• А вдруг они застопорятся в духовном росте?

Обратите внимание, что в этой главе больше всего стихов посвящено как раз ответу на этот вопрос – целых пять стихов из десяти. Поэтому в моей проповеди этот пункт самый объемный.

И ответ Осии – получится. Причем это Божий ответ, здесь говорит Сам Господь. Он подробно описывает в стихах с пятого по девятый, что Он сделает с тем и для того, кто Его послушается и покается, обратится к Нему:

1. Исцелит тебя
2. Полюбит тебя
3. Перестанет гневаться на тебя
4. Будет росой для тебя
5. Ты расцветешь, как лилия
6. Ты пустишь корни, как Ливан
7. У тебя будут раскидистые ветки
8. Ты будешь красивый, как маслина
9. Ты будешь пахнуть хорошо, как Ливан
10. К тебе вернутся те, кто от тебя ушел
11. Ты будешь славный
12. У тебя будут плоды

Это просто потрясающе. Двенадцать обетований подряд для того, кто обратится к Богу.


Если рассматривать этот текст в его буквальном значении применительно к Израилю времен Осии, то эти последствия можно разделить на две части –

• непосредственные результаты покаяния (ст.5-6)
• и долгосрочные результаты покаяния (ст.7-8).

Непосредственные результаты покаяния – это внутренние изменения («уврачую отпадение»), это изменение гнева на милость («гнев Мой отвратился от них»). В восьмой главе Бог говорит «воспылал гнев Мой на них» (ст.5), но здесь гнев гаснет – после покаяния.

Это то, что случается сразу после молитвы покаяния.

Осия описывает и долгосрочные результаты покаяния – Израиль испытает рост населения, будет привлекателен для других народов, станет процветающим и славным.

У вашей молитвы в конце этого собрания тоже будут как ближайшие, так и отдаленные последствия. Это в полном смысле слова поворот, определяющий жизнь.


Обратите внимание, как устроена глава: описываются шаги обращения, а потом последствия этого обращения. Т.е. в спасении

• есть то, что делаете вы – приходите к Богу с покаянием через Иисуса Христа, доверяете Ему свою жизнь, принимаете решение дальше слушаться Его,
• и есть то, что делает Бог – двенадцать прекрасных обетований.

Так как же Осия отвечает на третий вопрос, вопрос «А получится ли?»:

• Без Бога у вас ничего не получится.
• С Ним у вас получится все.

Времени мало, я обращу внимание на два пункта из этих двенадцати.

Во-первых, Бог для вас будет росой.

• Роса – это очень таинственное явление природы. О ней в Иов.38:28 сказано «кто рождает капли росы?»
o Она появляется на растениях утречком словно ниоткуда.
o И ее действие для травы живительно – она умывает, питает, украшает.
• Таково действие Духа Святого, Который рождает свыше.
o Он приходит словно ниоткуда,
o но действует так, что вы обязательно заметите это – Он вас умоет, напитает, украсит.

Роса – замечательная метафора действия благодати.


И еще одна говорящая деталь. До этого момента в книге Осии не было ни одного упоминания Ливана. Внезапно в конце книги Ливан упоминается трижды:

• Израиль пустит корни, как Ливан (ст.6),
• будет благоухать, как Ливан (ст.7),
• и будет славен, как вино Ливанское (ст.8).

Ливан – это территория к северу от Галилеи.

• Этот регион славился своими деревьями, оттуда пришла древесина, которую Хирам из Тира дал Соломону для храма (3Цар.5:1-12).
• Но у этого региона был и еще один экспортный товар, который поставлялся в Израиль – культ Ваала.
o Именно тирская царевна Иезавель привела в Израиль миссионерский отряд священников Ваала и основала ему святилища (3Цар.16:31-33).

Израильтяне ассоциировали Ваала с Ливаном. Он был богом, пришедшим с гор на севере. Более того, в Ос.14 Ливан описывается как место необычайного изобилия – это место

• глубоких корней,
• утонченных ароматов
• и прекрасного вина,

а это блага Ваала. Его считали богом плодородия.

Упоминая Ливан, Господь дает понять: все хорошее, что Израиль надеялся получить от Ваала, в конечном итоге придет от Бога.

Все то, чего вы ищете от современных ваалов, вы можете получить от Господа – и намного больше. Вы ничего не потеряете, обратившись к Богу, напротив – приобретете все. А не обратившись к Нему, все потеряете.


В праздник Жатвы актуален вопрос: как начать приносить плоды? Вопрос хороший, но интересно, что Бог говорит здесь в другой плоскости. Он говорит «От Меня будут тебе плоды», конец девятого стиха.

Виноград растет на лозе не как следствие постановлений Парламента или решений членского собрания церкви, этот виноград – результат, плод жизни самой лозы.

Если вы начнете жизнь со Христом, от Него будут вам плоды. Прекрасные плоды

• святости,
• преображения характера,
• поступательных изменений жизни.

Прямо перед этими словами в Ос.14:9 Бог сравнивает Себя с кипарисом.

Это вечнозеленое растение, которое не могут атаковать болезни или насекомые. В Википедии про него сказано: «Растет довольно быстро, переносит продолжительную засуху и кратковременные понижения температуры до ;20 °C. Доживает до 2000 лет».

Сравнивая Себя с кипарисом, Бог говорит вам:

• «Я надежный,
• на Меня стоит положиться,
• Меня достаточно.
• Плоды точно будут».


4. Ст.10: А что потом?

Книга об отступничестве и покаянии заканчивается словами «Правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них».

Мы всегда пытаемся сократить, срезать. Божий путь – всегда самый прямой и быстрый путь к достижению благословения.

В Новом Завете мы узнаем, что это за путь. Иисус есть путь, истина и жизнь. Мудрость в том, чтобы это понимать, разум в том, чтобы знать – Иисус есть самый прямой путь, единственный путь.


Заключение

На вопрос «А что потом» есть два ответа. Выбери, какой ответ будет приложен к тебе.

• Если ты прощен благодаря жертве Иисуса, твоя жизнь изменится, и подтверждением этого будет то, что ты будешь ходить по прямым и правым путям.
• Если ты не подчиняешься Иисусу, у тебя не получится жить христианской жизнью, поступать по заповедям, как не старайся, ты будешь падать на этих путях.

Есть игрушка Ванька-встанька, а ты будешь Ванькой-лежанкой.

Русский поэт говорит: «Завязывается характер с тревоги первой за себя». Тебе за себя тревожно?

Если до сих пор у тебя не получалось ходить по прямым путям, жить по Библии, это потому, что ты не подчинился Богу Библии.

• Тебе нравится постоянно падать? Не верю.
• Тебе по душе перспектива лежать во зле вместе с этим миром? Не думаю.

Если нет, приглашаю прямо сейчас к Иисусу и повторяю слова Осии из 2-го стиха: «Обратись к Господу Богу твоему».

28.09.2023


Рецензии