Быть тренером... Часть 45

***  Пора  ***

Вероятно я плохо умею скрывать свои чувства. Прошло уже много времени после той не состоявшейся поездки. Больше месяца точно.

Жизнь клуба неслась вперед локомотивом, ничто не могло остановить ход событий. Занятия, походы, дискотеки... Во всем этом конечно участвовала и даже получала удовольствие, но...

Уже и походы были не так интересны, и спасало только желание смотреть на огонь, поддерживая костер и наблюдая за приготовлением пищи. Успокаивает, вводит в умиротворенный транс. Люблю костер. Зная как его разжечь, вырастить и поддерживать, отношусь к нему бережно и терпеливо. А он радует меня своим теплом, светом и спокойствием.
Нет, я не готовила еду, этим занимались всегда другие. Однажды была попытка оставить меня следить за супом на костре... Он пригорел... вернее то что от него осталось... После чего все поняли раз и навсегда - кулинария не моя сильная сторона, успокоились и больше не повторяли своей ошибки.

Дискотеки чаще всего проходили в верхнем зале без моего участия. Предпочитала проводить время внизу "дежуря" вместе с Сангером и Сэнсэем, помогая поддерживать порядок, и конечно разгадывать сканворды. Непонятно почему, но доказано личным опытом - находясь на охране объекта, неизменно просыпается тяга к разгадыванию сканвордов. Странная потребность мозга при проверке окружающих на наличие спиртного и сигарет, одновременно угадывать реку Индонезии или гору Тибета.

А тренировки... они всегда тренировки. Делая шаг в зал погружаешься в атмосферу веселой детской суеты. Мелкие шалости, наивные надежды что их не раскроют, глупые обманы, веселые анекдоты за спиной тренера. Кажется что Мир может рухнуть, потом снова возродится, а тренировки детей и подростков не изменятся никогда. Дети всегда такие дети!

Иногда это утомляет, но на фоне общего хаоса и глобальных проблем данное обстоятельство даже спасает нервы. Хоть что-то должно быть стабильно.

- Ну что, ты готова?

- Конечно папуль! Только уточни к чему?

- Вести свою группу.

Ой... за всей суетой совершенно забыла, что с сентября собиралась вести занятия сама. Полностью. Набрать группу и идти с ней к цели... какой-то там.

- Что уже пора?

- Лето пролетит - не заметишь. Как обычно в августе уже клеим листовки по городу. Иначе в сентябре никого не будет.

- О... а какой возраст ты мне дашь? И... я же так и не попала на чемпионат...

- А, забудь о нем. Не попала и не попала. Сейчас ничего уже не изменить. А работать надо. Тренировки сами себя не проведут. Хватит тебе пока тех знаний и умений которые есть.

Вздохнула. Возможно и правда Мир не рухнул, просто так показалось.

- Так какой возраст?

- Я вот думаю... родители и выбирая тренера по рукопашному бою своему ребенку - между мной, Сэнсэем и тобой... кого они выберут? 

- Не знаю.

- Боюсь что не тебя... Ты девушка.

- Сто тридцать восемь.

- Что " Сто тридцать восемь "?..

- Сто тридцать восемь раз я это уже слышу. Сказать как меня это бесит?

- Странная реакция. Не понимаю...

- А чего непонятного? Каждый раз, когда я пытаюсь сделать что-то стоящее, мне тыкают в нос тем что я не парень.

- Девушкой быть тоже хорошо. Девушки красивые.

- А мне не интересно быть красивой! Я хочу заниматься любимым делом!

- Так занимайся. Ты уже будешь набирать себе группу. Ты совсем скоро станешь тренером.

- К которому никто не приведет детей по твоей логике?

- Вот я и хотел предложить альтернативный вариант, выигрышный для всех. Будешь набирать цирковую группу! Во-первых у тебя есть опыт работы в цирке. Во-вторых образование подходит. В-третьих - в городе нет конкурентов. И тем более нет конкурентов в нашем клубе. А клуб получит новые номера для выступлений на городских мероприятиях!

Смотрела на его радостное повествование с умилением. Какой молодец. И всё то у него сошлось. Кроме одного.

- Я ухожу из цирка не чтобы снова им заниматься. А чтобы отдохнуть от него. И хочу заниматься рукопашным или ушу. Готовить детей к боям...

- Сейчас тебе главное начать. Набрать группу рукопашников мало вероятно. Будут ходить один-два человека. А в цирковую группу - все желающие. Не забывай, что увольняешься и теперь твой основной заработок будет зависеть от количества детей в зале.

- Подумаю...

Правильнее было бы сказать "подожди, попсихую, успокоюсь", но во взрослом мире принято этот процесс называть загадочно "подумаю". Так и сказала. Я ж взрослая вроде как уже. Скоро стану тренером.

- Ага, давай подумай...

Мне кажется он правильно понял мой мысленный ответ.


*** Оно уже происходит ***

В августе мы бегали от дома к дому расклеивая листовки с приглашением на занятия в наш клуб. И сейчас кроме обычных групп рукопашного боя и ушу там была и моя цирковая группа.

Радостно читая эту листовку в первый раз, боялась дышать чтобы не разрушить магию происходящего. Настоящая моя личная группа. И я тренер. Мурашки по коже.

Только мы отходили, подбегали ребята прочитать новую информацию. Отдаляясь от них мы слышали бурное обсуждение. Листовки работают!

Взрослые подходили и интересовались чему учат на занятиях и как записать детей. И конечно несколько человек заинтересовала моя цирковая группа. Отвечая на вопросы понимала, что люди готовы придти ко мне и научиться новому и интересному. Это вдохновляло.
Пол ночи мысли штурмовали голову. Чёртик забился в угол и ворчал на них. Как теперь уснуть?

На следующий день под вечер листовки и места их поклейки закончились. Вот так всё сложно и энергозатратно было в 2003 году. Соцсетей и групп вконтакте не было, разместить информацию можно было только на столбах и досках для объявлений. И как вы понимаете, прикрепить видеоряд и подборку фотографий о жизни клуба к фонарному столбу не получится. Поэтому в объявлении перечисляли всё что происходит на тренировках, немного о жизни клуба, соревнованиях и выступлениях, и конечно адрес и телефон.

Но и этого тогда было достаточно. В первые же дни сентября и новички и знакомые ребятишки бежали на занятия.

- Что мне с ними делать?

- В каком смысле?

- У меня всё вылетело из головы. Было так много планов, мыслей... Первая тренировка уже завтра, записалось пять человек. Что делать?.. они же ничего вообще не умеют...

- Успокойся и вспомни как проходили тренировки в твоей цирковой студии. Где-то же ты начинала этим заниматься.

- У нас новички занимались в одной группе со всеми. Они просто наблюдали как делают старшие и пытались повторять.

- Ну? И что тебе мешает показывать им новые трюки чтобы они повторяли?

- А вдруг детям не понравится?.. Или я забуду какие подготовительные упражнения должны быть перед ними?.. Или...

Он смеялся. Что за человек! Нужна моральная поддержка, а он...

- Давай по-порядку - сказал он успокоившись.

- Другой разговор, давай.

- Начинаем всегда с разминки? Да. Провести разминку сможешь?

- Конечно. Пол жизни проводила разминки.

- Вот, начало уже есть. Теперь реши чему ты будешь их обучать и в зависимости от этого составь планы на занятия. От простого к сложному.

- Растяжка и упражнения на гибкость нужны обязательно, без них это не цирк.

- Хорошо, уже второй пункт твоего большого плана. Ещё?

- Основные элементы гимнастики и простая акробатика.

- Третий пункт есть. И учитывай что придут разные дети - и физически и по сообразительности совершенно разные. Заранее готовь более сложные задания на всякий случай. Как только станет скучно - захотят уйти.

- Поняла, согласна. Должно быть интересно. Тем более цирк.

- Чему еще кроме гимнастики вас учили?

- О, так куча всего - жонглирование, баланс, обручи, парная акробатика.

- Хорошо, эта часть будет четвертой на твоих тренировках. Если первые три обязательные для всех, четвертую смогут выбрать сами кому что понравится.

- Да, примерно так всё и происходило на наших занятиях... как я могла забыть?...

- Всё? Успокоилась?

- Да.

Я сияла спокойствием. Хорошо точно знать чем займешь группу на полтора часа.


*** Первый блин... и все в коме ***

Группа стояла в линию и внимательно смотрела на меня. Я смотрела на них и внушала себе, что знаю что с ними делать.

Проблемы начались уже на этапе разминки. Две девочки двенадцати лет бежали быстрее семилетнего мальчика и шестилетней принцессы (розовая пачка и корона выдавали её сущность), начиная запинаться о них. Пятый ребенок опаздывал и я была совсем не уверена как пройдет его растяжка без разминки...

На каждом упражнении мои циркачи путали право и лево, делали всё невпопад и криво. Оказалось для неподготовленного ребенка ровно вытянуть руки в стороны уже проблема. Нет, раскинуть их как крылья с торчащими пальцами сразу получилось, но собрать пальцы, натянуть ладони, выпрямить локти и опустить вниз плечи... ох. Минут пятнадцать мы боролись с руками.

В планах на эту неделю были мостик, стойка на голове и гимнастическое колесо. Погорячилась. Реально за эту неделю мы научились лишь делать кувырки вперед и назад... С боями... через раз втыкаясь головой в мат, борясь со страхом оттолкнуться ногами... и с гравитацией в целом.

Подводящие упражнения я помнила хорошо. Но совсем не была готова к тому, что придется на ходу придумывать подводящие упражнения к подводящим упражнениям...

Во время растяжки показывала все упражнения сама и делала всё вместе с ними. Порцию растяжки получила больше всех, ведь я делала всё правильно и своевременно, а они еще долго выбирали правую ногу из двух предложенных природой.

Полутора часов явно мало для создания гимнастов из этих сказочных единорогов! Но они, как выяснилось, устали. Как так? Почти ничего не сделали и уже устали... Первое занятие подошло к концу. Довольные, запыхавшиеся и вспотевшие циркачи спускались в раздевалки где их встречали родители.

Я шла позже всех озадаченная, с желанием засесть за тетрадку с планами в тренерской, и гори она огнем эта тренировка старшей группы по рукопашному. У меня теперь есть пятеро совершенно разных детей и масса не решенных вопросов. Следующее занятие послезавтра. Срочно корректировать планы!

Услышала разговор родителей и детей:

- Ну как занятие? Понравилось?
- Да! Она на шпагате сидит и совсем ноги в разные стороны! Я так же буду скоро уметь!

Это был явно голос "принцессы". Ей понравилось? Еще пол часа назад она почти плакала пытаясь повторить те самые шпагаты... думала сбежит первая. Ничего себе поворот.

- Нас сегодня учили делать сальто на мате! И я научился почти сразу!..

О, это семилетний "акробат"... и говорит он явно о кувырках... Смешные.

Старшие девочки обсуждали что-то тише и этот разговор остался для меня тайной. Надеюсь захотят заниматься тут долго, неплохо получается.

Загруженная новой информацией и мыслями налила себе чай и молча смотрела в одну точку.

Сангер вошел после своей тренировки как всегда веселый. Увидев моё состояние засмеялся.

- Что, неужели всё так плохо?..

Посмотрела на него и помотала головой.

Вошедший Сэнсэй как обычно торопился переодеваться. Быстро поздоровавшись попросил налить ему чай.
 
- Ну что, как в этом году? много новеньких?

Как вы понимаете предпочла молча пить чай и не влезать в их диалог.  Сангер ответил так же бодро -

- Да, много, есть хорошие ребята.

- Это радует. А ты что не веселая? Что случилось?

Адресованный мне оптимистичный вопрос наткнулся на стену тихого -

- Всё хорошо.

- Что случилось? - этот вопрос был уже в сторону Сангера.

- Радуется. Сейчас провела первую тренировка цирковой группы.

- А-а-а... Поздравляю!

- Спасибо.

А про себя подумала - "Боже, этих ни к чему не готовых детей уже называют цирковой группой... какой кошмар. Получится ли у меня сделать из них настоящую цирковую группу хоть когда нибудь?.."

Официального увольнения еще не было, приказ не подписан, трудовая книжка всё еще в отделе кадров. Может не стоит всё бросать и пытаться сделать из этих детей артистов?.. Отказываясь от всего в своем городе, получаю вот это. И есть ли просвет в обучении вообще? Странно, страшно, ничего не понятно. Безумно.


*** За мечтой ***

- Не понимаю тебя. Нет, правда. Ты мне уже все уши прожужжала что хочешь быть тренером. Вот. Оно уже произошло. Ты - тренер. Группа набирается, занятия уже начались.

- Почему мне кажется всё это тупиковой идеей?

- Объясни...

- Они вообще ничего не могут!..

Далее вкратце но в красках следовал рассказ о первой тренировке моей группы. Не без эмоций конечно. Закончив вопросительно посмотрела на него.

- Ну?

- Что "ну"? Что мне теперь с ними делать?

- Глупый вопрос. Учить! Ты тренер. Твоя задача из дров сделать артистов. Ты думаешь ко мне другие приходят? Такие же. Терпеливо объясняй, много повторяйте, хвали, радуйся за них... Это и есть твоя работа. Ты этого хотела.

- Неужели все с этим сталкиваются? С таких элементарных вещей всё начинать? Вытянуть руки, вытянуть носок, выпрямить спину, красиво сделать шаг...

- Да. Вернись на грешную землю. Это для вас всё просто, вы годами на сцене, всё отработано до автоматизма. А они только учатся красиво поднять руки и сделать шаг. Все с этого начинают.

- Папуль, у тебя ведь есть знакомые в спортшколе? Можно подсмотреть как проходит тренировка у гимнастов новичков? Вот убей - не помню как меня этому учили... в шесть лет. Давно было.

- Ладно, договорюсь, съездим посмотрим. Не переживай, всё получится.

Как и обещал, мы смогли посмотреть на занятие новичков новобранцев. Сев подальше в углу зала чтобы не отвлекать детей приготовились. С нетерпением ждала и вот...

Вслед за молодой девушкой тренером, подтянутой и грациозной, строго по одному но всё равно толпой так же гордо высыпались маленькие, немного косолапые "хомячки" в белых гимнастических купальниках. Они шли стараясь вышагивать под музыку, запинаясь о свои и о чужие ноги, спотыкаясь, подтягивая колготки и путая направление.

Тренер невозмутимо шла впереди и предлагала им новые движения, с которыми "хомячки" ответственно боролись. Позже выяснилось, что это группа 6-7 лет. Собственно такие же, как и малыши попавшие ко мне.
Наблюдая за процессом запоминала новые интересные упражнения, а так же отметила, что возможности некоторых местных "хомячков" даже меньше чем у моих. И это радовало.
Мы уже собирались уходить, как на соседний ковер вышла группа восьмилеток. они занимаются второй год. Но боже, какая огромная разница! Стройные, подтянутые, бодро шагающие... совсем не хомячки. А ведь были такими еще год назад.

- Ну, видишь? Успокоилась? Даже чемпионы с чего-то начинают. И похоже все - с того как выпрямить руки и красиво сделать шаг. Так что, не вижу повода переживать. Всё по плану!

Вздохнула. Он прав. Мои тоже научатся.


*** что не так? ***

Вот уже три недели прошло, результаты постепенно начинают проявляться. Но что-то тут не так. Они устали от монотонности, от "сухих" заданий и многочисленных повторений. И если старшие ребята понимают для чего им это надо, малыши просто зевая смотрят на меня и уже не стараются.

Проблема озвучена в тренерской вечером за чашкой кофе.

- Так играй с ними! Они же дети.

- А как же тренировка?

А ты придумай такую игру, в которой нужно будет выполнять твои упражнения. Увидишь - сделают с удовольствием.

- А вы во что со своими играете?

- Да разные игры малышам придумали. Зависит от задач. Если уже умеют падать правильно и пора учить их делать быстро и из разных позиций, играем в "Выше ноги от земли". Все бегают по залу, а по свистку тренера падают и поднимают ноги. Кто не упал до счета "три" - проиграл. И так для каждого упражнения можно придумать. Ну у тебя мозги свежие, и вся ночь впереди. Дерзай.

- Да... пожалуй пригодилось режиссерское образование. Придумывать сценарии игр приходилось.

Они оказались правы, игры спасают. Делают занятие веселее, выполнение упражнений активнее, участие обязательным. Очень хороший выход.

Так прошел сентябрь 2003 года. Первый месяц моей работы тренером. Он дал много пищи для размышлений, научил адаптировать задачи к конкретным детям, придумывать интересные задания не отклоняясь от тренировочного плана.

***


Рецензии