Экономические провалы Кокорева 5

Великоруская культурология. Кокорев и его «Экономические провалы»

Часть 13

В этой части Мы с Вами предварительно разсмотрим идеологические Основы реалий и Сути всех «экономических» и сопутствующим им социальных  провалов  государственной жизни Русского Мiра XIX века сотворенных либералами. Все они, так или иначе, отмечены и аналитически раскрыты Василием Кокоревым в своей фундаментальной работе «Экономические провалы». Это было политическое завещание Русского Гения Нам с Вами грядущим. А скорбную историческую хронологию «экономических провалов» Мы с Вами разсмотрим с позиций природных расовых Традиций и Культурологических Основ великоруской индикативной нестяжательной экономики.

Глубочайший кризис, охватил в последние века своими паразитическими щупальцами дьявольщины «бизнес» глобализма всю мировую хозяйственно-общественную жизнь, как и саму мировую бытийную и экономическую мысль. Начало политике мирового экономического беснования идеологии политической ереси иудаистики положила так называемая английская «промышленная» революция. А далее под финансовым диктатом Мировых Глобалистов, Ростовщиков эти антисоциальные, антирасовые и антигосударственные интернационалистские революции нарастающим валом покатились по Европе и миру.

В чем же состояла идеологическая и политическая Суть английской «промышленной» революции?

Ее деятельным импульсом стало массовое применение машинных технологий производства с энергетическим паровым приводом действующим посредством сжигания угля. Эти технологии вкупе с топливно энергетическим паровым приводом машинного производства резко подняли его производительность труда. Они же позволили для бытовых нужд масс простого народа наладить массовое стандартизированное производство товарной продукции повседневного и длительного спроса. Эта же тенденция в разы повысила оборот, сбыт и финансовую прибыль производимой товарной массы. По той же причине резко выросла потребность в примитивной специализированной наемной рабочей силе с фиксированной оплатой труда не требующей никаких природных навыков и талантов. И что было еще более разрушительно для массовой культурологии наемных работников, в связи со стандартизацией машинного производства и с его системной глобализацией то, что резко снизилась нужда в самодеятельном качественном труде его исполнителя и отпала насущная потребность в его творческих носителях.

Так появился сформированный диктатом политической иудаистики марксов класс примитивных «экономических рабов», «пролетариата» с крайне низким уровнем социальной культурологии. Подобные пролетарии не имели за душой ничего «кроме своих экономических цепей» в виде их радикальной зависимости от работодателя в средствах жизнеобеспечения и терять подобному пролетариату было нечего. Такие пролетарии были идеологически интернационалистски «свободны» от всех своих прежних расовых типологических Традиций Бытия. Соответственно проявилась и реальная финансовая каста политических рабовладельцев, безпредельных владык этих «экономических рабов».

Судьба расовой и родовой Аристократии народов мира при господстве подобной «финансовой» политической системности была предрешена. Она резко потеряла свое прежнее попечительское значение для своих народов и свою прежнюю расовую социальную объединительную расовую роль. Таковая Аристократия под давлением системного финансового гнета человеконенавистнической иудаистики и диктатом политической пропаганды ушла в политическое небытие, а ее народные массы были превращены в плебейское «панургово» стадо своих политических рабовладельцев.

В своем рабском наемном бытие массы подобных «экономических рабов» обоего пола легко впадали в пожизненное примитивное мещанское антисамодеятельное, животное материалистическое состояние. А Мировой клан политических иудаистов своей «очаровательной» пропагандой религиозных «учений» и социальных теорий легко «лепил» из подобной плебейской социальной среды любые политические структуры своей иудаистской обслуги для реализации дьявольских человеконенавистнических разбойничье-рабовладельческих планов и замыслов.

 Так в результате массового применения машинного производства его финансовые владельцы моментально приобрели глобальное общемировое политическое значение. В Англии это вызвало резкие социальные изменения в политизированной структуре английского общества. Оно породило качественно новое системное парламентское законодательное разделение властей, где все социальные интересы «частных» обладателей финансового капитала стали в государстве незыблемо приоритетными и глобальными. Так началось современное системное оформление современного политического диктата клана Мировых Глобалистов, Ростовщиков. Одной из его реалий и был «экономический марксизм», ставший орудием разрушения Русского Мiра.

Социальное управление совершенно безправной, безликой, экономической серой массой «пролетариев» в низах было разбито на различные политические партии. Вот здесь всевозможные «очаровательные» социальные теории и стали эффективными антирасовыми, антиимперскими и антигосударственными инструментариями. Сам процесс закабаления «общественного мнения» народа, для либерального клана, как сообщества политических иудаистов, был уже делом примитивной социальной техники. Так в результате инспирированных ими революций, социальные рабовладельцы, клан Мировых Глобалистов, Ростовщиков, хозяев мировой банковской системы стал мировым надгосударственным и наднациональным гегемоном. 

В результате английской «промышленной» революции и последующих иных революций, все имперские народы Европы культурологически и социально стагнировали в различные государственные формы «демократического республиканства».

Одним из самых страшных антисоциальных последствий для народов мира была разрушительное влияние революционной иудаистики в области «решение женского вопроса». Первый практический опыт полувекового безнравственного террористического правления политической куклы либерального клана, английской королевы Елизаветы, не прошел даром. Далее «решение женского вопроса» было опущено политически в народные низы. Революционные «богини разума» во Франции породили массу своих идеологических последователей. Кумирами народа предстали мужеподобные и женоподобные писатели-пропагандисты политической иудаистики типа Авроры Дюдеван и т. д. А апогеем «женской» политики стала популяризация движения потерявших природную человеческую Сущность дьяволопоклонниц Клары Цеткин и Розы Люксембург. Этих «чувственных» животных вместе с кучкой последователей политические иудаисты объявили «борцами за свободу женщин». Так возникло движение борьбы за политическое феминистское «женское равноправие.
 
Свои страшные дьявольские идеологические следы «решение женского вопроса» оставило и в России. Женщины террористки, Засулич, Фигнер и прочие породили дьявольщину валькирий Серебреного Века, революций и всего XX века. В их рядах публично и «творчески» высветились: - Гиппиус, Ахматова, Цветаева, Рейснер, Коллонтай, «еврейские жены» красных вождей Коминтерна и т. д.

Россия в XX веке прошла весь скорбный путь своей непосредственной государственной колонизации в форме революционного «марксизма-ленинизма» и «демократии». Революционный Февраль 1917-го с уничтожением «удерживающего» государственную Форму Монархии, как и последовавший вслед за Февралем плановый революционный  антигосударственный хаос, открыли столбовую дорогу колониального Октября и воцарили над Русским Мiром господство череды политических иудаистов, псевдо «пролетариев» Коминтерна.

В стране колонизированной Коминтерном и охваченной Гражданской Войной воцарился голод. От голода умирали сотни тысяч людей, а в это время глава коминтерновцев, красный зверь «ильич», посылал директивы местным властям, в коих приказывал запрещать умирающим и пытавшимся спастись от голодной смерти рабочим обзаводиться подсобным хозяйством, «которое есть их возврат к прежней мелкобуржуазной жизни». Русское Крестьянство  политические иудаисты колонизировали по иному методу. Они превратили русского самодеятельного крестьянина в подобие «пролетария» с работой в колхозе за «палочку» трудодня. Там сразу после революции, в духе и русле «великих социалистических прозрений» социальной чуши «марксизма-ленинизма»,  первоначальной была неудачная попытка организации «красных коммун». А уже далее принудительно, террористически самодеятельное русское крестьянство согнали в сатанизм «колхоза», при этом отобрали у русского крестьянства все его средства производства и землю.

Удивительно то, что никто не видит явную каббалистическую иудаистскую мистику в назначение «красным вождем революции» именно Ленина! Там в Коминтерне таких «вождей», как «ильич», как и иных «глубоких» теоретиков «марксизма» было пруд пруди. А вот «ильич», «вождистский» член либерального клана Коминтерна, родом из семьи заговорщиков цареубийц, был единственным, кто подходил на мистическую роль палача Русского Мiра. А по сатанистской мистике политических иудаистов именно он должен был ритуально мистически довести до завершения дьявольское дело Цареубийства, как «взятие удерживающего из среды» Русского Мiра, как и изтребления всего Царского Рода. Ленин здесь был один единственный «верный кандидат». Поэтому именно он и был мистически поставлен во главе разрушителей Русского Мiра и главным действующим лицом физического уничтожения всех носителей природной Великоруской социальной расовой Формы - Монархии. 

Другой мистической либо практической роли «ильича» ни в каких иных стратегических революционных целях разрушителей и колонизаторов Русского Мiра здесь и не требовалось. Да он в революционных событиях более ничем и не отметился. Все эти пустые бумажки посланий «писем к съезду» или «о кооперации» не играли никакой реальной роли в тех революционных событиях. Все «исторические» измышления на эту тему плод политических фантазий советских историков. А пластмассовая кукла «вечно живого ильича» в мавзолее это тот же мистический красный терафим-оберег, тот же ложный кумир для Русского Народа, коими когда то торговали на Руси еретики «жидовствующие».

В официальной методологии сегодняшней «науки» господствует каббалистическая либералистика «математики царицы наук». Она сконцентрирована в ее «относительном» раже умозрительного «поиска тайн атома и атомного ядра». Плюс современная колониальная псевдо цифровизация. При сегодняшнем господстве методологии вышеобозначенной кабалистической либералистики эта гибельная тенденция  перекинулась во все сферы общественной жизни, включая финансово-хозяйственную жизнь народов.

 А ведь Русская расовая Мысль давно сконцентрировала все свои итоговые хозяйственные экономические идеи, где отражена коллективная Великоруская Финансово-Хозяйственная Мысль. Их спектр широк - от хозяйственного уклада «выкупной» Великоруской государственной экономики Царя Ивана Грозного, и сопутствующим им идей глобальной защиты внутреннего сектора экономики от Ордина-Нащекина, до государственной хозяйственной тарифной политики от Менделеева.

Выкупной характер государственных договорных отношений Царской государственной Власти Ивана Грозного полагал твердую фиксированную договорную периодическую денежную и товарную плату в госбюджет волостей местной власти. Этим открывалось поле безпредельной созидательной самодеятельности русского народа. Разиер подобного взноса в госбюджет был фиксированным, а все излишки оставались на месте и такая гармония местных и государственных интересов власти жила принципами защиты деятельных интересов своего народа. Несколько иную форму, при той же Сущности, имели выкупные платежи предложенные властям предпринимателя Василия Александровича  Кокорева. Сходные идеи реализовывал и Алексей Степанович Хомяков. Все они были сконцентрированы в деятельности великого Дмитрия Ивановича Менделеева. Его заслуги в науке велики, но они не идут ни в какое сравнение с его финансово-хозяйственными идеями и заслугами.

Сущность Великоруской финансово-хозяйственной Мысли была в полной предсказуемости договора власти и местной общности предпринимателей по реализации насущных для Русского Народа и Государства видов взаимовыгодной деятельности. Она не только не потеряла своей актуальности в принципе, но и обязательно будет осуществлена Русским Народом во главе со своей Великоруской расовой Аристократией применительно к современным условиям.

Вернемся к Василию Кокореву. Чтобы Нам с Вами были ясней его глубокие  экономико-социальные мысли надо коротко коснутся облика той судьбоносной эпохи, как и ее Истоков первоначальной прямой колонизации Русского Мiра. Кокорев описывает события 30-40 летнего периода середины XIX века. Губительные интернационалистские реформы жизни Русского Мiра начались при завершающем этапе правления Императора Николая Первого и продолжились при Императоре Александре Втором. Его правление закончилось Цареубийством. А Император Александр Третий получил в наследство страну с массой социальных противоречий, разстройством хозяйственной жизни и крахом финансовой системы государства. Собственно все его недолгое 13 летнее правление было посвящено стабилизации государственной жизни России. Александр Третий перенес шесть террористических покушений на свою жизнь. Существует историческая версия и стойкое убеждение, что Александра Третьего, 49 летнего здоровяка никогда и ничем не болевшего ранее, просто «залечили» придворные доктора. В это время Кокорев (1817-1889) написал и издал свое политическое завещание «Экономические провалы» с надеждой на благотворные перемены жизни Русского Мiра.

Молодой Император Николай Второй, вступив на Трон, сразу испытал бешеный напор жаждавших реванша либералов, «пятой колоны», вкупе с международным спекулятивным капиталом. Введение «золотого червонца» в его правление и катастрофические указы 1905 года  ввергли Россию в сползание к неумолимой революционной государственной катастрофе начала XX века.

Сущность системности к коей идеологически стремится иновидовая человекообразная животная человеконенавистническая политическая иудаистика это всеобъемлющая коррупция социума. В сегодняшней колониальной «демократии» РФ она наглядна.

Нынешние радетели советской власти сегодня приводят два «убойных» антикоррупционных довода об «ссср»: -

-при советской власти коррупции не было, так не воровали
-все воры и коррупционеры в «ссср» неминуемо попадали в тюрьму

Но это типичное плебейское мнение советских простонародцев и их идеологических последователей, все того же иудаистского интернационалистского типа: - «смотрим в (политическую советскую) книгу, видим фигу».

  Тотальная коррупция процветала и в системе «ссср», правда в ином качестве, в государственно-распределительном паразитическом виде. Бытовые размеры ее были более скромными, остановка не позволяла развернуться, у чиновничье-бюрократического аппарата величиной по факту в несколько миллионов. Зато «творческая» интеллигенция тащила под себя, что ни попадя, а совсем безсчетное количество государственных богатств уходило всевозможным паразитическим сообщникам красных колонизаторов «за бугор». В основном это была «помощь» «братским компартиям», государствам «мировой системы социализма» и «блоку неприсоединившихся стран». Всех их и страны Африки напичкали безвозмездно самым современным оружием, а долги РФ им простил. Сегодня этим оружием в ходе СВО убивают русских солдат. Но самой отвратительной русофобской была дотационная помощь «братским» народам «республик» и «автономий» внутри «ссср» В то же время системно разорялись, разрушались и нищенствовали русские регионы РСФСР.

Тотальная коррупция процветает системно во всех странах попавших под диктат политической иудаистики, везде специфически по своему. Вглядываясь аналитически в эпоху и государственно расовые великоруские свершения Царя Ивана Грозного Мы с Вами можем увидеть там его неустанную борьбу с коррупцией и коррупционерами «удельными княжатами».

Методы ее были просты, но необычайно эффективны. Это была системная организация государственного взаимодействия Москвы и местных властей. В ней местные власти платили государству твердый договорной налог и вместе с тем обладали всей полнотой власти над своим русским населением. Эта власть была заключена в нравственные пределы Уложений Домостроя и Великоруских природных нестяжательных Традиций Бытия. Переток населения существовал в пределах личной ответственности и попечения местного жителя над переселенцем. Никакой «праздношатающейся свободно» из региона в регион публики не допускалось В обстановке подобной реальной демократии «глаза в глаза» решались все жизненные вопросы и спрятаться за преступную «коммерческую тайну», либо обогащаться чиновничьим произволом никакому коррупционеру здесь было невозможно.

Именно этим своим природным культурологическм социальным нестяжательством Мы с Вами, Русский Народ, стали, как кость в горле у либерального клана. Именно поэтому с незапамятных времен на Русский Мiръ его иновидовые человекообразные дьволопоклонники, стяжательно-паразитический либеральный клан, насылает иго за игом интернациональных кочевнических орд «двунадесяти языков». Сегодняшняя СВО по своей форме есть фиговый листик прикрытия истинных многовековых усилий либерального клана по «денационализации» Русского  Культурообразующего Народа и лишения Нас с Вами своей государственности.

 А вот и хронология очередных «экономических провалов» В.А. Кокорева.

Седьмой провал

В 1862 г. началось министерская деятельность (финансов) М.Х. Рейтерна.
Построенные в это время железные дороги обошлись очень дорого от невыгодной реализации за границей железнодорожных бумаг. Впрочем, эта невыгодность могла бы быть значительно уменьшена, если бы прежде приступа к сооружению дорог были устроены рельсовые, локомотивные, вагонные и другие заводы для всех железнодорожных принадлежностей, и тогда бы к нам действительно влились иноземные капитала. А вышло то, что в действительности к нам никаких капиталов не попало, наш государственный вексель (облигация с 5%-ной гарантией) брали со скидкою 30% с рубля, а нам платили за него рельсами, локомотивами, вагонами и т.п. с накидкою, вероятно, 20% на рубль. Само дело указывало, что надобно было спешить с устройством горной Уральской дороги, чтобы получать оттуда рельсы, железные мосты и прочее; а мы эту дорогу, отложив на самый конец, покрывали (о, ужас!) рельсами и железными мостами, привозимыми из Англии. На это остается сказать одно: Наполеон III, сидя в Гамской тюрьме, написал в своих записках, что вводимые в народную жизнь ложные экономические воззрения действуют сильнее баррикад на разрушение самых гранитных монархий в мире.

Но в это время, когда мы выписывали из-за границы все железнодорожные принадлежности, частная предприимчивость с упорным трудом образовала несколько железоделательных заводов (Струве, Полетика, Мальцов, Ухтомский, Губонин и др.), не встретивших того правительственного поощрения, которое могло бы укрепить их, по примеру Берлинского завода Борзига, доведенного до громадной широты в своих действиях посредством сознания правительством в этом заводе государственной силы.

Обращаясь к истории сооружения русских железных дорог, мы видим поразительное явление. Англичане получили предварительные концессии на дороги: Орловско-Витебскую до 100 тыс. и на Московско-Севастопольскую по 105 тыс. металлических за версту с 5%-ной гарантией правительства; но по обеим дорогам, через год, отказались от исполнения за невозможностью собрать акционерный капитал, несмотря на то, что в Севастополь, в придачу к ужасной ценности дороги, им предоставлялось, кажется, на 25 лет, право учредить порто-франко. Люди русские! Возрадуйтесь этому отказу и возблагодарите милосердие Божие, отвращающее от нас грешных беды и напасти.

Вскоре за отказом англичан М.Х. Рейтерн нашел возможность, посредством П.И. Губонина, построить железную дорогу от Орла до Витебска, и потом, посредством того же Губонина, с участием С.С. Полякова, от Курска до Севастополя почти наполовину дешевле английских цен и без всякого порто-франко. Возможность эта явилась оттого, что, не стесняясь статьями Свода законов, сочиненными прежде всякой мысли о железных дорогах и требовавшими сначала взноса акционерного капитала, а потом уже допускавшими займы по облигациям, были эти статьи повернуты одним концом кверху, другим книзу, т.е. сперва занимать по облигациям, а потом приступать к выпуску акций. А так как оказалось возможным построить многие дороги на один лишь облигационный капитал, то акции остались, вполне или частью, в руках учредителей в виде награды за их труд; а мы, жители русской земли, сели в вагоны и поехали, преисполненные благодарности за освобождение нас от прежней мучительной езды в почтовых телегах. Говорят, что мысль этого простого переворота производить прежде выпуск облигаций, а не акций принадлежит А.И. Колемину и П.Г. фон Дервизу; но как мысль эта введена в действие Рейтерном, то ее и надо признать его собственностью: потому что никакой министр не имеет времени и обязанности выдумывать новые приемы для осуществления разных промышленных начинаний, но вместе с тем только тот министр может что-либо созидать, который не душит заявленных ему полезных мыслей справками в старых законах, потерявших уже свое значение по своему приложении их к новым делам, и который не ставит себя в рамки раболепного служения губительному и мертвящему формализму.

Восьмой провал

Многие относят к крупной ошибке М.Х. Рейтерна акцизную систему с вина, составленную без всякого согласования с интересами земледелия; но это не совсем верно, потому что систему акциза измыслили и создали власти, навязав ее России к исполнению, с замечательно гордою самоуверенностью в ее достоинстве, без предварительного совещания с известными земледельческими хозяевами. Вредные последствия этого самобичевания выразились в следующем.

Мы видели, что в экономической жизни России пошатнулись три главных устоя: денежный курс, народный кредит и сельское хозяйство. Шаткость этих устоев искривила все здание, по всем его линиям. Вдобавок к этим бедствиям, с введением акцизной системы, явилось право безграничного увеличения кабаков, отчего в течение последних 25 лет более двух миллионов крестьян пропили все принадлежности своего хозяйства и остались без лошадей и коров. Подтверждением этой горькой истины служат подворные описи, сделанные в некоторых губерниях и обнаружившие, что в лучших уездах Рязанской губернии у 1/6 части населения не оказалось ни скота, ни молока для детей. Введение однообразной акцизной системы для сбора дохода с винокурения переместило винокуренное производство на черноземную почву; а это перемещение, уменьшив число сельскохозяйственных винокурен в северных губерниях, повело сельское хозяйство на Севере к уменьшению скота, а землю - к лишению удобрения. Далее, не только северные винокурни, но и южные оказались подавленными влиянием вновь возникших громадных винокуренных заводов, имеющих характер спекулятивно-промышленный. Результат вышел самый плачевный: тысячи помещичьих усадеб разрушились, полевые земли за неимением удобрения остались невспаханными, а владельцы имений, лишенные крова и пищи, пошли скитаться по белу свету. Все эти печальные последствия могли бы не существовать, если бы с уничтожением откупов винокурение было как можно более размельчено, и тогда при каждой винокурне находился бы техник-слесарь, способный для установки и починки земледельческих орудий и машин, введение которых - без средств к ремонту - оказалось неприложимым к делу.

В настоящее время народная жизнь находится в самой гнетущей истоме от ожидания путеводных указаний. Вновь созданные земельные банки - дворянский и крестьянский - неоспоримо будут несколько полезны для тех дворян и крестьян, у которых имеются средства к жизни; но они были бы вполне полезны при взимании самых уменьшенных процентов, не более трех годовых. Впрочем, никакие банки не могут уже пособить ни тому крестьянину, который все пропил, и ни тому мелкопоместному помещику, который все выкупные свидетельства израсходовал на потребности домашней жизни. Быть может, эти слова покажутся преувеличенными и невероятными, но правдивость их подтверждается массой беспомощных людей, которые стучат в двери своих соседей, могущих им что-либо дать. Иные говорят: если пропился какой-нибудь мужик, то и погибай за свою вину. Но так как пропились два миллиона, теперь пропивается третий, а за ним пойдет четвертый, то уже тут нельзя махнуть рукой. Спасая пропившихся, мы спасаем себя, спасаем общий порядок.

В настоящих очерках я вовсе не намерен излагать проект питейного сбора и скажу лишь только то, что будущая система должна обновить помещичье хозяйство сооружением новых мелких винокурен и изобразить картину, представляющую стада коров, пьющих винокуренную барду, поля с массою удобрения, детей с горшком молока и мясное варево на крестьянском столе; словом, у всех трезвые и веселые лица, кроме кабатчиков, огорченных принятыми к сокращению пьянства мерами.

Мы всегда и во всем стремимся подражать Европе; но не понятно, почему в винокуренном производстве мы не хотим последовать примеру Германии, в которой для поддержки местного винокурения взимание акциза с вина имеет различные правила и размеры, соглашенные с условиями почвы. От этого в Германии на 45 миллионов жителей более 15 тыс. винокурен, а в России на 100 миллионов только 3 тыс., из которых 3/4 находятся на черноземной почве, не требующей удобрения. Исключение из этого положения составляет Остзейский край, который, как не входивший в черту откупной монополии, угнетавшей винокурение, имел возможность, за полстолетия до введения акцизной системы, обзавестись мелкими винокурнями и потом, при посредстве их, образовать громадные картофельные посевы. Полезные последствия мелких винокурен очевидны из следующих сравнительных цифр: Эстляндия имеет 143 завода, с производством 3,5 млн. ведер вина (40°), а Петербургская и Новгородская губернии 20 заводов, с производством 340 тыс. ведер. Эстляндия получает для винокурения со своих полей картофеля ежегодно 7,5 млн. пудов, а губернии Петербургская и Новгородская - только 160 тыс. пудов. Эстляндия, при населении в 350 тыс., по размеру своего винокурения может выкормить бардою ежегодно 35 тыс. быков; Петербургская - только 90, а Новгородская - 2400 голов, при двухмиллионном населении этих губерний, кроме С.-Петербурга! Вследствие этого Остзейский край, за полным удовлетворением себя мясным продовольствием, доставляет ежегодно на Петербургский скотопригонный двор до 10 тыс. быков, а сельское население губерний Петербургской, Новгородской и прочих едва может иметь от собственного хозяйства мясную пищу в дни разговения[ 5 ]. Здесь нельзя не заметить, что во всех вопросах по займам и биржевым курсам мы руководимся указаниями заграничных мудрецов, не проявляя никакой своей мысли; в деле же сельскохозяйственном, наоборот, мы не хотим пользоваться полезными примерами Германии. Дело ясно: по займам и курсам являются к нам из-за границы ловкие проводники-пройдохи, а у сельского хозяйства их нет по совершенному отсутствию всякой в том со стороны Германии надобности.

Окончим настоящий провал таким заключением: течение народной жизни не может быть направлено на путь спокойствия и благоденствия никакими иными мерами, кроме полного и верного согласования экономических законоположений с нуждами и потребностями народа. Согласование это можно считать достигнутым только в том случае, если новые законоположения о винокурении и продаже вина доставят каждой усадьбе и каждой крестьянской избе, в особенности в 15 северных губерниях, возможность иметь сытный обед от плодородия своей земли и от мяса своего собственного скота. Все то, что не идет прямо к этой простой цели, идет против удовлетворения насущных потребностей русской жизни.


Рецензии