Оппи-буммм!

Аристократы духа, гении мысли расщепляли ядро атома, гонялись за нейтроном, укрощали плазму. Господа в белых перчатках с изысканными манерами выпускников оксфордов и кембриджей обогащали уран. Представители самых родовитых фамилий цивилизованного мира, истинные джентльмены возглавляли инженерное дело создания ядерной бомбы. А её использование попало в руки политических хулиганов, гопников предместий. Выйдя на свет божий из подворотни идейной отсебятины, они этой бомбой размахивают в наши дни как гирькой на цепочке. Обращаются запросто словно с теннисным мячиком. Отдают команды на подготовку к взрыву, ковыряя зубочисткой во рту.
«Сначала мы совершили грех, и только потом разглядели его страшные последствия, - говорит отец ядерной бомбы Оппенгеймер в одноимённом фильме-новинке года. Но таких страшных последствий, кои явлены миру в последнее время, и он вряд ли мог себе представить: а не хотите ли ядерную заварушку на берегах Днепра? И полтора года взрывов, - в совокупности чем не килотонна в атомном измерении.
Большое кино про Бомбу тоже снято в мрачных, местами черно-белых тонах. С голливудской сценарной дотошностью. С максимальным дожатием в разыгрывании каждой сцены. Для меня, приученного в последнее время к вечернему просмотру кинобезделок, просмотр с ходу оказался непосильным. Потребовалось четыре включения. И раз за разом росло, и подавляло меня чувство уважения к создателям, к их исторической и художественной требовательности. После финальных титров подумалось: и это тоже бомба. Тоже взрыв. И я тоже подвергся облучению. И я страдаю от того, что вижу рождение ужасной божественной силы. Являюсь или свидетелем обнаружения первозданной мощи Вселенной или проворачиванием Величайшей авантюры в истории.
Множество этих смыслов отображаются и в образе главного героя по кличке Оппи, видятся на искривлённом лице и в мученической худобе актёра Киллиана Мёрфи с невероятно голубыми, как бы чужими, глазами. Он теряет в весе от события к событию, изнемогая не столько от длительности работы в кадре, сколько от внутренней боли и самоотдачи. Он переиграл, превзошёл самого прототипа. Фотография настоящего Роберта Оппенгеймера после этого фильма перестаёт меня впечатлять. Вся история появления на свет хиросимского «Малыша» связана для меня теперь будет только с фигурой этого актёра.
Насколько сложен и тернист был путь от схемы ядра до взрыва над Японией, на столько затейлив оказался и склад характера главного героя, непосредственно Роберта Оппенгеймера. Коммунист, еврей, научный небожитель, бесстрашный менеджер, непоколебимый в своих действиях супруг, удачливый карьерист, светило теоретической физики, смелый политик.
Прочитав все три тома «Капитала», он твёрдо заявил: «Собственность – это кража», и наладил канал отчислений от своих заработков компартии США. А в 1944 году уже был убеждён, что «контакты с коммунистами потенциально опасны».
Как поклонник индуизма изъяснялся словами Кришны: «И вот я стал смертью, разрушителем миров». И тут же противоречил самому себе: «Я занят тем, что улучшаю мир». А что касается своего происхождения, то говорил так: «Я чистокровный еврей, который не сознаёт себя в антисемитизме». То есть всё грязное, враждебное и смертельно опасное для всякого еврея он пропускал мимо ушей. И ещё до начала войны утверждал, что «наше преимущество перед немцами – в их антисемитизме».
По словам его женщин: «В сексе он был «неожиданным для физика». И в то же время мог любому нежному созданию популярно объяснить, что такое квантовая механика: «Это стекло, понимаешь? Это жидкость, милочка. Это столешница. Это наши с тобой тела. Всё это пустое пространство. Группы крошечных энергетических волн, связанных между собой взаимным притяжением, достаточно сильным, чтобы убедить нас в твёрдости материи. И, что моё тело не пройдёт сквозь твоё».
Из школьных учебников нам известно, что конец 30-х годов прошлого века представлял из себя плавильный котёл мирового интеллекта Европы и Америки. И кульминацией трёх веков физики стало тогда оружие массового уничтожения. Одна из точек отсчёта атомной эпохи как раз и  зафиксирована в фильме. В лабораторию Оппенгеймера вбегает молодой физик с воплем: «Оппи! Они расщепили атом!» (Они – это были немцы). И слышит в ответ: «Я хочу повторить это». Тут явлена нам во всей красе роль личности в истории с чертами супермена. И с простым правилом жизни: «Будь собой, но только лучше»
Весь фильм пронизывает страсть ФБР к поиску тех, кто передал секреты американских физиков СССР. При том, что супер-сыщик этого дела на экране выглядит глуповатым и солдафонистым. Выставляя на обозрение такого дурачка, создатели фильма, похоже, щадят наше русское атомное самолюбие. Не один раз по ходу фильма заявляют, что «в России есть сильные физики. Они могут сами сделать бомбу». Но в конце концов всё-таки, разыскав, казнят тех, кто передал секрет. Предварительно распорядившись: «Допросите его на русский манер». Тоже как бы делая реверанс в нашу сторону.
Три года, и два миллиарда долларов потребовалось для создания «Малыша». В пустыне для этого стремительно построили город Лос Аламос – американский аналог советской «шарашки» в оцеплении полиции. С тем лишь отличием от советской, что из неё любой мог выйти когда захочет.
Завораживают эпические сцены подготовки в пустыне первого небольшого опытного заряда. Монтируют, свинчивают, прилаживают друг к дружке блестящие железки. И молоточком постукивают, выбирая зазор. Ножовкой подпиливают. Начинку бомбы обкладывают дольками взрывчатки, похожими на апельсиновые. Так всё буднично, примитивно. Потом на счёт три-два-один падают на землю ногами к взрыву. Пережидают песчаную бурю над собой. Удивляются: живы! И кидаются с объятиями к растерянному Оппи. Поздравляют. Сравнивают его с Прометеем.
«Нет, я не новый Прометей, - говорит он. -  И это не новое оружие. Это - новый мир».
Трумен спрашивает у него: «Достаточно ли мощно ваше ядерное оружие, чтобы закончить войну?» Он отвечает: «Достаточно мощное, чтобы закончить саму тему ядерного оружия».
Трумен говорит ему: «Победа в войне – великое дело». Он отвечает: «Победа в войне - это проклятие».
В течении своей жизни Роберт Оппенгеймер проделал путь всякого великого независимого ума: служение государству, уход в оппозицию, шельмование, изоляция. Потеря репутации, работы, дома. Обвинение в пособничестве СССР по типу иностранного агента. Прозябание в забытьи.
Но остался самим собой. И немного лучше.


Рецензии