ЛЧ. 6. Алхимик

Отвергнутая женщина не уйдет в смерении. Однажды, глупец, не принявший ее  чувства, обязательно  встретит ее снова, спустя некоторое время. Она пройдет мимо, не поворачивая головы и не останавливая взгляда. Красивая, яркая, свободная, полная жизни и всем своим видом излучающая счастье.... Мимо него, стоящего в тени, нищего, голодного, забытого всеми...

Вы верите в это? Вы действительно в это верите?

 Остановитесь, пока у вас еще есть время. В стремлении к этому образу вы погубите свою жизнь. Месть - это дорогое удовольствие. Особенно, если мстите по своей глупости...

Утром, после той злосчастной ночи, Наташа ушла молча. Олег не спал. Видимо он вообще не спал, но когда она от переживаний провалилась в сон, тихо снял замок с двери.

Наташе казалось, что она на миг закрыла глаза, но луч утреннего солнца, пронзивший гараж через открытую дверь, разбудил ее.

И она просто встала и ушла, даже не оглянулась, чувствуя, что и он не посмотрит ей в след. Но он все же обернулся, провожая ее взглядом, исполненным боли.

Если бы она тогда не была погружена в свою обиду, возможно, этой истории и не было.

Как предполагала Наташа, и как сказал в порыве гнева Олег, у него была тайна. Наличие тайны само по себе, привлекало Наташу, так как тайна подчеркивала необычность Олега.

Но... Так ли важен смысл тайны для самой женщины - ни одна из них никогда не признается.

Наташа попала в сложное положение. С одной стороны - отвергнутые чувства. И в пору бы забыть этого нелюдимого и заносчивого психа, но нераскрытая тайна не давала покоя.

Используя свой опыт и знакомства в творческих кругах, девушка принялась собирать информацию об Олеге.

Тайна первая. Олег был настоящим алхимиком. Его даже называли за глаза в этих самых творческих кругах именно так, и никогда по имени. Просто - Алхимик.

Если есть заморочистый заказ - это к Алхимику. Он обязательно с ним справиться! Некоторые добавляли шемотом, улыбась в шутку: "он продал душу Дьяволу".


 В Николаеве, в некогда крупном и хорошо обеспеченном промышленном центре, творческие люди жили в весьма тепличных условиях. При СССР они могли позволить себе быть своего рода богемой. К ним присоединялись поэты и писатели, журналисты и музыканты, которым полагалось быть для культурного развития строителей коммунизма, которые могли строить не только ракетоносцы с авианосцами, но и в свободное от работы время собрать мотоцикл, склепать яхту-кругосветку и спаять компьютер.

Олег был далек от квартирников, творил в своем гараже, потому что машину давно продал из-за необходимости  средств для своего творчества.

Теперь, правильным будет сказать - экспериментов.

Не очень радужный портрет. Однако, так было не всегда.

В конце 90-х так бывало: есть заказ - ты на коне, весь мир у твоих ног, раздал долги, купил о чем мечтал, пир - горой, а потом  раз -  и яма.

 По правде говоря, все началось еще раньше, с Перестройки...Очень странная традиция гулять, как в последний раз. Безудержное веселье перекочевало  в нулевые, как патология от тяжелого "детства" общества, ставшего на кривые рельсы капитализма со стрелками поворотов в забытье и нищету...

Жизнь на работе, корпоративы с пьянками и сексом в офисах, банях и дачах, были нормой деловой жизни, о которой ныне не любят вспоминать, особенно те, кто  уважаемый и влиятельный человек, меценат, благотворитель и вообще образец для подражания и стремления.

Олег был другим во всем. Он вел жизнь затворника, не жалея средств и времени на свои опыты.

А с чего всё началось?

Боженька забыл поцеловать Олега в темечко, а может, это был один из его неисповедимых путей: не дать человеку таланта, но наградить маниакальным желанием творить. Кто были его родители и родственники - так же никому не было известно.

Люди в таких ситуациях говорят, что раз не дал бог таланта, так может и не стоит тратить силы и жизнь на свои мечты?

 Найди себя в другом...

Но, кто мы, что бы так судить о неисповедимых путях господних? Но если бога нет, то и подавно, мы не правы, назидая свое мнение, что не стоит человеку  браться за то, что якобы не его...

Бог не спускается с Неба, и не указывает перстом, кому чем заняться в этой жизни. Почти всегда близким своим  мы определяем путь своими невежественными советами.

Это желание рождается из нашего страха, что близкий нам человек потянет нас за собой в случае неудачи... Возможно, Олег это понимал, что стало еще одной причиной его нелюдимости и одиночества.

В СССР, как говорила одна особа во время телемоста, секса не было. Не было и дизайна. Но была любовь, художники-конструкторы и художники-оформители. Любовь подразумевала продолжение отношений после секса, а художник-конструктор-оформитель знал о последствиях своего творчества. Олег был из последнего поколения таких людей.

За стенами цехов рекламно-производственного комбината, он и начинал свою творческую деятельность. Есть разница в искусстве для народа и в дизайне для продажи.

 Олег выбрал первое, и когда его альмаматер пришла в упадок от отсутствия госзаказов, он смело шагнул "в народ", удачно адаптировав соцреализм к нараждающемуся капитализму.

И по скольку боженька таланта ему не дал, сам черт не ведал, каким образом Олег умудрялся создавать все от таблички "открыто-закрыто" до бюстов местных олигархов и посмертных масок криминальных авторитетов.

Тогда-то Олега-Алхимика и узнали.

Однако, Олегу было тяжело работать с материалом. С любым. В этом и была его бесталанность. Это и сыграло роковую роль на закате 90-х в его успешной практике.

А что, собственно случилось?

Постсоветские люди стали себя считать украинцами. Они повернули головы и взоры на Запад.  Главной чертой в их менталитете было то, что у каждого украинца было свое представление, как оно там в Европах всяких, даже у тех, кто по этим Европам катался.

Другой неприятной для Олега составляющей нового украинского менталитета было то, что чем богаче был человек, тем культурнее он себя считал. А если он еще и на украинском говорит....

К тому же Интернет позволял быстро повышать свою эрудицию, минуя изучение причин и следствий.

"Как, ты не знаешь? Весь мир об этом говорит! Зайди, почитай в ЖЖ! ".

Заказчики пожелали шедевров и искусства, имея такое же свое субъективное мнение о том, что такое "красиво", как и в случае новой национальной идеи "жыты, як у Европи".

Олег как прежде успешно работать не смог.

Но он не сдался.

Олег использовал разные материалы, движимый охватившим его желанием создавать скульптуры, которые могли вызвать эмоции  у зрителя на столько ярко, на сколько ярко воспринимается человеком все  живое и естественное. Именно по этому стены гаража украшали принты шедевров скульптуры вместо "голых девок", терминатора и Леонида Ильича вместе с Владимиром Ильичом.

Дерево Олег откинул сразу.

 В дереве его не устраивала фактура, направление волокон, и ограниченность этого материала по толщине. Волосы девушки, спадающие на плечи и грудь получались лишь массивом, не говоря уже о тонкой шали, прикрывающей грудь и низ живота. Этих "брошенок" Наташа видела в гараже Олега, в первый свой визит, но не предала особого значения, посчитав в меру своей эрудиции и опыта, что женский ообнаженный образ всегда присутствует в творческой мастерской.

С бетоном было все так же плохо.

Клеевые составы, которые он добавлял в раствор, помогали лишь на больших размерах, а ему нужно было передавать детали, которые заметны для глаза при близком рассмотрении. К тому же бетон из-за зернистости наполнителя плохо "брал форму".

Камень.

Камень был почти подходящим материалом из-за своей плотности и твердости. Особенно мрамор или гранит. Но одно неосторожное движение резцом, усталость рук в ударе молотка приводили к катастрофе.

Камень требовал времени, но для Олега время было непозволительной роскошью.

Пластик.

Он был почти идеален, но... пластик оставался пластиком. С ним было удобно работать. Он прощал ошибки и неосторожности... Но игра света и тени была для него приговором.

Статуя итальянского  мастера Франческо Кейроло, "Освобождение от обмана" для Олега была ориентиром.

Восемнадцатый век...

Ангел на глобусе, с Библией у ног, помогал рыбаку выпутаться из рыболовной сети. В этой композиции, изготовленной из единого куска мрамора все детали воспринимались естественно. Самым ярким элементом была рыболовная сеть. Она однозначно воспринималась витой из веревки.

Однако, как рыболовная сеть, Олега восхищала так же вуаль на статуе весталки, Рафаэля Монти, созданная мастером в середине девятнадцатого века. На стенах гаража Наташа видела большие фотографии этих произведений итальянских мастеров, чуть ли не до самого пола, но в первый свой визит им она тоже не предала значения. Они всплыли в ее сознании потом, спустя время, когда демоны страсти отступили, неутолив свой голод, гонимые разумом назад, в потаенные и темные углы.

Невозможность хотя бы  повторить эффект, достигнутый итальянским мастером, грозила полным разочарованием в осуществлении своей идеи.

Однажды, жарким июльским  днём, Олег налил себе стакан Колы и кинул  пару кубиков льда, что бы напиток по дольше оставался прохладным. Старый холодильник  "Минск" делал свое дело  отменно, несмотря на свои годы.

Стакан стоял на столе, за которым Олег работал, и он случайно задел его. Стакан упал, и от удара об бетонный пол рассыпался на несколько кусков. Огромной кляксой темнела и шипела Кола, а кубики льда заблестели в лучах света, пробивавшихся сквозь открытую дверь ворт.

Олег присел подле, и долго любовался обычным явлением таяния льда. Вода переходила из твёрдого состояния в жидкое, после -  начинала испаряться, и уходила в окружающее пространство невидимым паром…

Так было миллионы лет назад и так происходило тогда, когда Олег смотрел заворожённым взглядом на уменьшающиеся прозрачные кубики. Менялись виды животных, перемещались континенты, сменялись поколения людей, возникали и исчезали цивилизации, а порядок вещей оставался прежним – вода замерзала и таяла, испарялась, проливалась дождем и снова замерзала...

Лед.

Льду можно придать форму. Чистый лед сам по себе восхищает. За счет своих оптических свойств, он позволяет  создавать в скульптуре то, на что не способен ни один материал, кроме стекла: иллюзию легкости и утонченности, если обработка не позволяла добиться этого инструментом, как к тому обязывают другие материалы...

Стекло для Олега было материалом непостижимым.

А вот если если создать лед, который не тает...

Одних своих размышлений на эмоциях было недостаточно. С чего начать поиски Олег не ведал. В его гараже хранился старый школьный кинопроектор, с коллекцией учебных фильмов. Его списали за ненадобностью и по состоянию. Олег купил его за сущие гроши и  подчинил. Прицепом шли ещё учебные фильмы по физике для школьников. Зеленоватые металлические коробки уже несколько лет пылились в его гараже.

Олег перебрал коробки и нашел несколько фильмов, посвященных воде. Настроив кинопроектор и зарядив пленку, он посвятил часы просмотру опытов с водой.

Одного сеанса было мало. Олег смотрел снова и снова, порой засыпая под голос диктора озвучки.

Вечерние киносеансы к  цели не приблизи ни на шаг. Олег чувствовал, что от него ускользает нечто главное. Меняя очередную бабину с пленкой, он вдруг остановился с последней в руках из его коллекции. Перед тем, как зарядить пленку в проектор, он отматывал начало, что бы прочитать титры с помощью настольного светильника. Пленка, проходя через сложную механику проектора, напомнила Олегу круговорот воды в природе.

Пленка с фильмом сама по себе ни на что не влияет, до тех пор, пока не будет просмотрена человеком. Она годами будет лежать на полке архива, теряя качество, пока кто-то не найдет ее и не решит, что это именно то, что ему надо было.

 Свет переносит запечатленный образ с пленки на экран под средством оптики. Вот, последовательность изображений, вот звуковая дорожка, звук с которой так же переносится светом, но превращается в электромагнитные колебания динамиков благодаря считывающему устройству и усилителю. Когда сеанс закончен, пленка перематывается на начало.... И цикл повторяется снова, стоит щёлкнуть тумблером...

Щелчок, вспышка света, из динамиков слышится гром, на экране идет дождь. Дождевая вода впитывается землей, всасывается растениями, соединяется с водами подземных рек, выходит на поверхность через родники, которые соединяются, образуя реки...

Поздняя осень. Полгода прошло в пустую. Олег вышел однажды вечером из гаража после очередного сеанса и увидел первые снежинки.

В Николаеве такое бывает: снег в октябре, а потом - дождь, не прекращающийся днями, словно приближающаяся зима вальсирует в прощальном танце с поздней осенью, передавая круговые па снежинкам, а осень роняет слезы грусти холодным дождем.

Вот уже и зима... Падает снег, капли воды еще в небе, превращаются в кристаллы. Вода переходит в твердое состояние, водоемы скоро  покроет лед...

Олег долго смотрел, как кристаллы воды падают на его раскрытую ладонь и плавятся ее теплом...

Нет, он не сидел без дела. Были заказы, были деньги, хватало покрыть расходы, а то и выйти в плюс. И конечно опыты...

По началу, Олег наливал воду в разные сосуды: пластиковые бутылки, алюминиевые тарелки, в эмалированные кружки, в глиняные кувшины, в стеклянные графины, выдерживал некоторое время, а потом пил и пытался различить вкус.

Лучше всего вода сохранялась в эмалированной, стеклянной и глиняной посуде с глазурью. Олег остановился на стекле.

В стареньком холодильнике «Минск», урчавшим тихо в конце гаража, льда стало больше, чем продуктов для еды. Воду в подопытных сосудах Олег  замораживал, после растапливал и снова пробовал, рассматривал и  записывал.

Грязная вода, как и водопроводная, замерзала неравномерно.  Как только в сосуде любая грязь оседала и находились освободившиеся молекулы, они превращались в кристаллы. Стоило аккуратно извлечь образовавшийся лед или слить осадок.

Это был старый прием  получения талой воды. Стоит сказать, что в это время он был очень популярным. Этому способствовали бесчисленные самозванные экстрасенсы, маги и колдуны, пользовавшиеся моментом времени для заработка быстрых денег. Вера людей в чудо, которых учили на протяжении почти века критическому восприятию мира, оказалась весьма сильной. Талая вода, заряженная магическими пасами экстрасенса или нашептываниями магических заклинаний потомственной ведьмой лечила от всего.  Бывшие граждане великой страны, запустившей в космос первого человека,  желали чуда.

Шарлатаны не просто так на пустом месте  дурили головы обывателям. У них, кроме народных традиций, были и другие основания.

С начала восьмидесятых именитые ученные, среди которых были и Нобелевские лауреаты, выдвинули обоснованную опытами теорию о памяти воды. Вода на молекулярном уровне запоминает некогда растворенные в ней вещества с помощью своей структуры. Получалось нечто на манер фотографии. Так что, было на что опираться, создавая иллюзию, в которую было легко поверить от отчаяния. Структурированная вода заполнила мозги обывателей.

"Ученные доказали же, тем более, западные и с нобелевками!"

Японский ученный Масару Эмото в конце девяностых закончил свой труд по изучению свойств воды, которые изменялись под внешним воздействием, издав книгу "Послание Воды". Суть его открытия заключалась в формах кристаллов льда, которые образовывались во время замораживания воды, подвергнутой воздействию звуком, словом с эмоциями.

И вот, обыватели уже наполняют банки  водой, читают сами молитвы и воздействуют на воду симфонической музыкой.

Можно, оказалось и без экстрасенсов, так дешевле, получить лекарство от всех болезней.

К этому времени, Олег прошел почти тем же путем, что и японский учёный, но как алхимик-самоучка, он все опыты производил над собой с нехитрым оборудованием мастерской.

Изучить кристаллы воды под микроскопом он не мог. Но выход был найден. Олег незаметно для себя перешел на водную диету, что правда, не могло не сказаться на его здоровье.

Водная диета состояла из тех образцов, которые он подвергал воздействию музыки, чтения и эмоциям, которые специально записывал скрытно на диктофон, посещая рынки, магазины и пивнушки, где порой принявшие лишнего граждане устраивали между собой разборки.

Олег собирал эмоции.

Он похудел, питался исключительно овощами, фруктами и орехами. Такие терзания собственной плоти были не случайны из-за увлеченности, и нежелания тратить время на готовку еды. Олег хотел услышать собственным телом изменения воды. Каждый из образцов он употреблял на протяжении недели, полагая, что новые клетки его организма будут уже содержать в себе изменённую талую воду.

После череды странных болезней, похожих на пищевое отравление, Олег точно знал, что их причиной является вода, которая впитала в себя негативные эмоции и агрессивную музыку. Он стал очень чувствительным ко всему, что несло тот самый негатив и агрессию.

Однако, это его не приближало к главной цели: лед не должен был таять. И оставался еще один главный вопрос: какой смысл вообще воде обладать памятью и менять свою структуру в зависимости от воздействия?

В то же время, Олег перешел к созданию скульптур из льда, который получался в его холодильнике из образцов воды. Лед из структурированной воды в зависимости от образцов все же не был одинаков, как по виду, так и по физическим свойствам. Но эти особенности не были явными.

 Словно след, отголосок, эхо. Этого не было достаточно даже для самой воды, если ее такие странные  свойства были нужны для природных взаимодействий.

И тут Олега посетила снова мысль, и опять благодаря старому кинопроектору. Свет лампы переносил изображение с пленки на экран через систему линз объектива. Эмоции, переданные звуком, влияли на структуру льда...

Все было не так... Олег сорвался, и в каком то диком танце принялся крушить все подряд в своей мастерской. Банки с водой летели в стороны и разбивались в дребезги, вода брызгала во все стороны, переворачивались табуретки и столы. Он творил хаос. И когда внутренний шторм угас, он обессиленный сел на пол. Так он просидел долго без единой мысли в голове. Странный покой и тишина объяли его, словно он погрузился в воду.

Вода. Надо было прейти в себя. Умыться хотя  бы. Он открыл кран, склонился над умывальником и протянул сложенные лодочкой ладони под струю воды. Но прежде, чем его ладони достигли струи, она замысловато изогнулась и полилась ему в руки.

Он отпрянул от умывальника и машинально вытер руки об джинсы. Показалось, наверное. Сделав шаг в сторону, от умывальника, он остановился, задумчиво разглядывая струю воды из под крана, которая спокойно сбегала в раковину.

Олег протянул руку к крану. Струя отклонилась и стала вытягиваться к нему, словно щупальце, при этом закручиваясь по спирали, словно веревка, сплетенная из волокон...

Вода достигла кончиков пальцев Олега, и как змея стала накручиваться на его запястье, потягиваясь по руке все ближе и ближе к голове. С опаской он все же продолжил этот странный и необъяснимый эксперемент, позволив воде достигнуть его головы и полностью покрыть ее. Затаив дыхание, он позволил воде двигаться дальше и вскоре все его тело скрылось под тонкой оболочкой. Хотелось дышать, и он сделал вдох. Вода проникла внутрь, но ощущение, что он вот-вот захлебнется, остановило его.

Вода опала на пол с тихим звуком, похожим на дождь. Олег вытер лицо, но рука и лицо, как и одежда, были сухими.

Олег овладел водой или вода  овладела им - он еще не знал.  Вода успокаивала и давала силу. Непонятную, невыразимую, но могучую силу, с которой ни что не могло сравниться. Он начал верить воде. Она стала для него Водой. Но всё равно, он чувствовал – самого важного пока он не может понять.

И Вода снова помогла ему.


Рецензии