Приморский край 1951 год. В экспедиции
(ОТРЫВОК ИЗ ПОВЕСТИ "ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА: ЗАСЛУЖЕННЫЙ ПРОФЕССОР
КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЛЮБАРСКИЙ ЕВГЕНИЙ ЛЕОНИДОВИЧ")
ПРИМОРСКИЙ КРАЙ 1951 ГОД
Сейчас кажется дикостью то, что, ещё в середине XX века в большей степени после окончания Второй мировой войны в Тихоокеанской акватории активно работала китобойная флотилия СССР. Китобои добывали кашалотов и привозили их туши в Приморский край. Туши использовали для разных нужд (пища, лекарственные средства, щётки, набивка для мебели…). Шкуры использовали для производства кож: для подошвы и низа обуви, а также технических. Дубильные вещества для этого процесса добывали из растительного сырья. В Приморском крае дубильные вещества были в дефиците, и правительство озаботилось поиском растительных ресурсов.
В 1951 году Ботанический институт Академии Наук СССР (г. Ленинград) и Дальневосточный филиал Академии Наук СССР организовали комплексную научную экспедицию в Приморский край с участием ботаников. Цель экспедиции – определение запасов природного растительного сырья, которое имеет перспективу быть использованным для производства дубителей в Приморском крае. Задачи экспедиции были таковы: 1. Выявить видовой состав травянистых растений, которые имеют перспективу стать растительным сырьём; 2. Изучить биологические особенности, экологические ниши и характер распространения таких видов растений; 3. Создать крупномасштабную карту растительности с пунктами распространения таких растений в пределах обследуемой территории; 4. Рассчитать потенциальный запас полезной растительной биомассы по каждому административному району; 5. Разработать план проведения мероприятий по сбору растительного сырья без риска потери биомассы в последующие годы, и с минимальными рисками ущерба окружающей среде; 6. Разработать план проведения мероприятий по выращиванию растений из категории «Дубильные» для повышения объёмов добычи полезного сырья в условиях Приморского края.
К участию в экспедиции привлекались ведущие учёные ботаники и студенты из разных вузов страны, которые были обязаны проходить летнюю производственную практику в рамках учебно-образовательной программы по специальности ботаника. Одним из участников данной экспедиции стал студент отличник 3 курса кафедры геоботаники в Казанском государственном университете – Евгений Любарский.
Для Евгения было приятной неожиданностью получить возможность поучаствовать в экспедиции в Приморском крае в 1951 году. И он отправился на свою малую Родину, навстречу приключениям и ради пользы обществу. Эти приключения запомнились на всю жизнь и впечатления оставались настолько яркими, что только в 2012 году уже заслуженный профессор Казанского университета, имя которого – Евгений Леонидович Любарский отважился изложить их на страницах книги, посвящённой его 80-летию.
В ЭКСПЕДИЦИИ
Большее время в экспедициях уходит на передвижение, и в лучшем случае в кузове грузового автомобиля. Период экспедиции – конец июня-август – совпал с периодом муссонных дождей в регионе. В распоряжении экспедиции были секретные крупномасштабные карты местности, грузовой автомобиль «полуторка» с водителем-фронтовиком из Ленинграда, в котором можно было быть уверенным на сто процентов, туристское снаряжение и ботаническое оборудование. В составе экспедиции были 3 девушки. При наличии представительниц прекрасного пола наш герой не мог себе позволить «ударить в грязь лицом». Он преодолевал различные испытания с достоинством и заботился о прекрасной половине экспедиции, как только мог: ставил палатки, собирал дровишки для костра, изготавливал удилища из веток ивы и клёна и конского волоса, ловил рыбу, разделывал рыбу, собирал крабов на побережье океана, и выполнял различную физически тяжёлую работу. Однако, природная грязь любила к нему липнуть.
Дороги, если они вообще были, то были грунтовыми и пересекали множество ручьёв, ключей и речушек. Иногда ручьи, ключи и речушки превращались в бурные речки с достаточной глубиной, чтобы грузовой автомобиль «полуторка» не смог их преодолеть самостоятельно. Только тот, кто путешествовал по грунтовым дорогам сутками напролёт, может себе представить качку, которая сравнима со штормовой. Но когда душа поёт от избытка впечатлений и событий, качка – это приятный фактор. По крайней мере, во время качки глаза не смыкаются, да и можно погорланить вволю или пропеть весь репертуар, накопленный к двадцати одному году, да ещё и пополнить его. Конечно, такое поведение распугает всех птиц и зверей вокруг. Но в чащобе именно это и требуется для безопасности.
«Полуторка» периодически застревала: часто в грязной жиже, но иногда и на дне чистейших ручьёв, ключей и речушек. И тогда Евгению приходилось быть спасателем и привлекать помощь со стороны.
«Что может быть прекраснее 5-километровой пробежки под проливным дождём в таёжной глуши?! Какой не сравнимый ни с чем аромат растений! Я запомню его на всю жизнь!» – думал Евгений по пути за спасательным автомобилем на машинно-тракторную станцию.
Нетрудно себе представить, чем именно может заниматься водитель в деревенской глуши в такую непогоду. И неважно, в каком именно состоянии находился водитель. Главное, что он откликнулся на просьбу о спасении и погнал свою «полуторку», но большего размера, чем была застрявшая, на всех парах, виляя то вправо, то влево мимо ограждения с колючей проволокой по периметру лагерных зон. Прошло совсем немного времени. Обе «полуторки» стояли на дне «коварного ручья».
«Какой гадкий этот день! Когда наконец-то закончится этот противный дождь! Какого чёрта я делаю в этой непролазной глуши?» – думал Евгений по пути за спасательным трактором на машинно-тракторную станцию.
Спасателей трактористов было двое и Евгению было предложено отправиться в обратный путь «верхом на тракторе». Такая поездка непредсказуема.
– Это был настоящий кульбит! И хорошо, что здесь именно грязь! Иначе могло бы не поздоровиться! – весело сказал один из трактористов, который был вынужден сделать резкий поворот вправо, предварительно посигналив «всаднику».
Но наш «всадник» был неопытным. Ему впервые представилась возможность ехать верхом на железном коне такого формата.
«Что это было? Почему я валяюсь в грязи?» – это были первые мысли, которые появились в голове Евгения через несколько мгновений.
«Не пора ли мне начать осваивать конную акробатику?» – это была первая мысль, которая появилась в голове Евгения после того, как он встал, отряхнулся и снова «оседлал железного коня».
От налипшей грязи можно было избавиться, только добравшись до «коварного ручья».
Так случилось, что трактор не справился с такой нагрузкой и застрял рядом с «полуторками» на дне ручья. Приближалась ночь, и ситуацию отпустили до утра.
Когда всю грязь унесли бурные воды, Евгений поужинал, выпил немного 96 % медицинского спирта для обогрева и лёг спать, то ручей показался ему просто прекрасным! И под его журчание можно было сладко спать без перерыва 18 часов подряд. Когда он наконец-то проснулся, то увидел, что ручей обмелел, техника была в порядке, а лица людей светились от удовольствия.
Не только природная грязь время от времени липла к нашему герою, портя его стиль. Однажды бензиновый душ обрушился на его голову. На бензоколонке в глуши крайне редко появляются люди, которым впервые в жизни доверяли заполнить бочки бензином из шланга.
– Что это было! – воскликнул Евгений, почувствовав жжение на своём лице и руках, и услышав звонкий девичий смех.
Мгновенно перекрыв кран, Евгений понял, что он с ног до головы в бензине. Бензин быстро испаряется и его можно смыть водой, главное, чтобы никто не чиркнул спичкой рядом. Это неприятное происшествие окончилось благополучно, а воспоминание об этом случае вызывало всеобщий смех у членов экспедиции.
Светлана Федорова, Казань, январь 2021 г.
Свидетельство о публикации №223092800697