Томас Манн и война
С точки зрения писателя война была конфликтом «цивилизации», которую олицетворяла Антанта ( в основном, легкомысленные французы ) , и «культуры», за которую горой стояла Германия. (Вопрос о том, на стороне цивилизации или на стороне культуры была Российская Империя смахивает, как мне кажется, на известное вопрошание Венечки Ерофеева : «Где нас больше ценят — по ту сторону Пиренеев, или по эту? »)
В чем по Манну суть неприятной ему «цивилизации»?
«Мы не в силах выразиться яснее: филантропия и изящная словесность — это определение политики, определение республики, а также литературы, цивилизации, прогресса и гуманистичности. Это всё одно; не только литература и цивилизация, в чём мы уже самостоятельно убедились выше, но и литература и политика, литература и республика. И сие блистательное, воодушевлённое филантропией единство идей и волеустремлений совокупно со всем, что ему сопутствует и что нам ещё предстоит детально разложить по полочкам, политик обнимает одним именем, слогом, своим коронным-кровным словом, ликующим военным кличем, заветной, волшебной формулой, которую подобно факиру повторяет без устали, до практического впадения в транс,— он величает его демократией.»
Для прежде всего художника, которым был Томас, в первую очередь важно то место, которое занимает в обществе искусство. И его вывод примерно таков:
«(Искусство) - иррациональная сила, но огромная, и приверженность к ней людей доказывает, что обходиться рациональным, то есть знаменитым трёхчастным, уравнением демократической мудрости «разум = добродетель = счастье» они не могут и не хотят.
И добродетель, и «демократия», и сладострастие политической удали порой означают лишь одно — предательство креста.»
Томас явно «антидемократичен» – в пользу идей Гете - Шопенгауэра - Ницше о «врожденных заслугах», иерархии, Jedem das Seine и т. п. Очень немецких идей, на самом деле. И не только немецких.
«Демократия» по Манну это союз «литратуры» – читай машины для промывания мозгов Школа - СМИ — Голливуд, «филантропии» – читай бесплатной похлебки для бездомных, Panem et circenses, и «республики» – читай марионеток в парламенте, которыми управляют малозаметные кукловоды за кулисами. Так ли она идеальна?
Недемократичная, милитаристская, антитолерантная Германия конца 19 начала 20 века дала миру Планка, Эйнштейна, Шредингера, фон Брауна… Чем отличилась Германия, приведенная к демократической норме после Второй мировой? Гей-парадами, Фольксвагенами с дизельным мотором, перестроечным порно на кассетах? Немецкому льву сточили клыки и когти, остригли его под пуделя, и теперь он, как образец для подражания, кушает своих курочек в клетке – довольно урча, послушный заокеанскому дрессировщику…
Вопрос о том, что станет с миром, если из него вдруг исчезнет зло, крайне интересен и не так прост, как кажется на первый взгляд. Аргумент Манна состоит в том что искусство в мире ясной разумности станет невозможным – оно растет из чувственного, подсознательного, его корни слишком переплетены с корнями зла для того, чтобы возможно было извлечь одни, не затронув другие.
Положительное в войне находят не только воспеватели мясорубок в стиле Гумилева («Наступление») или Юнгера («В стальных грозах») - такие мыслители как Достоевский и Ницше не видели в войне ничего особенно плохого. „Международная война приносит лишь одну пользу, во всех отношениях, а потому совершенно необходима,“ – милый афоризм Федора Михайловича. По его мнению, хорошее кровопролитие освежает народные силы, поднимает дух, мирит господина с рабом и позволяет удовлетворить человеческую потребность участвовать в великодушной идее...
Громил войну как целиком безнравственное и неразумное дело Лев Толстой. Исходя из разума, действительно очень тяжело понять, какие проблемы заслуживают того, чтобы ради них убивать и рисковать быть убитым. Однако, человек – об этом непрерывно говорит Достоевский и сходные с ним духом авторы разумен лишь ничтожной долей своего существования – в жизни зло неотделимо от добра, и насильно лишая человека зла мы превратим его неизвестно во что – в больного уж точно, возможно в смертельно больного…
Надо сказать, идея благотворности неразумного не находит у меня лично никакого позитивного отклика, мне казалось и продолжает казаться, что весь прогресс человечества в нравах за пару тысяч лет связан лишь с очень небольшим повышением среднего уровня разумности гомо сапиенса. Человечество – если смотреть в среднем очень медленно – но отказывается от совсем уж дремучих предрассудков, примитивной агрессивности, пыток, сжигания ведьм, права первой ночи, оно понемногу обучается проводить связи между причинами и следствиями. Однако, столетие – вот характерное время таких процессов, и наука по чьему-то меткому выражению, сделала нас богами раньше, чем мы получили право называться людьми…
И еще одно место в книжке, возможно, не лишенное интереса и для наших дней – описание роли Британии:
«...день, в который фельдмаршал Гинденбург сбросит в море английский десант, навсегда отбив у этого народа охоту ступать на континент, станет важнейшим не просто немецким, а всемирным праздником. Ибо в политико-историческом аспекте слова о внеевропейской и даже антиевропейской силе суть чистая, буквальная и неумолимая правда. Все большие европейцы континента видели в них правду, раньше других — Наполеон Бонапарт, о чьем конечном поражении в борьбе со своей державой англичане постоянно напоминают сегодня для собственного воодушевления; ещё европеец Ницше напоследок назвал «взаимопонимание» с Англией (взятое им в многозначительно недемократические кавычки) неотвратимой необходимостью. Это какая-то трагическая странность: каждый крупный европейский народ в своём роде —рок для Европы как целого (Германия не менее остальных), но Англия — в особо эгоистичном, неосознанном, хладнокровном, непоколебимом и умном роде. Она издавна настрополилась стравливать народы континента, извлекать выгоду из их распрей и, преследуя собственные цели, наблюдать за тем, как они истекают кровью. Её правители могут быть донельзя добродушны — они лишь исполнительный орган политико-исторической властной сущности, которая вынуждена жить и функционировать по закону, приведшему её в действие, и жизненные интересы которой враждебно противостоят преуспеянию Европы. Это не европейская, а мировая держава, прежде всего азиатская, почему ей и пришлось в начале века отвлечь русскую волю к экспансии с Востока на Запад, против Европы, частью коей она всё-таки является — с душевной, так сказать, точки зрения. И сделала она это не со злобы, а под влиянием роковых особенностей своей политико-исторической жизни. Ибо в политике царят механические, внечеловечные, внеморальные, а потому не хорошие и не плохие законы, укутывать которые гуманистическими толкованиями, увешивать гуманистическими украшениями Англия, правда, всегда умела лучше других.»
Свидетельство о публикации №223092800089