Идея непротивления злу насилием

     Х1Х век вошел в историю двумя великими открытиями.
     Первое – экономическая теория Маркса, изложенная им в «Капитале», и перевернувшая весь мир, открывшая дорогу новой идее социализации и первому в мире Советскому социалистическому государству.
     Второе – нравственная теория Толстого "непротивления злу насилием", отпочковавшаяся от православной христианской религии и получившая самостоятельное значение и название по имени своего автора и создателя – «толстовство».Иначе ещё её называют "вегетарианством - христианством".Именно на почве "художественного вегетарианства",а также пацифизма и отпочковалось "толстовство" от христианства как от православно-русской его ветки,так и от греко-католическо-римской его ветки.
     На Руси,в России и по всему миру появились многочисленные ее поклонники,адепты, последователи, которых стали называть «толстовцами». Среди них в первую очередь хотелось бы назвать выдающегося индийского и мирового политического деятеля Махатму Ганди.
     Мнимых «толстовцев», а были и такие, показал в своем стихотворении «Лев Толстой и Ваня Дылдин» В.В.Маяковский.
     Большое внимание пацифистской этике,эстетике,идеологии и художественному творчеству Толстого уделил В.Л.Ленин.Так он посвятил ему свой главный философский трактат «Лев Толстой как зеркало русской революции».Естественно,В.И.Ленин видел в Толстом художественно-литературное зеркало,в котором отразилась не столько русская, сколько мировая история христианства как нравственного идеала человечества.
     Вершиной этического,эстетического,идеологического и философского мирового искусства  является роман-эпопея «Война и мир»,"Крейцерова соната", а их конкретным и реальным воплощением становится образ пацифиста Пьера Безухова, внебрачного сына вельможного господина и пана. Носителем идеи непротивления злу насилием в народной среде становится простой русский солдат Платон Каратаев.Этому образу Толстой противопоставляет антипода Тихона Щербатого. Как мы видим, с очень говорящими фамилиями. В целом все три этих литературных образа во многом определяют «мысль народную», которая пронизывает и философские выводы Толстого и все его литературно-художественное творчество, определяют этику и эстетику великого русского и мирового писателя, его «диалектику души».Его художественную правду, художественное мышление и художественную идеологию.
     Простота, добро и правда. Художественная правда – вот что отличало жизнь, творчество, этику и эстетику Толстого, поставило его в качестве духовного лидера и наставника,властителя дум не только русской нации, но и в целом всего человечества.
      Самое дорогое для этики и эстетики Толстого – любовное единение людей, каждого человека в отдельности, жизнь которых подчиняется одной общей исторической духовной и материалистической цели. Или, как говорил сам писатель, «полюблять жизнь».
      Критерий оценки человека в этике и эстетике Толстого определяется степенью его близости и преданности народу, роду…Насколько он глубоко проникнут духом народности.
      В 1917 году экономическая теория Маркса, впоследствии получившая в политической и философской науке определение марксизма – ленинизма, расколола весь мир на два противоположных классовых лагеря: социализм и капитализм. Оплотом первого стал СССР - страна второго мира. Оплотом второго стали США - страна первого мира. Появились и так называемые  «страны  третьего мира», которым предстояло выбирать дальнейший путь своего развития:социализм или капитализм. От их выбора зависела политическая раскраска карты мира.Таким образом,сформировался мировой политический треугольник.
     Этика и эстетика Толстого резко расходилась с этикетом царского двора и РПЦ.Она не нашла поддержки и у новой Советской власти. По трём причинам.
     Неприятие «толстовства» большевиками было связано с тем, что оно отпочковалось от православной христианской религии, от веры в идею бога, которую коммунисты в 1917 году отлучили от государства и от школы. Они избрали в качестве новой государственной политической идеологии – атеизм.Материальную культуру. Другими словами, заменили веру на науку, которая получила название – материализм. Таким образом, в 1917 году в мире родилось не только политическое, но и идеологическое противостояние материализма и идеализма, у истоков которых стояли их родоначальники: Маркс и Толстой. Как показала историческая практика, роковой ошибкой большевиков стал тот факт, что они взяли на вооружение и опирались только на одну экономическую теорию Маркса – базис, забыв про важность надстройки. И как закономерный результат такого однобокого,одностороннего подхода – распад СССР в 1990 году. Советский экономический базис,опираясь на производственный принцип, не имея нравственного стержня «толстовства» в качестве надстройки, не выдержал противостояния с «западом», усиления его агрессии в ходе так называемой холодной войны.
      Вторая причина отрицания большевиками «толстовства» -  критика его теоретиком  и основателем КПСС В.И.Лениным в работе «Лев Толстой как зеркало русской революции». Против «толстовства» решительно выступал и А.М.Горький, хотя справедливо отметил заслуги Толстого, в частности, написав: « Толстой – это целый мир…Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.»
     И третья причина неприятия большевиками и Советской властью "толстовства" скрыта в пацифизме,который не сочетался с военным патриотическим воспитанием и военным промышленным комплексом /ВПК/ страны Советов.
     Суть этики, эстетики и философии Толстого в главном: народ не только источник власти,но и носитель высших нравственных ценностей. Тем самым Л.Н.Толстой еще раз убедительно подтвердил справедливость истины, высказанной еще А.С.Пушкиным: тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман.
     Такой точки зрения поддерживался в своей этике,эстетике и философии еще одни великий русский и мировой классик – "почвенник" Ф.М.Достоевский,который очень мудро заметил,что человек с миллионом не то,что человек без миллиона.Эту мысль сегодня справедливо подтверждает популярная передача Первого канала России "Кто хочет стать миллионером"...
    


Рецензии