Я её люблю больше жизни

Народные игры:
Октябрь

     В старину последний сноп ставили под образа на несколько дней и в Покров (1 октября по старому стилю, 14 – новому) давали скотине. В этот день девушки рано-рано бегут в церковь и ставят свечку празднику, так как считается, что кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет.
     На 2 октября и сейчас ещё говорят: «Улья в погреб ставь, праздник мёда правь». В этот день девушки выбирают себе женихов и, шутя, поют:
Заплела я русу косу – 
Шёл милёночек с покосу.
Погляди-ка, батюшка,
Хорош ли будет зятюшка?
Играют в выбор жениха и невесты, счастливой семейной пары. Для этого делятся на две стороны играющих, кричат:
– Мы к вам идём!
– Зачем вы к нам?
– Мы невест смотреть!
– Нет у нас их, не выросли.
– Выросли-выросли. Мы идём.
– Кто у вас женат?
– Кто у вас холост?
– У нас… (называют имя) не женат да… (также называют имя) не женат!
– Извольте выбирать!
После этого играют в «Ворота»:
Как за городом
Стоят трое ворот…
При этих словах становятся три пары молодых, из которых одна пара, взявшись за руки, подымает их кверху, образуя как бы ворота:
В первы ворота
Проезжали сватовья.
Две пары проходят в первые ворота.
В другие ворота
Провозили сундуки.
Провозят сундук во вторые ворота.
В третьи ворота
Проезжали женихи.
В третьи ворота проходят парень с девушкой, называвшейся его невестой и обязанной вместе с ним плясать и петь. В это время кричат:
Кто сына женит,
 У кого дочь берёт?
… (называют имя) сына берёт.
… (также называют имя) женится.
… (также называют имя девушки) красавицу-девицу берёт.
Он берёт-берёт.
Она идёт-идёт.
Девушки спрашивают жениха, как он любит свою невесту. Он должен ответить: «Она мне дороже всего моего богатства».  Затем молодые пляшут, а девушки поют:
Плавала чарочка на меду.
Некому её переняти…
Переймёт – не переймёт
                её новый господин.
Поднесёт – не поднесёт её госпоже.
– Кушай, выпей всю!
– Что же ты упрямишься?
– Что ж тебе не нравится?
– Ведь я тебя не силой брал, я к вам свата посылал.
– Сват откланялся твоему отцу, всей твоей семье и твоей родне.
Эта песня поётся трижды, после чего девушка, сидевшая во время песни посреди избы на стуле, ловит парня и спрашивает: «Как ты любишь свою жену?» Жених должен ответить: «Я её люблю больше жизни».

Евстигнеева Светлана. «Я её люблю больше жизни» // Самарские губернские ведомости – 150. - №10 (61) – октябрь – 2001. – С. 8.
Евстигнеева Светлана. Игра – народная грамота // Хроники краеведа. - № 6. – 2008. – С. 63.   


Рецензии