Надо ли вступать в союз писателей? Интерес к теме

       Довольно большой интерес к вопросу о вступлении в союз писателей проявляют читатели и писатели портала Проза.ру.
       Большинство просто читают мою статью «Как вступить в союз писателей. И надо ли?». А некоторые откликаются на тему даже рецензиями. На одну из них, опубликованную Владимиром Соколовым на моей странице позавчера, 27.09.2023 г., я решил отозваться небольшой короткой заметкой.
       Сначала размещу здесь точный текст (без редакционных правок) автора рецензии В.Соколова:
       «Рецензия на «Как вступить в союз писателей? И надо ли?» (Алексей Морозов 3)
       "если твоё творчество замечено союзом, это признание того, что ты достоин быть членом" [Союза писателей] -- так автор отвечает на вопрос самодеятельного автора, как стать членом СП.
       Можно было бы задать встречный вопрос, а с какой Луны свалился сам автор с такими советами, если бы он не был членом этого самого Союза. А раз он член, то в чем в чем, а в наивности его никак не заподозрить. Поэтому скорее всего он просто лукавит. В советские времена профессия писателя считалась престижной и попасть туда иначе чем через блат или по комсомольской линии было невозможно. В постосоветские времена процедура упростилась: гони денежку и ты член Союза. Правда, простая взятка, по крайней мере у нас в провинции, не катила. Нужно было издать две книги, которые были достаточным Сезамом для открытия заветных дверей. А вот чтобы издать эти книги, приходилось потратиться и не мало. Члены Союза, как раз состоя при издательствах, получали взятки не непосредственно, а через них.
       Как обстоят дела сейчас ни знаю, но, скорее всего, дорога, а вернее тропка, пролегает по административным Сциллам и Харибдам. Ибо профессия писателя так упала в цене, что ни блатным, ни денежным она на фиг не нужна.
Но во всех случаях, ни талант, ни работоспособность не играли и, скорее всего, не тграют и сейчас никакой роли
Владимир Дмитриевич Соколов   27.09.2023»
       Я специально не исправил орфографические и стилистические ошибки Владимира Дмитриевича, допущенные им в его рецензии, чтобы было понятно, почему «Российский союз писателей», членом которого я являюсь, ни за какие коврижки, ни за какой бы то ни было блат его в члены союза не примет.
       Надо быть просто элементарно грамотным человеком, чтобы ваш текст не оттолкнул от себя читателя. Но самое главное – надо обладать талантом изложения своих мыслей и идей на бумаге. И надо хорошо понимать, в чём же состоит этот талант. Если обладаете талантом и понимаете его истоки, то не нужен никакой блат, не нужны никакие взятки: вас увидят и будут читать. И именно в советские времена это проявлялось наилучшим образом: настоящие таланты замечались практически мгновенно, даже если их обладателями были совсем неопытные начинающие юноши и девушки.
       А теперь надо хоть несколько слов сказать о том, в чём же кроется литературный талант. Где находится его фундамент? Из чего, из каких корней он вырастает?
       Как говаривал один юморист, «ну вопрос, конечно, интересный!», тем более что он действительно интересный, потому что каждый понимает это явление по-своему. Не зря же популярна поговорка: сколько людей, столько и мнений. Поэтому в этой каше разных мнений стоит разобраться.
       Я выскажу своё определение, с которым, конечно же, многие не согласятся: сколько людей, столько и мнений…
       Корни литературного, и не только литературного, таланта сокрыты в глубинах человеческой личности, в самых что ни на есть основах личности. Но тогда надо разобраться, что же является основами личности, что делает личность именно личностью.
       А в основах личности лежат два её главных качества: способность сопереживать чужой боли и чужим бедам и стремление к общественно полезному созиданию.
       Если эти два качества у тебя есть – ты личность, а если их нет – ты индивидуум. И в этой формуле достаточно заменить слово «личность» на слово «писатель», а слово «индивидуум» на слово «графоман», чтобы увидеть приговор самому себе: писатель ты или графоман…
       Не случайно самые любимые в народе писатели и поэты, это те мастера пера, в произведениях которых звучит сострадание боли человеческой души, звучат призывы к добру и созиданию во благо людей. А главный судья во всём и для всех – это простой человек, а из простых людей более чем на девяносто процентов состоит любое общество.
       Ещё в монархические времена в России было немало приближённых к царскому двору и обласканных властью писателей и поэтов, произведений которых теперь никто не помнит… Народ – главный судья всему, что происходит в обществе. Другое дело, что блат и взятки в писательских делах имеет место быть во все времена. Но, несмотря ни на какой блат, издательства всё же вынуждены печатать талантливые произведения, ибо опусы блатных графоманов просто читать никто не будет…
       Так что, как ни крути, издательства никак не обойдутся без талантливых писателей и их произведений.
       Правда, именно среди талантливых писателей как раз и встречаются те самые личности, которые способны сопереживать чужой беде и стремятся только к общественно полезной деятельности. А такие личности не могут молчать, когда видят в обществе что-то несоответствующее нравственным нормам их душ. И они не молчат.
       Хотя очень важно, когда они не молчат… Лев Толстой не молчал (у него даже есть статья «Не могу молчать») в монархические времена, когда ещё не было закона об экстремизме… А сейчас… Один из писателей недавно заметил, что в наше время Лев Толстой попал бы под действие девяти статей закона об экстремизме…
       Так что, да, можно всё-таки признать, что не всегда всё решает только талант. Сейчас власть лучше не критиковать, не выступать с обличающими её сущность статьями, если вы хотите, чтобы перед вами не закрылись все двери всех издательств… Но это всё же исключение: не ругайтесь с властью, и ваш талант обязательно будет замечен и отмечен, потому что в этом случае всё будет решать не блат, а только ваш талант. А если уж поругались, то хоть новую «Войну и мир» напишите, произведение не будет опубликовано нигде и никогда: с экстремизмом у нас борются очень успешно, куда успешней, чем с бедностью…
       Но это ещё не все секреты писательской успешности. Я писал поподробней об этом в одной из своих статей в портале Проза.ру, её можно найти в моей странице под ником Алексей Морозов 3.
       Сейчас повторяться, пожалуй, не стоит. Можно лишь вспомнить о том, что опять же в монархические времена, когда 85 процентов населения России состояло из совершенно неграмотных крестьян, количество писателей исчислялось десятками, а сейчас писателей - многие сотни тысяч… Если же вы опубликуете своё произведение в Litres.ru, в Proza.ru или в Stihi.ru, то оно утонет в океане многих миллионов опубликованных там творений других писателей…
       Если вы запакуете свою записочку в маленькую пластмассовую баночку и бросите её с берега в, скажем, Атлантический океан, то единственное, на что вы можете надеяться, это на то, что ваша баночка рано или поздно прибьётся к гигантскому острову пластмассовых изделий, путешествующему ныне по воле людей в мировом океане… А вы будете думать, что вашу записку никто не прочитал, потому что у вас нет блата, а ещё потому, что вы никому не дали взятку…
       Не надо выдумывать того, чего не существует. Давайте будем реалистами, видящими жизнь объективно во всех её прекрасных и ужасных красках…


Рецензии