На кладбище

Все мы стараемся избегать такой щекотливой темы, как посещение кладбища. Это всегда больно и очень грустно. Сразу переводим разговор на другие темы. Думаем : "Это где-то там, а мы далеко, у нас всё хорошо".

Но жизнь есть жизнь. И мы все теряем родных и близких нам людей...

Мой отец ушёл из жизни 29 лет назад. Он был военным, служил в войсках ПВО. Это был очень грамотный офицер, он добился всего в своей жизни сам. Быстро продвигался по карьерной лестнице и дослужился до подполковника.

Он очень любил военную форму. Всегда отглаженный, белый подворотничок чистейший... Ботинки начищены до блеска, брюки гладил так, что мне не научиться так никогда. Даже мне в детстве гладил брюки. Кстати, первые брюки мне мама сшила из отцовых парадных брюк.

Раньше не продавали брюк на девочек, был вообще тотальный дефицит. Помню стояла я часа 2 за кукурузными палочками, а мне они не достались, остались только хлопья в глазури. Такая была досада!

А за бананами с подругой стояли примерно час, а достались нам зелёные. Мы убрали их в шкаф, но они так и не созрели. Были наверное совсем зелёные.

Отец был очень грамотным, начитанным. Он всю библиотеку в военном городке перечитал. Очень любил Марка Бернеса. Песню "Журавли" (из-под небес по птичьи окликая всех вас, кого оставил на земле...).

А ещё он был прекрасным организатором.

Помню один случай. Я училась в музыкальной школе по классу аккордеона. У меня был шикарный аккордеон Weltmeister (я, по-глупости, его продала, теперь мечтаю приобрести вновь), отец подарил.

А в войсковой части каждый год проводились какие-то конкурсы и соревнования. Маму он отправил бежать дистанцию на лыжах, а меня отправил участвовать в музыкальном конкурсе.

Причём я была категорически против. Но кто же послушает двенадцатилетнего ребёнка. Был дан приказ. А также на время ко мне был прикомандирован старший лейтенант, чтобы носить мой аккордеон от военного городка до штаба войсковой части. А это минут тридцать пешком.

В общем пути отступления не было, пришлось покориться. Играть я решила всем известную песню "В землянке". Надо сказать, что самоуверенности у меня было хоть отбавляй (да и сейчас тоже, ведь люди не меняются). И ноты я с собой не брала. "Зачем? Я и так всё помню. Память великолепная".

И вот начался конкурс. Я сижу на сцене с аккордеоном. В первом ряду актового зала сидят почтенные офицеры (комиссия), человек пять.

Я смотрю на них, начинаю играть. Они все в диком восторге, начинают подпевать : "Бьётся в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза..".

И тут я напрочь забываю ноты, видимо от волнения и такого пристального внимания столь почтенной публики. Я краснею, бледнею, но ничего не получается. Вся комиссия хором поёт и чуть ли не пританцовывает. В конце концов я справилась и,закончив играть произведение, удалилась под бурные аплодисменты со сцены.

Мы заняли третье место, а старший лейтенант восторженно смотрел на меня и гордо нёс мой аккордеон.

Таким был мой папа. Он всё умел: собирать грибы, ягоды, варить варенье, а как солил белые грузди! Какое он варенье варил из земляники! Дочь до сих пор вспоминает. Меня тоже с собой в лес брал. Подъём в 4 утра и вперёд на просеку.
А я боялась, вдруг медведь на нас выйдет! Страшно, аж жуть!

Наводил порядок в доме и меня приучал к порядку и дисциплине. Это мне очень помогает в жизни.

Он прожил недолгую, но насыщенную жизнь, полную ярких событий. Родился он перед самой войной в 1936 году. Жили они в Брянской области. Семья большая: десять детей. Всех надо кормить. Ходил на станцию с братом просить милостыню, ведь малышню кормить надо.

Брат стеснялся, а отец нет, характер был железный.

А когда пришли немцы, он у них "зарабатывал" хлеб. Ему нужно было бегать по кругу, а немцы стреляли ему по ногам и смеялись. Слава богу не попали. После такого "забега" они давали ему буханку хлеба. Бабушка Маруся (мать) плакала и гладила его по голове : "Кормилец ты наш".

А потом их погнали в концентрационный лагерь. Пешком, в любую погоду, вокруг злые собаки и дула автоматов.

В лагере все работали, а у маленьких детей брали кровь для немецких солдат. Так двое деток (мальчик и девочка) умерли в этом лагере. Фашисты проклятые...

После войны бабушка родила ещё двоих деток. Стало опять десять. Про бабушку отдельная история. Мудрая, управленец от бога, детей с дедом воспитали хороших, образование всем дали, многим высшее. Чистота в избе идеальная, дорожки светлые, накрахмаленные, огород сверкает, животина ухожена.

А готовила как! Щи в котелке в печи, каша пшённая, картошечка жаренная, молоко топлёное с пенками...
...


Отец меня очень любил, до слёз. Они расходились с мамой (молодость, горячие головы), потом снова сошлись из-за меня. Мама не смогла выдержать нашей с ним разлуки.

Прожили 10 лет в Казахстане, полигон Балхаш-9. Степь, жара летом, холод зимой...
Затем перевелись в Подмосковье. А место это генерал хотел отдать какому-то блатному офицерику. И начал он сначала по-хорошему просить отца перевестись на Север, горы золотые обещал. Но отец ни в какую: "Дочь у меня подрастает, ей в институт поступать".

И тогда генерал начал мстить ему в открытую. Подставлял, проверки устраивал. Нервы потрепал прилично. У отца язва открылась на нервной почве. В госпитале долго лежал. Мама ему постоянно диету держала.

Видимо всё это вместе и сказалось. В пятьдесят шесть лет его не стало...
Я рыдала так, что мне становилось плохо.

Так не хватает его поддержки, тёплых слов. Это он меня готовил по математике на Олимпиады и в Институт, это его заслуга, что я стала хорошим программистом.

...

На кладбище всегда тишина. Ты, как будто погружаешься в вечность... И понимаешь, что жизнь нам даётся не навсегда, мы здесь временно, чтобы выполнить свои задачи перед Богом и людьми. Один сочиняет песни, другой создаёт машины, третий талантливый актёр.

А кто-то просто воспитывает детей или готовит прекрасный борщ... У каждого своё предназначенье, своя судьба. И если ты сойдёшь с узкой тропинки, на которую тебя направили, то свыше тебе покажут, куда надо идти. А если упираешься ты, то мордочкой об асфальт ткнут. Вот так-то. А вы думаете, что это вы хозяева своей судьбы?! Наивные...
...

Так вот. Я очень уважаю тех, кто работает на кладбищах. Это сильные люди, и в то же время очень чуткие. Там и художники, которые применяют свой талант, вырисовывая лица и цветы на памятниках. Это ведь тоже непросто, нужен талант.

А простые рабочие, которые косят, наводят порядок. Низкий им поклон...

Я всегда приношу на кладбище бутылку водки, сухарики, шоколад. Церковь это не одобряет. Но я это приношу для тех парней, которые трудятся там.

Вот и сегодня я принесла на могилу отца бутылочку, сухарики и шоколад. На крайней могиле сидел уставший от работы мужчина, он косил траву. Такой круглолицый улыбчивый здоровячок.

Я говорю: "Я там бутылочку оставила, помяните". Он : "Всенепременно". И делает такое движение, что , если бы он был в шляпе, он бы её приподнял и поклонился. Такой вот интеллигентнейший молодой человек. Многим "высоким начальникам" до него ох, как далеко!

Художники очень переживают за то, чтобы их работа была максимально приближена к портрету. Просят фото в хорошем качестве, подскажут, как это сделать... Они талантливы по-своему (не всем же в Третьяковке выставляться!).

...

Спешите любить своих близких при жизни. Говорите им о своей любви, восхищайтесь ими, дарите подарки, потом этого уже не будет...
Только памятник и цветы живые и искусственные, только воспоминания.

Подруге тоже цветы принесла. Она умерла 12 лет назад. Даже не знаю от чего. Общались уже мало, у всех свои заботы. Она хотела стать артисткой, а отец мой шутил : "Ну где эта артистка из погорелого театра?!".
 
...

Берегите друг друга и будьте счастливы! Человек рождён, чтобы быть счастливым.
 


 


Рецензии