Дневник 28. 09. 2023

     …с другой стороны, а почему кто-то должен относиться к тебе так, как ты этого хочешь, только потому, что ты желаешь расположения? – спросила себя я. Хорошее отношение – это подарок. А разделённость чувств и душа к душе – тем более.
     Насильно мил не будешь, а на нет и суда нет, так говорят. 

     Клин вышибают клином, план планом.

     Краткий политический расклад. Есть три «сорта» людей, различающихся по цели бытия, истекающей из уровня развития.
     Люди, которые бросают бумажки на улице.
     Люди, которые не бросают бумажки на улице.
     Из первой категории – люди, которые бросают бумажки в любом случае, вне зависимости от того, видят их или нет: фантики, упаковки, шелуху от семечек, банки и прочее, - и люди, которые бросают, когда никто не видит. Первые абсолютно бескультурные, вторые – псевдо культурные. 
     Люди, которые не бросают бумажки, заботятся об обществе и мире. Люди, которые открыто плюют на мир и общество, отличаются от тех, кто приспособился исполнять правило заботы о людях и мире только под страхом наказания, - лишь откровенностью наплевательства.
     Открытой бескультурщины меньше, вторая группа самая массивная. Третья не многочисленна.
     Поскольку истинно созидательной направляющей силой может быть только эта третья группа, о ней и нужно поговорить.
     Её цель – поднять первые две на более высокий уровень. Иными словами, цель разумного порядка: порядка Жизни. Точнее, сделать так, чтобы последующие рождающиеся поднимались на более высокий уровень не изображения культурности, которое слетает, как позолота, при любой маломальской возможности, а на уровень подлинной заботы. Различаются люди в этой группе средствами, которыми они намерены достигать эту цель. Рассмотрим эти предлагаемые средства.
     Анархия. Эта подгруппа считает, что люди и так достаточно высокоразвиты, и нужно только отменить структуру, над ними довлеющую, чтобы всё каким-то чудесным образом организовалось само собой. Эта вера похожа на веру в невидимую руку рынка, которая сама собой всё наладит.
     Иными словами, они предполагают, что каким-то чудесным образом бескультурные и псевдокультурные вдруг станут истинно культурными. Это идеалистическое воззрение, не принимающее во внимание материальных предпосылок. У таких людей отсутствует банальный анализ. Они полагают, что если хищника выпустить из клетки, он станет мирно пастись рядом с козой.   
     Человек, откровенно плюющий на других людей, ни по какой причине, кроме страха быть выключенным из жизни, не будет не плевать. Государство есть страх насилия, который и псевдокультурных принуждает следовать правилам. Как только вы убираете государство, они перестают соблюдать правила.
     То есть анархия как средство к нашей цели однозначно не годное. 
     Давайте рассмотрим другое – капитализм. Идея капитала. То есть жажда богатства автоматически, опять же, организует людей, доводя их до нужной кондиции.
     Что тут не так. А не так тут то, что культура – есть ограничение. И ограничение предполагает важность ограничений. Между тем, капитализм есть строй безграничного накопления. Ты можешь быть богаче и богаче и богаче, вплоть в бесконечность – насколько у тебя хватит изворотливости. То есть сам принцип культуры как заботы об обществе не соблюдается.
     Обращаясь к притче, напомню, что Христос преломил хлеб и разделил рыбу. Преломил – значит, разделил. И все оказались накормлены. Цель – накормить всех. Средство – правильное распределение имеемого.
     При капитализме, исходя из преимущества, главенствования частной собственности цель – накормить себя. Средство – положить как можно больше в свой карман. Согласитесь, есть разница? Я говорю именно о сути, а не о декларациях капитализма.
     Монархия. Это неограниченная власть: царь – всему закон, либо – конституционная монархия – ограниченная власть. В первом случае, опять же, безграничность, и в обоих случаях – нет цели накормить всех и нет средства – разделения, то бишь, современными словами социализма, распределения созданных благ.    
     Таким образом, ссылаться на веру в Христа при защите монархии и капитализма неправомерно. Это не соответствует подлинному смыслу учения.
     Отсюда мы сужаем средства в достижении цели: не монархия, не анархия, не капитализм. Соответственно, феодализм и рабовладельческий строй по той же причине неравномерного (равно неверного) распределения создаваемых народом благ отпадают.
     Культура – это правило, правило требует соблюдения, соблюдение правила при отсутствии его наличия внутри человека обеспечивается страхом насилия. Либо страхом отвержения – через стыд. Следовательно, как минимум, до того момента, как общество научится взращивать людей до состояния испытывать этот страх отвержения без вылета человека в нарциссическую программу (псевдокультуру и бескультурность), нужен будет аппарат принуждения к соблюдению правила. 
     Итак, государство как кнут – одно из средств.
     Государство как пряник это не задабривание и не подкуп. Это вразумление. Чтобы дорастить человека до определённого уровня, его нужно воспитать и образовать. Это делается через науку – от слова «научить». То есть через процесс взращивания отношения к миру и людям. Это как введение человека в определённое пространство. Точно так, как если бы вы вели его через поля и леса к определённому месту, но в духовном плане. Соответственно, нужны две вещи… три. Само знание, программа и доступ. Само знание – люди, уже находящиеся в том пространстве, куда нужно вести. Программа – способ доведения до нужного «места» (уровня). Доступ – это возможность вести. Такую возможность обеспечить может только власть. Следовательно, государство как пряник – это наличие власти в руках осведомлённых – просвещённых людей.
     Чтобы таких людей было больше, достаточное количество, нужно просвещение.  На первых порах советской власти оно обеспечивалось ликбезом («ликвидация безграмотности»). Кстати, на примере этого слова вы можете понять, как образовывались некоторые русские слова. Просто со временем мы утратили их истоки – полное звучание. Марксистские кружки, тайные общества декабристов  или народовольцев – тоже пример просвещения.   
     Итак, обязательно: а) наличие государства, то есть власти, для ограничения беспредела, отсюда смысл власти – создание границ, и одним из средств этого смысла становится цензура. Сразу наметим тормоз стремления в бесконечность: на цензуру тоже должна быть цензура, то есть сама цензура тоже непременно должна иметь границы, очерченные смыслом существования запрета. Б) наличие грамотного распределения, которое автоматом отсекает наличие безграничного накопления, поскольку это противоположные, взаимоисключающие вещи. Таким образом, приоритета частной собственности не может быть и власти одного человека не может быть, по той простой причине, что человек не бог, как бы умён он ни был, он ограничен рамками плоти.
     Третье, чтобы было что распределять, это что-то нужно создать. Для того чтобы это что-то было создано, нужно знать, что ты хочешь создать, и иметь условия для создания. Как мы узнаём, что мы хотим? Мы задумываемся о том, что нужно нашему телу и что нужно нашей душе, то есть психике. Если приходится выбирать ввиду невозможности сразу обеспечить и то, и это, преимущество отдаётся психике, потому что без здоровой психики не будет и плоти через какое-то время. Таким образом, мы вычленяем процессы, обеспечивающие, в первую очередь здоровье души и тела, во вторую очередь, излишки для тела – всё то, что идёт плюсом к названному минимуму. Эти процессы, включая воспитание и образование, а так же необходимый минимум приложения силы для того, чтобы они могли быть осуществлены, будут процессами первостепенного значения. К ним будут относиться и те кажущиеся лишними вещи, которые обеспечивают разгрузку психики, в том объёме, который не нарушает общего порядка Жизни. Маленькие «радости жизни». Потому что загруженная психика не может существовать в порядке, по той причине, что она хаотична: она утрачивает стержень, ось – то, что называют устойчивость. 
     Итак, в фокус (сосредоточение усилий) заботы об обществе вынесены: психика – её ось*, то есть здоровье, что обеспечит воспроизводство здоровья и Жизни; средства обеспечения этих усилий: организация.
     Что является основой в создании, кроме цели? Вдохновение и мастерство. Так мы приходим к необходимости людей, которых называют специалистами и профессионалами. Отсюда второй, подчинённой первой цели будет обеспечение профессионализма – уровня подготовки. Идея – профессионализм, средство – образование. И здесь мы смотрим выше, что я говорила в первом случае про образование и воспитание. Нужны знания, программа (план донесения), доступ.
     Итак, назовём ключевые опоры нашей новой идеи. Границы (рамки, рама). Душа (психика). Вдохновение (ар, поток). Мастерство (профессионализм). Знание (ВЕ дание). Ведение (ВЕ деяние). Энергия.
     Энергия РА, преобразуемая в энергию ВО(ли). РА – первозданная, то есть даруемая человеку с рождения, радость жизни.  Наличие этой ключевой опоры автоматически отвергает понятие жизни как скорбного процесса. С другой стороны, необходимость преобразования дикой безудержной природной энергии в энергию созидания, то есть воли, отменяет понятие жизни как непрестанного, опять же, ничем не ограниченного (бесконечного) процесса удовольствия. Потому что безграничного удовольствия для всех не бывает, и потому что наличие воли подразумевает умения именно себя ограничивать. Так мы получаем ещё одну опору: дисциплина (сила).
     Воля подразумевает наличие цели и планирование.               
     О главенствующей цели я сказала выше. Планирование должны осуществлять люди, обладающие знаниями. А задача государства – обеспечить им условия для работы.
______
*психики

     Несмотря на наличие границ для здоровья психики должно присутствовать и что-то безграничное. Безграничное безопасное.
     Безграничное безопасное – та ЛЮБОВЬ к людям, которая лежит в основе заботливого и бережного обращения к миру.
     Она становится той тарой, тем бесконечным неисчерпаемым горшочком, из которого мы берём питание – силу двигаться к цели.
     Наличие этой тары и есть закрома рая: та(м) ра(й). 

     Поскольку мы есть, а в нас есть рай, то рай есть на земле. Ра й(а)* – источник живой первозданной радости.
     Волос (воля) – средство её сохранения. Если вы замечали, радость и воля пропадают одновременно с любовью.  Значит, они едины. Я говорю о святой троице. Энергия жизни – бессмысленная*, энергия воли – осмысленная, любовь – замыкает её в круг, создавая непрерывность движения, то есть ВЕЧНОСТЬ.
     Велес – выражение воли: веление. (Волос/Велес)
________
*РА «я». Не исключает радость «мы».
**спонтанная, не целенаправленная
 
     «По щучьему велению, по моему хотению, ступайте, сани, в избу сами…» И что мы имеем? Отопление, которое отапливает наш дом, как печь, и не надо ходить за дровами; водопровод – не надо ходить к проруби за водой; стиральные машины, у кого-то и посудомоечные; просто машины…   
     Стали люди в этом более счастливы? Их плоть стала менее загружена, но психика так же постоянно подвергается перегрузкам, и всё те же беды… 
     Может, потому что желать нужно чего-то другого?

     Это матрица. То, что мы принимаем. Принятие в себя.
     Есть отрица. То, что мы отрицаем (отвергаем). 
     Равно значимы в жизни как принятие, так и отрицание.
     Мат(ь)рица. От(ец)рица. Оба родителя имеют равное значение. С точки зрения важности их существования.   
     Поэтому важно не только смирение (принятие), но и протест (несогласие). 
     Если вы отнимаете право на возражение, вы перекашиваете систему. Но поскольку протест (отрицание) такая же естественная и необходимая часть жизни, он накапливается и выплёскивается. Вы лишили систему отца - отец дал о себе знать, так случилась революция.      
     Сейчас тоже копится отрицание.
     Надеюсь, вы понимаете, что его выплеск неизбежен, как бы ни затыкали рот, вопль прорвётся.
     Либо вы примете отрицание и позволите ему оказывать влияние на систему, чтобы она выровнялась, либо вы подвергнетесь насилию, которое будет вызвано избыточно накопленным по вашей вине отрицанием. 

     Но важно помнить, что есть положительное отрицание и отрицательное отрицание. Болезнь отрицает здоровье, здоровье отрицает болезнь, место занимает что-то одно, вытесняя другое. То есть, опять же важно не само по себе принятие и отрицание, а – чего. Что мы принимаем и что отвергаем. Если мы отвергаем хамство и не бережность, это одно, а если хамство и небрежность отвергают нас, это другое. Хамство и свинство. И прочее проявление  бескультурья и псевдокультурности.
     При этом опять же, мы имеем право отвергать – а каким способом мы выражаем отвержение, зависит от его доходчивости: нам важно быть понятыми, а значит, скорее всего, говорить придётся на языке тех, кто отрицает нас. Это меч. Если же более доходчивым в конкретной ситуации оказывается вежливое общение, возможно, какие-то попытки объяснения и стоит предпринять. Только важно понимать при этом, что «понимание» нас может быть изображено. Верить некультурному человеку, плюющему на чистоту и нежность мира явно или тайно, нельзя. Когда веришь, подставляешь под удар не только себя, но и чистоту и нежность мира, потому что она будет нарушена, если не выставить заслон. То есть отрицание не столько даже право, сколько обязанность: долг честного человека.   
     Исполненный долг оставляет чистой совесть.
     Спокойная совесть – залог душевного спокойствия.
     Душевное спокойствие – источник счастья и силы.
 
28.09.2023


Рецензии