Cлучай на Амуре
В 1953-ем, 4-ом, годах, я учился в начальных классах 25-ой школы, Комсомольска-на-Амуре, стоявшей рядом с нашим четырёх этажным домом № 43 на Вокзальной улице. Зимы, помню, стояли морозные , нередко, ниже – 40 градусов, снежные с метелями, наметавшими кое-где сугробы в два метра, так, что мы ходили к своим приятелям, живших в частных домах, и вместе с ними прыгали с крыши дома в снег, и делали в сугробах, что-то типа блиндажей.
Летом, наоборот, стояла жара, иногда, те же 40 градусов! Дожди не частые, но проливные, так что можно было бегать босиком по лужам в трусах. Но, жить на Амуре, и не искупаться в нём в жару, конечно, невозможно. Там, где улица Кирова выходила на берег, или правильно сказать, начиналась от берега, был пляж, неплохо оборудованный, кабинками для переодевания, киосками с закуской. Люди играли в волейбол, загорали и купались. В воде, почти, на всю длину пляжа был, пришвартован большой деревянный П-образный плот, своей перекладиной обращённой к фарватеру, примерно, в 20-ти метрах от берега. По центру, его, была закреплена стальная вышка, метра 2 высотой, и желающие ныряли с неё прямо в Амур.
Я, тогда плавать не умел и плескался у берега.
Мимо проплывали катера Речного флота, пассажирские и грузовые суда с колёсным приводом по бортам, с оглушительным стрекотом пропеллера авиационного двигателя, закреплённого на корме, мчались глиссера, почтовой связи с сёлами района. Но, заметней всех, проходил паром на Пивань, неся на своей палубе пассажирский состав, или 12 товарных вагонов на Совгавань. Казалось, вся река дрожала и гудела от, его, мощной поступи по ней, обращая на себя внимание отдыхающей публики. Этих паромов было четыре: Волга, Дон, Комсомольск и Амур. В работе были только два последних, два других были в резерве и постоянно пришвартованы у берега, в районе паромной переправы. Её, бревенчатые пирсы были построены и оборудованы, по мере того, как два парома, по ленд лизу были поставлены, нам, в войну, американцами, а два других, таких же, позже, построили уже здесь, в Комсомольске, на судостроительном заводе.
Частных моторных лодок, в те годы, почти, не было, но раза два, лёжа на берегу, попадался мне на глаза маленький катерок, метров восьми в длину и не больше двух в ширину, оборудованный автомобильным стеклом на носу и крышей на всю длину до кормы, где располагалась дверка входа, она же и выхода из этого суденышка. От бортов до крыши, были невысокие стенки с двумя-тремя небольшими оконцами. Двигатель был, наверно, от какого-то автомобиля, довольно слабый, ибо скорость катерок показывал небольшую. Взять на борт, в свой кубрик, человек 10, он наверно мог.
Когда я его видел последний раз, возможно, это был его последний рейс, ибо больше я его никогда не видел, и наверное, никто не видел.
II
В 59-ом году отцу, по новому месту его работы, дали квартиру на проспекте Мира 47 (несколько месяцев, ещё, он назывался Сталина) рядом, на проспекте Ленина, стояла школа № 1, где я и заканчивал последние классы учёбы. Три года я сидел за одной партой со Стасиком Панасекиным, ставшим моим другом на всю жизнь. После школы, я и он закончили наш Вечерний Политехнический институт, он выучился на строителя и работал в ОКСе (отдел кап строительства) на Судостроительном заводе, я выучился на электромеханика и работал на Авиационном заводе, на Дзёмгах, у каждого была лодка и машина, да в придачу, и дача. Немало времени мы провели вместе. *
Он рос с матерью без отца, но у него был дядя – брат матери, и он до некоторой степени заменял ему отца. Он то и взял с собой, однажды, летом на пикник племянника Стасика, на один из островов Амура, на этом самом, катерке. Вот, как описывал мне, эту поездку, сам Стасик.
– День был солнечный, небольшая группа дядькиных сослуживцев, с выпивкой и провизией, собралась на берегу, в приподнятом настроении. Вскоре, подошёл этот катерок, мы, погрузились, и отчалили, идя вверх, против течения, в сторону Шараханды, мимо пляжа, спасательной станции , мимо дебаркадеров. Хорошо помню, что перед рулевым стояла бутылка водки и стакан, что мне, сразу, не понравилось. Нас покачивало, но не сильно, вдруг, катерок медленно и плавно подняло, накренило и перевернуло! Вероятно, волну от какого-то встречного судна с глубокой осадкой, рулевой прозевал, и вместо того, чтобы развернуться и поставить ей нос, подставил борт. Входная дверка в кубрик была открыта, вода хлынула и быстро, его, заполнила. Мы, как топор пошли ко дну и жёстко стукнулись о дно реки. Дядька схватил меня, мы в числе первых вылезли из кубрика, и, помню, долго поднимались до поверхности, глубина была порядочная. Один за другим стали появляться на поверхности и другие пассажиры. Дядька, со мной на спине, поплыл к берегу, некоторые не умели плавать, но умевшие помогали им, и кажется, все добрались до берега. Лишь, одна тётка, с большой задницей, застряла в выходе, и не смогла выбраться. Наше счастье, что она выбиралась, последней. Если бы первой, то закрыла бы всем выход, и мы бы все утонули.
* Почитайте: https://stihi.ru/2020/11/26/9677
На фото: вид набережной Комсомольска, начала 21-го века.
29 сентября 2023 г.
Свидетельство о публикации №223092901601